Перцептивная сторона общения: первое впечатление, длительное общение, поступки в общении, самопрезентация общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:36, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение всех сторон общения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть формирование первого впечатления;
-проанализировать, как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;
-изучить, как мы понимаем действие партнера;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31 Перцептивная сторона общения………………………………………………4
1.1 Первое впечатление………………………………………………………...5
2 Длительное общение…………………………………………………………...9
2.1 Поступки в общении……………………………………………………...11
3 Самопрезентация общения…………………………………………………..12
3.1 Самоподача превосходства……………………………………………….13
3.2 Самоподача отношения…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.09 Кб (Скачать)

     Например, когда мы смотрим на дерево, наше внимание, в общем и целом зависит  от нас самих: если у нас плохое настроение, то мы обращаем внимание на уродливые наросты на стволе, а  если хорошее - то на зеленую листву. Дерево не в состоянии само управлять  нашим вниманием - оно не может "прикрыть" некрасивое место ветвями, не может  успокаивающе пошелестеть листьями. При восприятии конкретного человека все обстоит иначе. Каждый может  управлять вниманием партнера - надеть яркую одежду, что-то подчеркнуть  в своем поведении, а что-то затенить и, таким образом, создать своеобразную иерархию признаков своего образа. Управление вниманием может производиться  невольно и неосознанно, с тем  же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленная самоподача иногда может быть совершенно неотразимой.

     Наверно, каждый человек хоть раз интересовался  тем, какое впечатление он производит на других, то есть его волновало, какой  результат дает его самоподача. Управление восприятием партнера происходит с  помощью привлечения внимания к  тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления  о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального  восприятия.

     К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального  состояния и причин поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Самоподача  превосходства 

     Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться  на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача - это управление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы  эти факторы при подобном механизме  социального восприятия были действительно  заметны, акцентированы, подчеркнуты  и выделены.

     Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих только в том случае, если она  будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных. Когда все одеты  одинаково, этот фактор не сработает.

     Если  же нам необходимо скрыть превосходство, то мы должны позаботиться об обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы. Вероятно, для нее чрезвычайно  важно подчеркнуть свой статус - ей нужно завуалировать молодость, акцентировать некоторую официальность.

     Самоподача  превосходства имеет очень большое  значение для людей, специальность  которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и  многих других. Они, как правило, знают  об этом, но не всегда понимают, какие  имеются конкретные пути для достижения успеха. Именно поэтому во многих странах  мира существуют консультативные фирмы, которые помогают "поставить" нужную самоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как  в конкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представители  других групп и как они должны выглядеть, чтобы их деятельность была эффективной.

     Если  показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то акцентировать  превосходство в манере поведения  значительно сложнее. Признаком  превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные нарушения норм общения.

     Например, вызывающее поведение молодежи - это  способ подчеркнуть такой манерой  поведения свое превосходство. Кто  не слышал в общественном транспорте преувеличенно громкий смех, подчеркнутое употребление либо непонятных, либо нецензурных  слов? Это своеобразный способ самоподачи - только через независимость в  поведении (в данном случае - в речи). Разумеется, такое поведение - признак  низкой культуры в общении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Самоподача  отношения 

     Самоподача  превосходства и самоподача привлекательности  по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень  важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое.

     Мы  прекрасно осознаем, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника  не располагают окружающих к подобному  партнеру, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но, конечно, и здесь наши знания и представления  скорее интуитивны, чем точны. Обычно прямой взгляд интерпретируется как  выражение хороших чувств. Но имеется  одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой вызывающий взгляд часто интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия.

     Способы самоподачи отношения к нам можно  разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем  по приемам, используемым подхалимами. Если проанализировать подобные приемы, то мы увидим, что главное в них - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в  значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Часто  такие же приемы мы используем в  ситуациях обыденного общения. Знакомимся с новым человеком наиболее приемлемая тактика найти общую тему для  разговора. Причем важно найти именно такую тему, точки зрения по которой  заведомо совпадают. Может быть, именно поэтому для начала общения так  характерен разговор о погоде.

     Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и  кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику.

     Если  мы повернулись к собеседнику  лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной - другое. Очень хорошо это прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то он старается  быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или  прячется. Если у взрослых не принято  поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно: когда  они обижены - отворачиваются, стоят  боком, смотрят исподлобья. Все это - знаки определенного отношения.

     Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает  доверие к человеку.

     Самоподача  актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких  часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что... ", "обстоятельства так сложились, что... ", "я был  вынужден..." и так далее, являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой  внимание партнера привлекается к той  причине собственных действий, которая  кажется нам наиболее приемлемой.

     Самоподача  влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно  люди ее себе представляют и как  они к ней относятся.

     Если  два приятеля собираются на важный разговор к руководителю и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и  галстук, чтобы выглядеть "соответственно", а другой презирает такое подлаживание под ситуацию и поэтому идет в  джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый "подает " официальность, уважение, статус, респектабельность, другой "предъявляет" независимость, наивность, самостоятельность.

     Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек  или нет. Это значит, что она  в любой ситуации может послужить  источником ошибок при восприятии другого  человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной  ошибкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В ходе выполнения контрольной работы по теме "Перцептивная сторона общения" цель была достигнута. Рассмотренные данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха. Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников и литературы 

1. Абрамова  Г.С. Введение в практическую  психологию. - Брест, 1993.

2. Бодалев  А.А. Личность и общение. - М., 1983.

3. Бороздина  Г.В. Психология делового общения: учебник. - 2 - е изд.- М.: ИНФРА - М, 2007. - 295с.

4. Брудный  А.А. Понимание и общение. - М., 1989.

5. Выготский  Я.С. Исторический смысл психологического  кризиса. - Соч. - Т.1. - М., 1982.

6. Головаха  Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого  взаимопонимания. - Киров, 1989.

7. Дебольский  М. Психология делового общения. - М., 1992.

8. Жолобов  Ю.В. Путь к диалогу. Психология  делового общения. - Саратов, 1989.

9. Карандашев  В.И. Основы психологии общения. - Челябинск, 1990.

10. Козлова  В.Г. Костюм как знаковая система. - М., 1980.

11. Кузин  Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997.

12. Лунева  О.В., Хорошилова Е.А. Психология  делового общения. - М., 1987.

13. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения: учеб. пособие. - Мн., 1997.

14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.,1959. – 180 с.

15. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения: пособие и словарь - справочник. - М., 1997.

16. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.

Информация о работе Перцептивная сторона общения: первое впечатление, длительное общение, поступки в общении, самопрезентация общения