Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: разработка модели и выявление динамических особенностей перцептивной стороны общения в коллективе.
В соответствии с целью основная задача исследования состоит в теоретическом обосновании перцептивной компетентности, позволяющем определить ее структуру; разработке методики исследования, направленной на выявление особенностей развития перцептивной компетентности в профессиональной деятельности, установлении взаимосвязи перцептивной компетентности с социальным интеллектом как с интегральной способностью, обеспечивающей успешное общение и адаптацию.
I Глава. Перцептивная сторона общения ………………………………….5
1.1 Первое впечатление …………………………………………………...5
1.2 Длительное общение …………………………..………………………9
1.3 Наши поступки в общении……………………………………………11
1.4 Самоподача в общении.………………………………………………12
1.5 Перцептивный блок общения………………………………………..15
II Глава. Познание личности другого……………………………………..18
2.1 Социальная – перцептивная стереотипизация ………………....…...18
2.2 Общение и коммуникации………………………… …………………22
2.3 Рефлексорно – перцептивный тренинг …………………………..….29
2.4 Тестирование личности………………………………………….…….35
- развивать уважение и самоуважение;
- преодолевать внутреннее беспокойство;
– учиться поддерживать друг друга;
- уметь доверять и доверяться;
- преуспевать без соперничества;
- верить, что все это необходимо и в школе.
Основными приемами узнавания и принятия мира другого человека являются идентификация, или уподобление ( делай, как Он- поймешь, какой Он ), и рефлексия, т.е. стремление осознать, как воспринимается он не только с тобой, но и с другими людьми. Вот почему большинство игр имеет похожую форму: на первом этапе участник работает индивидуально, а затем включается в общее обсуждение предложенных вопросов: узнает и предлагает себя, признает и принимает других.
УПР.1
НЕ В СВОИХ САНЯХ.Эта игра развивает
умение принять иной образ жизни, как бы
ни был он далек от нашего собственного.
Ведущим заранее подготовлены карточки
двух видов. На одних карточках обозначены
наименования ( людей и предметов ) , на
других ряд вопросов.
ЗАДАНИЕ: добровольцам раздаются карточки
с названиями. Участники игры оповещают
группу о своем наименовании. Затем им
задаются вопросы, на которые они должны
ответить в соответствии со своим новым
положением.
Например, Галина получила карточку с
названием "лягушка". На вопрос: "Твоя
любимая птица?" она уверенно говорит:
"Мухи!".
Наименования: лягушка, утес, коротышка,
дылда, толстяк, йог, помидор, чукча, китаец,
человек с легким характером, человек
с тяжелым характером, мальчишка 12 лет,
барышня 15 годков, учитель, проработавший
в школе 15 лет и т.д.
ВОПРОСЫ:
Ваша любимая игра?
Ваша любимая еда?
Что вы любите делать больше всего на свете?
Чем вас можно рассмешить?
Какими словами вас можно сделать счастливым?
Печальным? Злым?
А после игры попробуйте ответить на вопросы: Легко или трудно показалось для вас прокатиться " в чужих санях"?
Почему все-таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санях ?"
УПР.2
КРУГ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Эта
игра тоже заставляет задуматься и
о своей, и о жизни людей
рядом с нами.Ведущий чертит на
полу большой круг и предлагает следующее
задание:
- Это срез вашей жизни, одного типичного
дня. Сначала разделим круг на четыре условные
части пунктирными линиями. В каждой четверти
- шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь
покажет сколько времени у него уходит:
- на сон,
- на школу,
- на друзей,
- на работу,
- на семью,
- на одиночество,
- на работу по дому,
- на все остальное?
Глядя
на круг своей жизни, задумайтесь
над вопросами: Довольны ли тем, как
проходит день? Пусть в идеале, но
какие границы хотелось бы изменить
в этом круге? Что легко и что
трудно изменить в вашей жизни?
II Глава. Познание личности другого.
2.1. Социально-перцептивная стереотипизация.
Впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает у него наличие определенных качеств. Конечно, не стоит думать, что этот набор стереотипов неизменен, что все педагоги рисуют себе одинаковый образ «отличника», «двоечника», «общественника-активиста» и т. д. Надо заметить, что все оценочные стереотипы носят подчеркнуто субъективный, индивидуальный характер. В этом нет ничего удивительного, поскольку каждый стереотип представляет собой закрепленный опыт общения с учащимися, опыт данного конкретного педагога. Например, на информацию о том, что в его группе будет учиться активист, ярко выраженный лидер, различные педагоги будут реагировать по-разному. Один в силу своего стереотипа может предположить, что педагогическое управление группой облегчится; другой, напротив, имея негативный опыт общения с «активистами», может наделить такого учащегося чертами карьериста, человека с демонстративно вызывающим поведением и т. п.
Говоря об индивидуальном содержании педагогических стереотипов, все-таки нельзя забывать об одинаковой направленности и распространенности многих из них. Не требует доказательств утверждение, что среди преподавателей чрезвычайно распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится — значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо — значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т. д. По этой проблеме выпущены сотни работ, цитировать которые нет необходимости. Упомянем лишь то, что одно из первых исследований, посвященных стереотипам хорошего и плохого ученика, было проведено Б. Г. Ананьевым еще в 1935 году.
Некоторые исследования, а также педагогическая публицистика обращают внимание и на такой педагогический стереотип, в соответствии с которым «неблагополучными» детьми чаще всего являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча (пассивно, подчиненно) реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. Практика показывает, что чаще всего педагоги просят психолога «поработать» именно с такими «неуправляемыми» детьми, считая их склонными к асоциальному поведению. Учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний, оцениваются польщенным педагогом как благополучные и почти никогда не попадают в список «трудных». Несомненно заслуживая самого детального рассмотрения, данный феномен связан одновременно и с самыми общими, универсальными психологическими закономерностями. В этой связи особого упоминания заслуживает работа индийских психологов Пандей Джанак и Сингх Пурнима, в которой экспериментально показано, насколько лесть и преувеличенно трепетное отношение к указаниям начальства приводят к одобрению руководителем самого «льстеца». Причем этому оказались подвержены и те руководители, которые пользовались репутацией бесстрастных, объективных, подчеркнуто официальных.
Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического общения. Кажется удивительным и малоправдоподобным, что профессиональная оценка личностных качеств ученика может зависеть от его внешней привлекательности. Однако этот эффект проявляется не только в оценках подростков, но и малышей. В одном из экспериментов студенткам университета — будущим педагогам — были даны описания проступков, которые совершили семилетние ребята. К этим описаниям были приложены фотографии «виновников». Оценивая свое отношение к этим малышам и их поведению, студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность (А. А. Бодалев, 1983).
Как и
любой другой человек, педагог почти
никогда не осознает влияния эмоционально-
Итак, педагогические стереотипы существуют и играют определенную роль в познании педагогом личности учащегося. Плохо это или хорошо? Ответ на этот вопрос вряд ли может быть простым и однозначным.
Во-первых, мы поддерживаем позицию известных психологов Г. М. Андреевой и В. П. Трусова, считающих, что для соблюдения научной корректности необходимо учитывать момент приписывания, опосредующий и заменяющий познание как таковое. Бессмысленно оценивать процесс приписывания как «плохой» или «хороший»; необходимо всесторонне изучать его для того, чтобы дать какие-то рекомендации себе и другим. Само по себе раскрытие содержания и механизмов этих процессов способствует коррекции и самокоррекции в сфере восприятия и оценки окружающих.
Во-вторых,
если все-таки попытаться ответить на
этот вопрос с практической точки
зрения, то равноправие «плохого»
и «хорошего» аспектов станет совершенно
очевидным. Почему «плохо» — вполне понятно
и объяснимо. Традиционно считается, что
стереотипы ведут к ограничению «педагогического
видения», блокируют способность адекватного
и всестороннего познания личности учащегося,
что негативно влияет на отношение к нему
и снижает эффективность управления учебным
процессом. В свою очередь, для ответа
на вопрос, почему стереотипы — «хорошо»,
полезно осознать, что же мы вкладываем
в понятие «опытный учитель (мастер производственного
обучения)». Одним из главных качеств опытного
педагога считается его способность уже
при первой встрече с учащимися определить
их основные особенности, наметить распределение
ролей в коллективе. Опытный педагог, впервые
войдя в новую группу, отмечает: «Вот этот,
скорее всего, доставит мне много хлопот,
крепкий орешек, а этот...» Что это, как
не опора на педагогические стереотипы,
в основе которых лежит опыт педагогической
работы, постоянного взаимодействия с
детьми? Познавательная функция стереотипов
налицо.
2.2.
Общение и коммуникации.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.
Невербальная коммуникация:
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.
В наиболее важный для ребенка круг общения входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, — те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто, в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть первый круг желаемого общения отсутствует. Как частный случай в первый круг общения попадает и группировка.
Охарактеризуем объем первого круга желаемого общения для учеников изученных нами классов. Соответствующие данные представлены в табл. 24. Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1.
В каждом классе есть дети,
не имеющие первого круга
В хуже организованных 3 «А» и 6 «А» классах таких детей больше, чем в 3 «Б» и 6 «Б». Этим еще раз подтверждается, что в хорошо организованном коллективе легче устанавливаются благоприятные отношения между его членами, и наоборот.
2. Далее
обнаруживается следующая тенденция:
чем старше дети, тем шире
у них первый круг желаемого общения, тем
с большим числом одноклассников
они стремятся установить близкие отношения.
У большинства учеников треть
их классов первый круг общения состоит
из одного-двух одноклассников: в
3 «А» классе таких учеников 26, или 76 % всех
учеников класса, в 3 «Б» классе —
23, что составляет 72 %, в 6 «А» и 6 «Б» классах
таких школьников соответ
ственно 17 (53 %) и 15 (48 %). Среди шестиклассников
гораздо больше учени
ков, у которых в первый круг общения входят
3 одноклассника; есть такие, чей
первый круг общения состоит из 4 одноклассников.
3. Объем
первого круга общения зависит не только
от возраста, но и от
воспитания: чем лучше организована совместная
деятельность детей, чем лучше
ведется в классе воспитательная работа,
тем больше устойчивых связей завязы
вается между учениками, тем к большему
числу одноклассников школьник
испытывает постоянную симпатию. Так,
в более организованном 3 «Б» классе
7 учеников имеют первый круг желаемого
общения, состоящий из трех одно
классников, тогда как в 3 «А» классе таких
детей только трое, что составляет
соответственно 22 % и 9 % от общего числа
учеников. В хорошо организован
ном 6 «Б» классе таких учеников 10 (31
%).
Таким образом, в первый круг желаемого общения учеников третьих и шестых классов входит обычно от 1 до 4 одноклассников. Этот круг расширяется в зависимости от возраста детей и качества воспитательной работы в классе.
К сожалению, педагоги недостаточно знают этот важнейший круг общения ребенка с одноклассниками. Как показали наши исследования, мнение педагогов по этому вопросу часто бывает ошибочным (табл.).