Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка  приводят к замедлению в овладении  речью, к восприятию речи на слух в  искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 -3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений[2].

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает  переломный момент, когда условия  жизни и деятельности ребенка  резко изменяются, складываются новые  отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые предъявляются детям  не в занимательной форме, а в  виде учебного материала. Эти особенности  новых условий жизни и деятельности предъявляют новые требования к  различным сторонам развития ребенка, его психическим качествам, особенностям личности. Поступление в школу  связано с переходом от дошкольного  возраста к младшему школьному возрасту, в психологическом плане характеризующемуся сменой ведущих видов деятельности: на смену сюжетно-ролевой игре приходит учение[19].

Полноценность перехода к новому этапу  психического развития связана не с  физическим возрастом ребенка, знаменующим  начало школьного обучения, а с  тем, насколько полноценно прожит дошкольный период детства, исчерпаны его потенциальные  возможности (А. В. Запорожец, 1972). С этой точки зрения готовность к переходу в школу может рассматриваться  как результат воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в  дошкольный период, обуславливающий  необходимый уровень психического развития[20].

Подготовка детей с нарушенным слухом к школе - комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка. Для понимания проблемы готовности глухого или слабослышащего ребенка к школьному обучению важное значение имеют учет подходов к этой проблеме в дошкольной педагогике и психологии, рассмотрение различных компонентов психологической готовности к школе (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, и др.). Вопросы формирования психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха освещены значительно меньше. Некоторые аспекты готовности глухих и слабослышащих детей к школьному обучению представлены в исследованиях Н. И. Беловой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Е. Г. Речицкой, Е. В. Пархалиной и др. Школьная готовность нередко рассматривается в контексте других проблем, чаще всего в связи с обсуждением проблем речевого развития глухих и слабослышащих детей (К. Г. Коровин, М. К. Шеремет и др.)[15].

Представления о школе у большинства  детей с нарушением слуха оказывается  весьма фрагментарными. Так, некоторые  слабослышащие незнакомы с понятиями  «урок» и «перемена». Большинство  слабослышащих в ответах используются весьма ограниченный словарь из школьной лексики. У всех детей (как у слышащих, так и у слабослышащих) отмечается положительное отношение к школе[21].  

Психологическая готовность к обучению в школе предполагает формирование школьной мотивации, т. е. желания учиться, стать школьником, выполнять учебную деятельность. Такие свойства, как любознательность, желание познать окружающий мир, интеллектуальная активность, также являются важными показателями психологической готовности ребенка к школе. У дошкольника должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника», наличие которой предполагает сформированность системы мотивов, их соподчинение.

Социальные мотивы учения связаны  с потребностью ребенка занять новую  социальную позицию, организовать общение  с взрослыми и детьми на новом  уровне. В случае преобладания социальных мотивов ребенка интересует выполнение роли ученика: следование требованиям  учителя, желание заслужить его  одобрение и похвалу. Наличие  таких мотивов учения связано  с новой социальной ситуацией  общения, активным участником которой  становится ребенок. Появление социальных мотивов учения связано с преобладанием  к концу старшего дошкольного  возраста внеситуативно-личностной формы общения, отличительной чертой которой является потребность во взаимопонимании и сопереживании. У детей складывается дифференцированное отношение к людям в зависимости оттого, какую роль в общении с ними они выполняют. Этому способствует расширение представлений детей о жизни вокруг, отношениях людей, круге их обязанностей. Положение школьника выступает для ребенка как ступенька к взрослой жизни.

Большое значение имеют познавательные мотивы, когда дети относятся к  школе как к источнику приобретения новых знаний, Новые обязанности  школьника не становятся значимыми  для ребенка, основное - удовлетворение любознательности. Познавательные мотивы учения характерны для детей, которые  хотят больше знать, научиться чему-то, испытывают потребность в овладении  новыми умениями и знаниями. Для  формирования «внутренней позиции  школьника» важен сплав двух потребностей - познавательной и социальной, их сочетание  позволит ребенку сознательно включиться в учебный процесс, будет способствовать формированию произвольного поведения[3].

У большинства детей с нарушением слуха доминирующей является мотивация  связанная с косвенным продуктом  учения.

Для детей с нарушениями слуха  учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места так как учебный тип деятельности является для ребенка новым.

Речицкая Е.Г. выделяет 3 уровня мотивационной  готовности к школе:

К первому уровню (высокому) – относятся  дети, которые имеют достаточно широкий  круг представлений о школе, роли учителя и ученика. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное  количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у них к  моменту поступления в школу  сформирована внутренняя позиция школьника.

Второй уровень (средний) проявляется  у детей, имеющих несколько ограниченные представления о деятельности школы  и учителя. Одни дети воспринимают учение как игру, ориентируются главным образом, на внешние признаки. Другие проявляют  стремление обучаться в школе мотивируют желанием самоопределения, изменением социального положения, что свидетельствует о формирующей мотивационной готовности к школе. Среди значительной части слабослышащих находятся на втором уровне, отмечена самостоятельная актуализация мотива престижа.

К третьему уровню (низкому) относятся  дети, которые имеют весьма ограниченные представления о школе. У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная с внешней  атрибутикой школьной жизни. Уровень  развития мотивационной сферы у  них значительно ниже уровня остальных  групп.

Для формирования мотивационного плана  готовности к школе важное значение имеет расширение представлений  об окружающем мире, знакомство и формирование интереса к занятиям и взаимоотношениям людей в разных сферах жизни. Важно  учить детей отражать свои представления  в продуктивной деятельности и игре. Особое значение в работе со старшими дошкольниками необходимо направлять на развитие речевого общения как  необходимого условия социального  воспитания плохослышащих детей[24].     Формирующаяся в младшем школьном возрасте учебная деятельность тесно связана с произвольностью поведения, предпосылки которой закладываются в дошкольном возрасте при правильной организации воспитания и обучения детей. Произвольность поведения предполагает его контролируемость, достаточный уровень усидчивости, умение длительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца, определенные волевые усилия. С произвольностью поведения связано умение последовательно выполнять указания и инструкции взрослого, учитывать систему условий поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями[20].

Речицкая Е.Г. разделяет всех дошкольников с нарушением слуха на 2 группы в  зависимости от особенностей поведения  способа выполнения задания:

Первая группа - дошкольники, имеющие  высокий уровень развития волевых  действий и произвольности внимания. Дети внимательно слушают инструкцию, подчиняются системе требований, сознательно осуществляют свои действия, самостоятельно выполняют требуемое  задание. Они успешно выполняют  большое по объему задание.

Вторая группа - дети не всегда воспринимают инструкцию с первого предъявления. У них отмечается начальный этап формирования сознательного подчинения требованиям. Более простое задание они выполняют постоянно ориентируясь на образец и следуя инструкции. Многие из детей не могут самостоятельно выполнить задание.

Третья группа - дети требуют многократного повторения, инструкции с демонстрацией действия «шифровки». Некоторые из них не ориентируются на образец, не соблюдают правила «шифровки». Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться.

У детей с нарушением слуха отмечается не контролируемость, не достаточный  уровень усидчивости, не умение длительно  сосредотачиваться на одном занятии  и доводить его до конца.

На протяжении дошкольного возраста у детей с нарушенным слухом должны быть сформированы механизмы произвольного  поведения, что обеспечивает становление  некоторых предпосылок учебной  деятельности к концу дошкольного  периода. Задачи формирования поведения, сотрудничества с другими детьми, умения доводить дело до конца, понимать инструкции взрослого и следовать  им занимают важное место во всей системе  коррекционно-педагогической работе. Особенно важное значение для формирования произвольности приобретает обучение разным видам практической деятельности и игры[24].

Своеобразие речевого развития дошкольников с нарушениями слуха значительно  затрудняет общение и связанное  с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимым  условием дальнейшего обучения в школе[18].

Подготовка глухого или слабослышащего дошкольника к обучению в школе  связана с формированием речи и общения, что составляет одну из наиболее специфических черт в системе  школьной готовности детей данной категории. Речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Наиболее важным аспектом речевого развития плохослышащего ребенка в плане готовности к школьному обучению следует считать сформированность навыков общения со взрослыми и детьми[28].

 При овладении различными  типами коммуникативных высказываний  важнее всего учить детей вступать  в общение со знакомыми и  новыми для них людьми: отвечать  на вопросы в связи с разными  бытовыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметь выражать  свои просьбы, желания и т.  д. Однако недостаточно овладеть  только навыками разговорно-обиходной  речи. Для общения важно понимание  норм речевого этикета и взаимоотношения  общающихся партнеров. Поэтому  в быту, в играх, на различных  тематических занятиях детям  нужно демонстрировать нормы  речевого этикета: как следует  что-то попросить; как обратиться  к незнакомым и знакомым людям;  извиниться, поблагодарить и т.  д. Эти речевые умения формируются  в соответствии с программой по развитию речи.

Информация о работе Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха