Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.
Однако для ребенка
становится очень важно, чтобы
его отношение к тем или
иным событиям совпало с
В рамках этой формы общения
у детей складывается различное отношение
к людям, в зависимости от того, какую роль
в общении с ними они выполняют: дети начинают
дифференцировать роли врача, воспитателя,
продавца, и соответственно этому - строить
свое поведение в общении с ними»[18].
Во всех исследованиях, несмотря
на различие подходов, признается факт,
что эффективным школьное обучение будет
только в том случае, если первоклассник
обладает необходимыми и достаточными
для начального этапа обучения качествами,
которые затем в учебном процессе развиваются
и совершенствуются[8].
Можно сказать,
что за основу готовности к школьному
обучению берется некий базис развития,
без которого ребенок не может успешно
учиться в школе. Фактически работы по
психологической готовности к школе опираются
на положение, что обучение идет вслед
за развитием, поскольку признается, что
нельзя начинать обучение в школе, если
нет определенного уровня психического
развития. Но вместе с тем, в работах Л.И. Божович,
Д.Б. Эльконина и других представителей
школы Л.С. Выготского показано, что обучение
стимулирует развитие, то есть подтверждается
идея Л.С. Выготского, что обучение идет
впереди развития и ведет его за собой.
При этом между обучением и развитием
нет однозначного соответствия - «один
шаг в обучении может означать сто шагов
в развитии», «обучение… может дать в
развитии больше, чем-то, что содержится
в его непосредственных результатах»[7].
Поступление ребенка в школу, ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Решение этих задач требует
глубокой проработки психологических
особенностей первоклассников, которые
приходят в школу в 6-7 лет с разным «багажом»,
представляющим совокупность психологических
новообразований предыдущего возрастного
этапа - дошкольного возраста[4].
Старший дошкольный возраст
является этапом интенсивного психического
развития. Именно в этом возрасте происходят
прогрессивные изменения во всех сферах,
начиная от совершенствования психофизиологических
функций и кончая возникновением сложных
личностных новообразований[11].
В своей работе я опиралась на классификацию Л.И Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития старшего дошкольника, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.
В теоретических работах Л.И. Божович особое внимание уделялось значению мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные
мотивы учения, или мотивы, связанные
«с потребностями ребенка в
общении с другими людьми, в
их оценке и одобрении, с
желаниями ученика занять
2) мотивы, связанные непосредственно
с учебной деятельностью, или
«познавательные интересы
Говоря о доминировании,
отдельно взятого мотива нельзя забывать,
что создается некая абстрактная модель,
позволяющая лучше понять роль того или
иного мотива в мотивационной сфере, но
лишь приблизительно отражающая действительность,
в которой абсолютное доминирование какого-то
одного мотива почти не встречается. Полноценная
учебная мотивация должна включать и познавательные
мотивы и широкие социальные мотивы учения,
и мотивы достижения, но индивидуальность
каждого ребенка проявляется в доминировании
какого-то из указанных мотивов внутри
учебной деятельности.
В исследованиях Л.И. Божович,
готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника». Это психологическое новообразование возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Рассматривая произвольное поведение в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста, Л.И.Божович определяет его как поведение, опосредованное определенным представлением.
Развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте идет по трем уровням, которые имеют периоды «перекрытий»: формирование двигательной произвольности; уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций; произвольная регуляция собственных эмоций.
В школе слабое развитие
произвольного поведения
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
При этом стоит отметить, что семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности (работа по образцу, сенсомоторная координация) по сравнению с шестилетними, соответственно семилетние дети лучше готовы к школе по данному показателю готовности к школе.
При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов.
Интеллектуальная готовность дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.
Интеллектуальная готовность
предполагает наличие у
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Для успешного обучения старший дошкольник должен уметь выделять предмет своего познания[3].
В зарубежных исследованиях об интеллектуальной деятельности говорится в работах Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек, и др.
Обобщая их работы, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе Л.И.Божович выделяет дополнительно еще одну - развитие речи.
Под речевой готовностью - понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
Ведь именно при помощи речи устной
и письменной ребенку предстоит
усвоить всю систему знаний. Чем
лучше у него будет развита
речь до поступления в школу, тем
быстрее ученик овладеет чтением
и письмом. Речь тесно связана
с интеллектом и отражает как
общее развитие ребенка, так и
уровень его логического
Таким образом, проанализировав психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования нами были выделены следующие выводы:
- Психологическая готовность
к школьному обучению - это целостное
образование, предполагающее
- дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний;
- овладевают некоторыми
рациональными способами
- появляется «внутренняя позиция школьника» - сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне;
- дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания;
- логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них;
- приобретая черты обобщенности,
их мышление остается образным,
опирающимся на реальные
- семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности (работа по образцу, сенсомоторная координация) по сравнению с шестилетними.
1.2. Особенности
психологической готовности к
школе детей старшего
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого[22].
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.)выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха:
1.глухих;
2.слабослышащих (тугоухих)
3. позднооглохших.
Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми - глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70-85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.
Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.