Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.
В группе детей с нормальным
слухом, было выявлено 4 ребенка с
высоким уровнем
Дети, имеющие средний
уровень психологической
Сравнительная характеристика количественных показателей контрольной и экспериментальной группы представлена в диаграмме.
Таким образом, дети с нарушением слуха показали более низкий уровень психологической готовности к школе, чем их сверстники с нормальным слухом. Нзкий уровень психологической готовности детей с наршением слуха связан с тем,что дети не умеют работать самостоятельно, у них весьма ограниченные представления о школе, отсутствуют необходимые учебные навыки, наибольшее отставание наблюдалось в речевой готовности,что связано с наличием физиологического дефекта слуха. Имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала. Допускались ошибки при выполнении заданий.
Не наблюдалась
Заключение
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее:
Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами готовности являются: интеллектуальная, мотивационная, волевая и речевая сфера. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами были выделены следующие особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: старшие дошкольники с нарушением слуха имеют низкий уровень готовности к школе в связи с низким уровнем речевого развития; наблюдается неумение работать самостоятельно, а также не контролируемость, не достаточный уровень усидчивости, не умение длительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца; имеют весьма ограниченные представления о школе; отсутствуют необходимые учебные навыки; недостаточная сформированность мотивационной сферы.
При изучения психологической готовности к обучению в школе детей с нарушением слуха нами были выделены следующие критерии: мотивационный, регуляторный, гностический и речевой. В соответствии с критериями были подобраны следующие методики: «Определение мотивов обучения» (М.Р. Гинзбург), «Раскрашивание кружков» (А.Д. Виноградова), «Самое непохожее» (Л. А. Венгера), «Последовательность событий» (Е.П. Кузьмиченковой).
В ходе эксперимента были получены следующие данные:
Количественная оценка показала, что
высокий уровень
Качественная обработка результатов показала, что у детей с нарушениями слуха наблюдаются следующие особенности: неумение работать самостоятельно; имеют весьма ограниченные представления о школе; отсутствуют необходимые учебные навыки; недостаточна сформирована мотивационная сфера; при выполнении заданий проявлялась не контролируемость, не достаточный уровень усидчивости, не умение длительно сосредотачиваться на одном задании и доводить его до конца.
Испытуемым проще давалось задание сопровождающееся иллюстрированными картинками. Наибольшие затруднения у них вызвало задание - составление предложений по картинкам.
Можно сделать вывод о
том, что диагностика является основным
и важным источником сбора данных,
как о физическом, так и психическом
развитии ребенка. В ходе чего можно
выявить специфику поведения
ребенка, а также изучить особенности
всех психических процессов с
помощью диагностических
Литература