Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 15:44, отчет по практике
Цель исследования: провести предварительное исследование особенностей психики, поведение и деятельности конкретного школьника.
Задачи исследования: - выяснение причин снижения успеваемости (условия воспитания, условия развития в возрастные периоды, психологические особенности личности, степень развития познавательной сферы);
- разработка рекомендаций по повышению успеваемости.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общие сведения о школьнике…………………………………4-5
Глава 2.Индивидуально-типологические особенности школьника ….6
2.1. Особенности познавательной сферы………………………………………..6-7
2.2. Личностные особенности…………………………………………………….7-8
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы ………………………………….8
2.4. Характеристика направленности школьника…………………………………9
2.5. Характеристика школьника в различных видах деятельности …………….10
Выводы ……………………………………………………………………………..10
Глава 3. Характеристика школьника в семье …………………………...11
3.1. Характеристика школьника в семье …………………………………………11
3 1.1. Общая характеристика семьи ………………………………………………11
3 1 2 Характер воспитания школьника в семье …………………………………11
3.1.3. Мнение школьника о семье и мнение членов семьи о школьнике.............12
3.1 .4. Особенности поведения школьника в семье……………………………...12
Выводы ……………………………………………………………………………..12
3.2. Характеристика школьника в школе …………………………………….12-13
3.2.1. Общая характеристика класса и межличностных отношений
одноклассников …………………………………………………………………...13
3.2.2. Статус школьника в классе и школе……………………………………13-14
3.2.3. Мнение школьника о классе и школе………………………………………14
3.2.4. Мнение одноклассников и педагогов о школьнике….……………………14
3.2.5. Особенности поведения ученика в школе……………………………...14-15
Выводы ……………………………………………………………………………..15
3.3. Характеристики свободного времяпровождения школьника………………15
3.3.1. Общая характеристика индивидуальной среды школьника………………15
3.3.2. Круг общения школьника вне школы и дома………………………….15-16
3.3.3. Особенности поведения школьника вне школы и дома………………….16
Выводы……………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………...17
Практические рекомендации……………………………………………………18
Выводы:
В целом условия воспитания и развитие испытуемого в основные возрастные периоды являются благоприятными. Как результат личность школьника развивается нормально и никаких значительных отклонений в психике не выявлено.
Нужно отметить, что для Марка характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые. К основным сильным сторонам личности мальчика можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным.
К основным слабым сторонам можно отнести определённую комфортность.
Достаточно хорошо сформирована нравственная, политическая и учебная направленность личности мальчика.
Глава 3. Характеристика школьника в семье
3.1.1.Общая характеристика семьи
Состав семьи: - мама – 30 лет, воспитатель в детском саду, образование высшее;
- папа – 36 лет, водитель; образование среднее специальное;
- старшая сестра – 17 лет, студентка.
- есть бабушка с дедушкой.
Условия жизни: хорошие, Марк живёт в полной семье, у него отдельная комната со всеми условиями. Уровень благополучия средний – семья приобретает всё, что ребёнку объективно нужно.
3.1.2. Характер воспитания школьника в семье
Характер воспитания: мама использует – демократический стиль с элементами авторитарного, папа прибегает к попустительскому стилю.
Особенности семейного воспитания: родители создали все возможные условия для правильного развития и воспитания ребёнка (жилищно-бытовые, санитарно-гигиенические и др.), оказывают помощь в обучении, организации домашнего учебного труда, занимаются трудовым воспитанием ребёнка. К недостаткам воспитания можно отнести проявление эмоционального давления касательно своих интеллектуальных способностей. Последнее время эта тема начинает всплывать в семейных разговорах, и Марка различными способами убеждают учиться лучше: - обращение к эмоциям («Вот сестра хорошо учится, а ты только на гитаре перебираешь»);
- запугивание («Больше не пойдёшь гулять, на уроки игры на гитаре»).
3.1.3. Мнение школьника о семье и мнение членов семьи о школьнике.
Общая атмосфера взаимоотношений в семье дружелюбная.
Взаимоотношение членов семьи к школьнику заботливое, родители живут ради детей.
Мать является самой значимой фигурой для мальчика. Её мнение непререкаемо для него. Мальчик очень любит свою маму и не представляет себе жизни без неё.
Отношение с отцом менее близкие, но всё равно он является примером для подражания.
Сестра мальчика учится в колледже и проживает отдельно от семьи у бабушки. Навещает редко, поэтому и отношения брата с сестрой доверительные, но не достаточно близкие.
3.1.4. Особенности поведения школьника в семье
Ребёнку с малых лет заложили определённые правила поведения в семье, к ним относится уважительное отношение к родителями, теплота к сестре, исполнение, заведённых в малой ячейке общества, устоев и традиций.
Выводы:
Во взаимоотношениях с семьёй удивляет тот факт, что Марк уважает и любит своих родителей и их мнение, но ни на кого из них не хочет быть похожим.
3.2. Характеристика школьника в школе
На уроках Марк чувствует себя раскрепощено, он пользуется авторитетом, как среди одноклассников, так и среди учителей, причина, скорее всего успеваемость, высокая тяга к знаниям и общительность.
В целом, во всем классе мною не было замечено каких-либо конфликтов с Марком, иногда даже старается избежать возможных конфликтов, очень дорожит мнением коллектива. Мальчик дорожит пребыванием в школе и классе, как и основная масса его одноклассников, уважает учителей.
3.2.1. Общая характеристика класса и межличностных отношений
одноклассников
Класс, в котором учится Марк достаточно дружный. Ребята с уважением относятся друг к другу, интересуются общественными делами, добросовестно выполняют поручения, которые им даются. Они радуются за удачи одноклассников, и огорчаются в случае неудач, поддерживают друзей в трудных моментах.
При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе и защищать честь класса. В классе есть актив, его выбирают в начале учебного года на добровольной основе. В основном официальный и фактический актив совпадают. Актив имеет авторитет. Ученики стараются выполнять распоряжения актива. Есть ученики, которые из класса в класс остаются в составе актива не только класса и школы (в том числе и Марк).
Необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, что в целом преобладают коммуникативные и нравственные качества личности.
Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции, они устраивают викторины по различным учебным предметам среди параллельных классов, «чаепития» на праздники, походы в музей и поездки в другие города, что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое.
Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.
3.2.2. Статус школьника в классе и школе
В классе Марк пользуется безусловным авторитетом: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
Он не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в школьном классе.
У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться его товарищами и даёт подростку определённые социальные дивиденды.
Эта тенденция может быть использована и воспитательных аспектах, например, поручить ему ответственное дело в рамках жизни школьного коллектива.
3.2.3. Мнение школьника о классе и школе
Марку нравится школа, туда он идёт с большим желанием и в большинстве случаев в хорошем настроении. Он доволен классным коллективом, дорожит им, чувствует себя комфортно и уверенно.
3.2.4. Мнение одноклассников и педагогов о школьнике
Одноклассники с уважением относятся к Марку, по данным социометрического исследования он принадлежит к статусу лидера, он имеет много друзей, в основном мальчиков, к девочкам мальчик испытывает уважительное и толерантное отношение и они ему отвечают тем же отношением.
Педагоги характеризуют мальчика с положительной стороны, он вежлив, доброжелателен, уверен в себе, активен.
3.2.5. Особенности поведения ученика в школе
Марк вежливый и тактичный с учащимися, учителями и другими, взрослыми, он соблюдает нормы общественного поведения, ответственно относится к выполнению учебного плана и правилам внутреннего распорядка.
Выводы:
Положение мальчика в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением.
У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться его товарищами и даёт определённые социальные дивиденды. Интерес присутствует к любым знаниям, но не в одинаковой мере. Марк дорожит пребыванием в школе и классе, как и основная масса его одноклассников.
В
целом, во всем классе не было
замечено каких-либо
Однако последнее время у мальчика появляется тенденция к снижению успеваемости.
3.3. Характеристики
свободного времяпровождения
В свободное от учёбы время мальчик проявляет устойчивый интерес к технике и компьютерам. Не проявляет интерес на уроках к искусству, но берет уроки игры на гитаре, задействован в школьной секции по футболу.
3.3.1. Общая характеристика
Индивидуальная среда ребёнка достаточно разнообразна, оптимально насыщена и стабильна.
3.3.2. Круг общения школьника вне школы и дома
Марк общительный мальчик, он имеет достаточно большой круг общения вне школы: ребята во дворе, в спортивной секции, дома – родные.
3.3.3. Особенности поведения
Поведение мальчика вне школы можно охарактеризовать в большинстве случаев как уверенное, достаточно спокойное и сдержанное, он внимателен к окружающим и открыт к новым людям, новым эмоциям и впечатлениям.
Выводы:
Марк всесторонне развит и активен, имеет достаточно большой круг общения вне школы, постоянно саморазвивается и расширяет круг интересов.
Заключение.
На пассивность, нежелание учиться могли повлиять следующие моменты:
- испытуемый является младшим ребёнком в семье, и его постоянно опекают родители. Т.е. всегда находился член семьи (в основном отец, старшая сестра), который, жалели Марка, брали ответственность за то или иное дело на себя. К тому же в раннем детстве исследуемый много времени проводил у бабушки с дедушкой, которые всё делали для внука, всячески его развлекали, потакали желаниям.
- непоследовательность в поведении матери (требует то одно, то другое). Запутанность в самооценке матери. Мать считает себя не слишком требовательной и не строгой, а ребёнок, напротив, считает её требовательной и строгой. Такая собственная оценка подтверждается и реальным поведением матери: в жизни она стремится и постоянно это подчёркивает, что хочет быть демократичным, современным родителем, который был бы наравне.
Ошибки воспитания в раннем возрасте исправить уже не удастся, это легло в основу личности испытуемого. Например, привычка, что за него всё сделают другие. Однако родителям ещё можно как-то повлиять на своего ребёнка через изменение собственной линии поведения. Отцу следует отойти от попустительского стиля, а матери быть более логичной в своих требованиях к ребёнку. Думаю, матери стоит сохранить свой стиль воспитания (демократический с элементами авторитарного), но использовать те или иные виды воздействия на ребёнка не время от времени, а как целостную программу.
Практические рекомендации: