Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

 

В группе детей с нормальным слухом, было выявлено 4 ребенка с  высоким уровнем психологической  готовности к школе. Это Егор А., Олег У., Юля М., Вика Л. Для детей, имеющих  высокий уровень, характерна высокая  скорость выполнения заданий. Дошкольники  внимательно слушали инструкцию и следовали ей до конца выполнения задания.  У детей наблюдалась заинтересованность в выполнении заданий. Дети укладывались по времени.

Дети, имеющие средний  уровень психологической готовности к школе с разной скоростью  запоминали предъявляемые задания. Они не проявляли особого интереса к предложенной им деятельности, невнимательно  слушали инструкцию и выполняли  задание. Им требовалось больше времени  на задание.

Сравнительная характеристика количественных показателей контрольной  и экспериментальной группы представлена в диаграмме.

                                                                                                                 Диаграмма.

                                                                                                     

 

Таким образом, дети с нарушением слуха  показали более низкий уровень психологической  готовности к школе, чем их сверстники с нормальным слухом. Нзкий уровень психологической готовности  детей с наршением слуха связан с тем,что дети не умеют работать самостоятельно, у них весьма ограниченные представления о школе, отсутствуют необходимые учебные навыки, наибольшее отставание наблюдалось в речевой готовности,что связано с наличием физиологического дефекта слуха.  Имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала. Допускались ошибки при выполнении заданий.

Не наблюдалась заинтересованность в предложенной им деятельности. Невнимательно  слушали инструкцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее:

Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами готовности являются: интеллектуальная, мотивационная, волевая и речевая сфера.  Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения.  

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами были выделены следующие особенности  психологической готовности детей  старшего дошкольного возраста с  нарушениями слуха: старшие дошкольники  с нарушением слуха имеют низкий уровень готовности к школе в связи с низким уровнем речевого развития; наблюдается неумение работать самостоятельно, а также не контролируемость, не достаточный уровень усидчивости, не умение длительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца;  имеют весьма ограниченные представления о школе; отсутствуют необходимые учебные навыки; недостаточная сформированность мотивационной сферы.

При изучения психологической готовности к обучению в школе детей с нарушением слуха нами были выделены следующие критерии: мотивационный, регуляторный, гностический и речевой. В соответствии с критериями были подобраны следующие методики: «Определение мотивов обучения» (М.Р. Гинзбург), «Раскрашивание  кружков» (А.Д. Виноградова), «Самое непохожее» (Л. А. Венгера), «Последовательность событий» (Е.П. Кузьмиченковой).

В ходе эксперимента были получены следующие данные:

Количественная оценка показала, что  высокий уровень психологической  готовности к школе у детей  с нарушением слуха не обнаружен  ни у одного ребенка. Средний уровень по всем методикам зафиксирован только у двух детей. Четверо испытуемых показали низкий уровень психологической готовности к школе .

Качественная обработка результатов показала, что у детей с нарушениями слуха наблюдаются следующие особенности: неумение работать самостоятельно; имеют весьма ограниченные представления о школе; отсутствуют необходимые учебные навыки; недостаточна  сформирована мотивационная сфера; при выполнении заданий проявлялась не контролируемость, не достаточный уровень усидчивости, не умение длительно сосредотачиваться на одном задании и доводить его до конца.

Испытуемым проще давалось задание сопровождающееся иллюстрированными картинками.  Наибольшие затруднения у них вызвало задание -  составление предложений по картинкам.

Можно сделать вывод о  том, что диагностика является основным и важным источником сбора данных, как о физическом, так и психическом  развитии ребенка. В ходе чего можно  выявить специфику поведения  ребенка, а также изучить особенности  всех психических процессов с  помощью диагностических методов  и методик, позволяющих проанализировать психическое развитие ребенка в  целом.

 

 

 

Литература

  1. Асмолов А. Г. , Володарская И. А. , Салмина Н. Г. , Бурменская Г. В. , Карабанова О. А. : Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии, 2007,№4. - C.16-18.
  2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - С.2002. - 224.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -  М.,  1998. - С.112-128.
  4. Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.-2-е изд., стер.- М.: Генезис, 1999. - C.48.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 1998. - С.335.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2003. - С.368-370 .
  7. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном воз-расте//Избр. психологические исследования. - М.,1999. - С. 96-100.
  8. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. - М.: Олимп, 1999. - С.160-162.
  9. Готовность детей к школе. / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 1998. - С.160-163.
  10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000. - С.168.
  11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: , ТЦ «Сфера», 2000. - С.528-530.
  12. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. - С.224.
  13. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1997.-С.240.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.416.
  15. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. -С.190-191.
  16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1998. - С.152-153.
  17. Кузьмиченкова Е.П., Венгер А.Л., Виноградовой А.Д., Гинзбурга М.Р.,  и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. Томск, 1999 (Библиотека развивающего обучения. Вып. 11). – С. 24-56.
  18. Лисина М.И. (ред.). Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1998. - С.231.
  19. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1999. – С. 123.
  20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая  готовность ребенка к школе. - М., 2002. - С.256.
  21. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.512-513.
  22. Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой. - М., 2000. - С. 146-149.
  23. Ращикулина Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 12. - С.7-9.
  24. Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С.37-47.
  25. Смирнова Е.О., Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: «Школа-Пресс», 1997. - С.78-81.
  26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999. - С.336.
  27. Усова А.П., Обучение в детском саду. - М.: «Просвещение», 2000. -С.208.
  28. Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] - «Детство-Пресс», 2001.- С.384-386.
  29. Широкова, Г.А./ Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. [Текст] -Ростов н/д: Феникс,2005. – С.320-321.
  30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. – 2-е изд., стер. -М.: Воронеж, 1997. - С.416 .

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха