Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: разработка модели и выявление динамических особенностей перцептивной стороны общения в коллективе.
В соответствии с целью основная задача исследования состоит в теоретическом обосновании перцептивной компетентности, позволяющем определить ее структуру; разработке методики исследования, направленной на выявление особенностей развития перцептивной компетентности в профессиональной деятельности, установлении взаимосвязи перцептивной компетентности с социальным интеллектом как с интегральной способностью, обеспечивающей успешное общение и адаптацию.
I Глава. Перцептивная сторона общения ………………………………….5
1.1 Первое впечатление …………………………………………………...5
1.2 Длительное общение …………………………..………………………9
1.3 Наши поступки в общении……………………………………………11
1.4 Самоподача в общении.………………………………………………12
1.5 Перцептивный блок общения………………………………………..15
II Глава. Познание личности другого……………………………………..18
2.1 Социальная – перцептивная стереотипизация ………………....…...18
2.2 Общение и коммуникации………………………… …………………22
2.3 Рефлексорно – перцептивный тренинг …………………………..….29
2.4 Тестирование личности………………………………………….…….35
1.2. Длительное общение.
В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.
В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. Однако это понимание существует, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого человека в общении дает нам материал для выводов. Проблема состоит в следующем: мы иногда не знаем, что это за материал, что, собственно, мы восприняли и как это у нас вышло.
Как понять своего партнера? Психологические исследования показывают, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также о его отношении к себе.
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам — все это имеет определенное содержание и несет информацию о внутренних состояниях человека. Конечно, то, что максимально привлекает наше внимание в облике другой человека, — это его лицо.
Действительно, можно сделать "умное" лицо и тем самым воздействовать на мнение о себе, а кроме того, лицо часто бывает одухотворенным", "смешным", "просветленным", "угрюмым" и т.д.
Таким образом, первое, что отражается в лице человека, — это эмоции. Существуют семь основных выражений лица: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (или презрение) и интерес. Восприятие эмоционального состояния человека по лицу просходит очень быстро и точно.
Важную роль при чтении информации "с лица" играет направление взгляда.
Однако хотя лицо является главным источником психологической информации, тем не менее во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется. Это связано с тем, что мимика лица хорошо контролируется человеком, несмотря на рассуждение представления о том, что лицо может выдавать человек. Даже тогда, когда он этого не хочет ("как на лице написано").
При определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.
Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое — особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими бы опытными и умудренными жизнью и знаниями мы бы ни были, для того чтобы понять человека, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.
Механизмом
этого типа восприятия и понимания
другого является эмпатия. Эмпатия
основана на умении (которое определяется
стремлением) поставить себя на место
другого, взглянуть на всё его глазами,
прочувствовать его состояние и позицию
и учесть их в своем поведении.
1.3. Наши поступки в общении.
Мы рассмотрели вопросы нашего видения и понимания людей. Но, необходимо еще ответить на вопрос, как мы понимаем их действия, и не только потому, что человек лучше виден через свои поступки (как говорил И.В. Гете: "Поведение — это зеркало, в которое" каждый показывает свой лик", что и потому, что адекватное понимание действий человека может, в конечном счете, привести к успеху взаимодействия с ним.
К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководитель встречает вас комплиментами. С чего бы это? Вы действительно так хорошо выглядите сегодня или ему что-то от вас нужно? А может быть, у него просто хорошее настроение?
Вы рассказываете о своих проблемах другу, а он вдруг посередине разговора извиняется и просит отложить разговор на завтра. Почему? У него какое-то срочное дело именно сейчас или вы ему просто надоели со своими проблемами?
Для каждого из нас от понимания истоков действий и их причин
во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком.
Путч и механизмы такого понимания не могли не заинтересовать
психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин)
поведения.
Когда
происходит каузальная атрибуция? Необходимость
в ней Появляется в тех случаях, когда
возникают неожиданные преграды и трудности
на пути совместной деятельности. При
возникновении .трудностей и конфликтов,
а также столкновении интересов или взглядов
люди прибегают к каузальной атрибуции
своего или чужого поведения и пытаются
таким образом оказать влияние на дальнейшие
события. Причем чем большие затруднения
встречаются нам при взаимодействии, тем
более серьезно мы подходим к поиску причин
этих затруднений.
1.4. Самоподача в общении.
В общений участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов — самопредъявление, самопрезентация). По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.
Например, когда мы смотрим на дерево, паше внимание в общем и целом зависит от нас самих: если у нас плохое настроение, то мы обращаем внимание на уродливые наросты на стволе, а если хорошее — то на зеленую листву. Дерево не в состоянии само управлять нашим вниманием — оно не может "прикрыть" некрасивое место ветвями, не может успокаивающе пошелестеть листьями. При восприятии конкретного человека все обстоит иначе. Каждый может управлять вниманием партнера — надеть яркую одежду, что-то подчеркнуть в своем поведении, а что-то затенить и, таким образом, создать своеобразную иерархию признаков своего образа. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно, с тем же успехом, что и осознанно, хотя, конечно целенаправленная самоподача иногда может быть совершенно неотразимой.
Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача (причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления). Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия.
К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.
Самоподача превосходства. Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства — одежду, мазеру речи и поведения. Но поскольку самоподача— это управление {вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы при подобном механизме социального восприятия были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены.
Самоподача
превосходства имеет очень
Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее. Признаком превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные нарушения норм общения..
Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого.
Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.
Самоподача отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему — чаше хорошее, но иногда и плохое.
Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Они очень точно и полно описаны сатириками. Н.В. Гоголь, уделявший много внимания описанию самоподачи Чичикова, дает очень полный список вербальных приемов. Вот только некоторые из них.
Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что.. ", "я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всеем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.
Самоподача
влияет на общение всегда, совершенно
независимо
от того, насколько полно люди ее себе
представляют и как они к
ней относятся. .
Таким
образом, самоподача объективно присутствует
в лю-; бом общении, хочет того человек
или нет. Это значит, что она в любой ситуации
может послужить источником ошибок при
восприятии другого человека. Самоподача
играет важную роль в дружеских и деловых
отношениях. Именно поэтому, если ее влияние
недоучитывается, то это является непростительной
ошибкой.
1.5. Перцептивный блок общения.
Если попытаться охарактеризовать игры перцептивного блока в трех словах, то мы получим: чувство- сочувствие- в- чувствование. Потому что чувства - это то, что может и объединить, и разобщить людей. Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: " Понять- значит простить, простить- значит - принять. " Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми ( и детьми ), принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть- во всем согласными с нами.
Сегодня
механизм выстраивания перцептивной стороны
общения во многом ориентирован на
гуманистическую концепцию
В данный блок включены игры, предоставленные Эндрю Флюгельманом и Лаурой С. Франк . Сборник игр "Приключения в классной комнате", выпущенный под их редакцией, пользуется большой популярностью в различных областях США. Ведущий целью их программы общения является "развитие чувственной сферы людей как главного инструмента познания себя и других". В задачи тренинга входит: