Перцептивная сторона общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка модели и выявление динамических особенностей перцептивной стороны общения в коллективе.
В соответствии с целью основная задача исследования состоит в теоретическом обосновании перцептивной компетентности, позволяющем определить ее структуру; разработке методики исследования, направленной на выявление особенностей развития перцептивной компетентности в профессиональной деятельности, установлении взаимосвязи перцептивной компетентности с социальным интеллектом как с интегральной способностью, обеспечивающей успешное общение и адаптацию.

Оглавление

I Глава. Перцептивная сторона общения ………………………………….5
1.1 Первое впечатление …………………………………………………...5
1.2 Длительное общение …………………………..………………………9
1.3 Наши поступки в общении……………………………………………11
1.4 Самоподача в общении.………………………………………………12
1.5 Перцептивный блок общения………………………………………..15
II Глава. Познание личности другого……………………………………..18
2.1 Социальная – перцептивная стереотипизация ………………....…...18
2.2 Общение и коммуникации………………………… …………………22
2.3 Рефлексорно – перцептивный тренинг …………………………..….29
2.4 Тестирование личности………………………………………….…….35

Файлы: 1 файл

Изучение перцептивной стороны общения в коллективе.(2).docx

— 543.37 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…3 

I Глава. Перцептивная сторона общения ………………………………….5

   1.1 Первое впечатление …………………………………………………...5

   1.2 Длительное общение …………………………..………………………9

   1.3 Наши поступки в общении……………………………………………11

   1.4 Самоподача в общении.………………………………………………12

    1.5 Перцептивный блок общения………………………………………..15

 II Глава. Познание личности другого……………………………………..18

   2.1 Социальная – перцептивная стереотипизация ………………....…...18

   2.2 Общение и коммуникации………………………… …………………22

   2.3 Рефлексорно – перцептивный тренинг …………………………..….29

   2.4 Тестирование личности………………………………………….…….35

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….........39 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….41 

 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ. 

      Цель  исследования: разработка модели и выявление динамических особенностей перцептивной стороны общения в коллективе.

     В соответствии с целью основная задача исследования состоит в теоретическом обосновании перцептивной компетентности, позволяющем определить ее структуру; разработке методики исследования, направленной на выявление особенностей развития перцептивной компетентности в профессиональной деятельности, установлении взаимосвязи перцептивной компетентности с социальным интеллектом как с интегральной способностью, обеспечивающей успешное общение и адаптацию.

      Актуальность  исследования: Деятельность и взаимодействие – это значимая часть жизни человека, где он является субъектом и объектом восприятия, оценивания и понимания. Умение проявить гибкость, дипломатичность, корректность в определенной ситуации может способствовать завоеванию публичного авторитета, а проявление чрезмерной экспрессивности, агрессивности, приступа гнева – наоборот, создаст репутацию асоциального характера. Для выбора необходимой линии поведения важно умение адекватно оценить происходящее. Иными словами, это умение быть компетентным.

      Компетентность  связывается с определенной областью деятельности и определяется как  интегральное свойство личности, характеризующее  ее стремление и способность реализовать  свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности.

Степень     научной     разработанности     проблемы  исследования: перцепция определяется как «познание другого», выступающая в качестве регулятора общения и выполняя перцептивно-диагностическую функцию. В психологии выделено три формы познания человека человеком, которые способствуют становлению опыта познания других людей: практическое значение (определенный вид деятельности), художественное познание и моделирование характеров, и научно-психологическое познание (Б.Г. Ананьев).

     Исследования, в которых изучалось восприятие и понимание человека, общности людей, особенности социальных объектов, проводимых А.А. Бодалевым, Г.Л. Андреевой, В.С. Агеевой, В.Н. Кунициной, С.В. Кондратьевой, С.Л. Рубинштейном, В. Виттрайхом, К. Готтшальдом и др., показывают, что формирование оценки внешних событий в зависимости от внутренних структур сопровождается рациональным осмыслением и эмоциональным отношением.

     На  основании анализа концепций  восприятия возникает мнение о сложности  и многосторонности данного процесса. Сложность перцептивной стороны общения состоит не только в ее структуре, но также в вопросе оценке ее развития (Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская). Одним из альтернативных подходов к данной проблеме является анализ содержания и структуры когнитивных компонентов, которые опосредуют процессы межличностного восприятия.

Объект  исследования: перцептивная сторона общения в коллективе.

Гипотезы  исследования: состоят в том, что:

- развитие социально-перцептивной компетентности (ее информационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого и др. компонентов) обусловлено процессом профессионального развития;

- показатели социального интеллекта, характеризующие способности к 
познанию особенностей поведения, взаимосвязаны с компонентами социально-перцептивной компетентности: на разных стадиях профессионального развития существует взаимосвязь информационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого   компонентов   социально-перцептивной   компетентности   с социальным интеллектом как с интегральной способностью или некоторыми его показателями;
 
 

    I Глава. Перцептивная сторона общения.

    1.1.  Первое впечатление.

  Психологами было обнаружено несколько типовых  схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

  Наиболее  часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее.

  При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.

  Не  менее важными и узнаваемыми  являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер  по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек  нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики).

  В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются г или  недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с –фактором привлекательности — чем более внешне привлекателен для ; нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Следующая Схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к: нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора " отношения к нам".

  Отсюда  можно сделать заключение, что  позитивное, отношение к нам порождает  сильную- тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, — негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таково действие рассматриваемого фактора.

  Рассмотренные нами три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки — превосходства, привлекательности и отношения к нам.

  Очень важно отметить, что все эти  три фактора охватывают практически  все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное  восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях (а такие ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно отсутствуют в реальной жизни). Причем в этих же экспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Почему это происходит? Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения. В каждой ситуации в "фокусе" восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. Все же остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Таким образом, восприятие любого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное и неправильное.

Однако  важно знать не только схему восприятия, но также и те

Ишаки во внешности другого человека или  в ситуации, которые "запускают" восприятие по этой схеме,

  Исследования  показывают, что для определения  параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации:

  1. одежда человека, весь его имидж;
  2. манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

  Кроме этих двух признаков, других у нас  нет. Но эти источники реально  значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.

  Выделить  превосходство с помощью каких-то внешних, т.е. видимых средств, всегда очень существенно.

  Вместе  с демократизацией общества официальная  роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее связь одежды с социальным положением остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать род занятий.

  В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека ("Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку", — гласит древняя поговорка). Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком.

  В чем проявляется превосходство  в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.

  Манера  поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного, а также вследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходства влияет весь опыт человека и его внутренняя позиция. Отменим, что действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения.

  Если  с определением знаков превосходства  особых затруднений н; возникает, то относительно знаков привлекательности все обстоит иначе. Спросите себя или своих знакомых, каковы внешние знаки, позволяющие считать одного человека привлекательным, а другого нет? Удовлетворительного ответа вы не получите, хотя практическое определение привлекательности, как правило, проблем не вызывает. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перцептивная сторона общения