Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:36, реферат
Целью данной контрольной работы является рассмотрение всех сторон общения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть формирование первого впечатления;
-проанализировать, как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;
-изучить, как мы понимаем действие партнера;
Введение…………………………………………………………………………...31 Перцептивная сторона общения………………………………………………4
1.1 Первое впечатление………………………………………………………...5
2 Длительное общение…………………………………………………………...9
2.1 Поступки в общении……………………………………………………...11
3 Самопрезентация общения…………………………………………………..12
3.1 Самоподача превосходства……………………………………………….13
3.2 Самоподача отношения…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ДВУ
Контрольная работа № 1
по дисциплине
«Психология делового общения»
Перцептивная
сторона общения: первое впечатление,
длительное общение, поступки в общении,
самопрезентация общения
студент 3 курса
Адрес: г. Арск, с. Ст. Айвань, ул. Нижняя, д. 43.
Телефон: 89372825068
КАЗАНЬ-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Первое
впечатление…………………………………………………
2 Длительное
общение………………………………………………………….
2.1 Поступки
в общении……………………………………………………...
3 Самопрезентация общения…………………………………………………..12
3.1 Самоподача
превосходства……………………………………………
3.2 Самоподача
отношения…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников и литературы…………………………...17
Введение
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
Объектом исследования данной контрольной работы является перцептивная сторона общения.
Предметом исследования - процесс познания человека человеком в общении.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение всех сторон общения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть формирование первого впечатления;
-проанализировать, как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;
-изучить, как мы понимаем действие партнера;
-рассмотреть
проявления самоподачи в общении.
Перцептивная
сторона общения
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л. Рубинштейн писал:
"В
повседневной жизни, общаясь с
людьми, мы ориентируемся в их
поведении, поскольку мы как
бы "читаем " его, то есть, расшифровываем
значение его внешних данных
и раскрываем смысл
Вопросы
о том, как происходит это "беглое
чтение" другого человека, что
позволяет нам понимать его поведение,
встают перед каждым из нас. Очень
часто важно не только само по себе
понимание того или иного поведения,
но и его основ, истоков, движущих
сил и механизмов. Именно поэтому
необходимо понимать, что стоит для
нас за словами "восприятие и понимание
другого в общении".
Первое
впечатление
Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения.
Лабрюйер
Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее
часто применяется схема
При
ошибках неравенства схема
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным.
Подобные примеры мы можем найти у многих писателей. Например, у Л.Н. Толстого в "Крейцеровой сонате" говорится:
"Удивительное
дело, какая полная бывает иллюзия
того, что красота есть добро.
Красивая женщина говорит
В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности - чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора "отношения к нам".
Американские
психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон
проводили следующий
Отсюда
можно сделать заключение, что
позитивное отношение к нам порождает
сильную тенденцию к
Рассмотренные нами три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки - превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Очень важно отметить, что все эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Причем в этих же экспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Почему это происходит? Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.
Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых с маленькими детьми. Как часто многие взрослые не умеют разговаривать с малышами и как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми! Причина этих неудач - отсутствие у тех и других адекватной техники общения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам у взрослых.
В каждой ситуации в "фокусе" восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. Все же остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Таким образом, восприятие любого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное и неправильное.
Однако важно знать не только схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека или в ситуации, которые "запускают" восприятие по этой схеме.
Исследования
показывают, что для определения
параметра превосходства в
одежда человека, весь его имидж;
манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и так далее).
Кроме этих двух признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.
Выделить
превосходство с помощью каких-
В
прежние времена это было настолько
важно, что определенная одежда не только
могла носиться людьми определенного
статуса или общественного