Перцептивная сторона общения: первое впечатление, длительное общение, поступки в общении, самопрезентация общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:36, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение всех сторон общения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть формирование первого впечатления;
-проанализировать, как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;
-изучить, как мы понимаем действие партнера;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31 Перцептивная сторона общения………………………………………………4
1.1 Первое впечатление………………………………………………………...5
2 Длительное общение…………………………………………………………...9
2.1 Поступки в общении……………………………………………………...11
3 Самопрезентация общения…………………………………………………..12
3.1 Самоподача превосходства……………………………………………….13
3.2 Самоподача отношения…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.09 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

КАФЕДРА ДВУ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Психология делового общения» 

Перцептивная  сторона общения: первое впечатление, длительное общение, поступки в общении, самопрезентация общения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                 Выполнил:

студент  3 курса

                                                                                                          ЗДВУ-1-09  группы

                                                                                              Уч.шифр – ЗДВУ-3-09  
 
 
 

Адрес: г. Арск, с. Ст. Айвань, ул. Нижняя, д. 43.

Телефон: 89372825068 

КАЗАНЬ-2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...31 Перцептивная сторона общения………………………………………………4

    1.1 Первое впечатление………………………………………………………...5

2  Длительное общение…………………………………………………………...9

    2.1 Поступки в общении……………………………………………………...11

3  Самопрезентация  общения…………………………………………………..12

    3.1 Самоподача превосходства……………………………………………….13

    3.2 Самоподача отношения…………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников и литературы…………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

     На  практике часто путают или отождествляют  два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение  есть процесс реализации тех или  иных отношений.

     Перцептивная  сторона общения означает процесс  восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве  взаимопонимания.

     Объектом  исследования данной контрольной работы является перцептивная сторона общения.

     Предметом исследования - процесс познания человека человеком в общении.

     Целью данной контрольной работы является рассмотрение всех сторон общения.

     Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

     -рассмотреть формирование первого впечатления;

     -проанализировать, как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;

     -изучить, как мы понимаем действие партнера;

     -рассмотреть проявления самоподачи в общении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перцептивная  сторона общения 

     Рассматривая  процесс познания человека человеком  в общении, С.Л. Рубинштейн писал:

     "В  повседневной жизни, общаясь с  людьми, мы ориентируемся в их  поведении, поскольку мы как  бы "читаем " его, то есть, расшифровываем  значение его внешних данных  и раскрываем смысл получающегося  таким образом текста в контексте,  имеющем свой внутренний психологический  план. Это "чтение" проистекает  бегло, поскольку в процессе  общения с окружающими нас  людьми вырабатывается определенный, функционирующий подтекст к их поведению".

     Вопросы о том, как происходит это "беглое чтение" другого человека, что  позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас. Очень  часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, истоков, движущих сил и механизмов. Именно поэтому  необходимо понимать, что стоит для  нас за словами "восприятие и понимание  другого в общении". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первое  впечатление 

     Не  следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения.

     Лабрюйер

     Психологами было обнаружено несколько типовых  схем, по которым строится образ  другого человека и которые в  той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так  называемым эффектам первого впечатления  или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

     Наиболее  часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере. Ошибки неравенства  проявляются в том, что люди склонны  систематически переоценивать различные  психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее. В  опытах А.А. Бодалева группам испытуемых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одной и той  же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой - преступника. В зависимости от предлагаемого  статуса человека изменялись описания. Вот описания преступника: "Человек  опустившийся, очень озлобленный, неопрятно  одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд". А вот описание героя: "Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое".

     При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному  для нас параметру, мы оцениваем  его несколько положительно, чем  это было бы, если бы он был нам  равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно  помнить, что превосходство фиксируется  по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать  фактором превосходства.

     Не  менее важными и узнаваемыми  являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным.

     Подобные  примеры мы можем найти у многих писателей. Например, у Л.Н. Толстого в "Крейцеровой сонате" говорится:

     "Удивительное  дело, какая полная бывает иллюзия  того, что красота есть добро.  Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь  глупости, а слышишь умное. Она  говорит, делает гадости, а  ты видишь что-то милое. Когда  же она не говорит ни глупостей,  ни гадостей, а красива, то сейчас  уверяешься, что она чудо как умна и нравственна".

     В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или  недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности - чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

     Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся  хорошо, кажутся нам значительно  лучше тех, кто к нам относится  плохо. Это проявление так называемого  фактора "отношения к нам".

     Американские  психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон  проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который  с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими - отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили  дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя  оказались значительно выше, чем  оценки "отстраненного".

     Отсюда  можно сделать заключение, что  позитивное отношение к нам порождает  сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таково действие рассматриваемого фактора.

     Рассмотренные нами три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется  в том, что при формировании первого  впечатления общее позитивное впечатление  о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что  и позволило выделить три основные ошибки - превосходства, привлекательности  и отношения к нам.

     Очень важно отметить, что все эти  три фактора охватывают практически  все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное  восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти  все характеристики партнера. Но эта  точность бывает только в нейтральных  ситуациях. Причем в этих же экспериментах  было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот или  иной процент ошибок. Почему это  происходит? Вероятно, потому, что перед  человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, который создается  при знакомстве, - это регулятор  последующего поведения, он необходим  для того, чтобы правильно и  эффективно построить общение в  данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем  мы общаемся, и для каждой категории  партнеров существуют разные техники  общения.

     Особенно  хорошо это видно на примере общения  взрослых с маленькими детьми. Как  часто многие взрослые не умеют разговаривать  с малышами и как часто маленькие  дети испытывают трудности в общении  с незнакомыми взрослыми! Причина  этих неудач - отсутствие у тех и  других адекватной техники общения  при таком огромном и явном  превосходстве по всем параметрам у  взрослых.

     В каждой ситуации в "фокусе" восприятия оказываются те признаки другого  человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или  иной группе в соответствии с особенностями  ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. Все же остальные  черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются  по определенным схемам, и именно здесь  появляется вероятность ошибки. Таким  образом, восприятие любого другого  человека одновременно и верное и  неверное, и правильное и неправильное.

     Однако  важно знать не только схему восприятия, но также и те знаки во внешности  другого человека или в ситуации, которые "запускают" восприятие по этой схеме.

     Исследования  показывают, что для определения  параметра превосходства в нашем  распоряжении имеются два основных источника информации:

     одежда  человека, весь его имидж;

     манера  поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит  и так далее).

     Кроме этих двух признаков, других у нас  нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.

     Выделить  превосходство с помощью каких-то внешних, то есть видимых средств, всегда очень существенно.

     В прежние времена это было настолько  важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного  статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Например, в средние века церковь диктовала  в одежде практически все, вплоть до малейших деталей. Этот диктат закреплялся  определенными эдиктами, которые  высекались на камне, устанавливавшемся  посреди города. Понятно, что любой  житель средневековой Европы, только взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) перед ним. Существовали периоды, когда система  подобных предписаний разрабатывалась  до мельчайших подробностей.

Информация о работе Перцептивная сторона общения: первое впечатление, длительное общение, поступки в общении, самопрезентация общения