Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.
1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка полученных результатов:
Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу (см.Приложение2) и затем оценивает.
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Интерпретация результатов:
Например, если ребенок, отвечая на вопросы, выбирает одну и ту же карточку с мальчиком или девочкой. Например, ребенок выбирает карточку 5 (социальный мотив) отвечая на все вопросы. То есть он считает, что ребенок, который учится для того, чтобы много знать, чтобы впоследствии стать кем-то в жизни, много зарабатывать, прав. Он бы хотел с ним же и играть, и учиться. Скорей всего вашим ребенком в обучении двигает именно социальный мотив.
Если же ребенок выбирает, например, правым ребенка с внешним мотивом (1), играть бы хотел с ребенком с игровым мотивом, а учиться с ребенком с мотивацией к высокой оценкой, то скорей всего, ваш ребенок не готов идти в школу. Он воспринимает школу как то место, куда его водят родители, но интереса к учебе у него нет. Он хотел бы играть, а не ходить в то место, которое ему неинтересно. А если все-таки ему приходится или придется идти в школу, по желанию матери или отца, то он хочет, чтобы его там замечали и ставили хорошие оценки. В таком случае, стоит больше уделить внимания ребенку, может быть вместе заняться чем-нибудь, изучить что-нибудь (английский язык, породы собак, кошек, окружающую природу и т.п). Показать, что учеба это не прихоть родителя, а очень интересный, нужный, познавательный процесс. Чтобы ребенок в будущем не ждал всегда отличной оценки, хвалите его только в тех случаях, когда он действительно заслуживает похвалы. Пусть ребенок поймет, что хорошую оценку можно получить только за хорошие знания.
Методика№2 «Раскрашивание кружков».
Цель: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
Оборудование исследования: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.
Процедура проведения методики:
-Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай!
При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.
При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному.
Инструкция испытуемому:
Закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.
Обработка полученных результатов:
I аккуратно закрашенный кружок - 1 балл. Максимальное количество баллов - 15.
Интерпретация результатов:
Выделяется 5 уровней волевой регуляции:
I - 15 баллов
II - 14-11 баллов
III - 10-7 баллов
IV - 6-4 балла
V - 3 и менее баллов
Методика №3 «Самое непохожее».
Цель: изучить особенности мышления и восприятия детей.
Оборудование исследование: 8 геометрических фигур: 2 синих круга (маленький и большой), 2 красных круга (маленький и большой), 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Процедура проведения методики:
Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур: 2 синих круга (маленький и большой), 2 красных круга (маленький и большой), 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).(см. Приложение3).
Инструкция испытуемому:
Одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на эти параметры при выборе фигурки.
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.
Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
Интерпретация полученных результатов:
1 балл (низкий уровень) - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
2 балла (средний уровень) - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
3 балла (высокий уровень) - преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух.
Методика №4 «Последовательность событий»
Цель: определение уровня развития и качества связной речи и умение последовательно логически мыслить, построение программы высказывания опосредовано внешней опорой, что облегчает понимание и выполнение задания.
Оборудование: короткий текст (см.Приложение4) с сериями картинок к ним, близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе дошкольного обучения данного контингента детей.
Процедура проведения методики:
Перед учеником в случайной последовательности кладут три картинки, передающие содержание контрольного текста. Картинки, разложенные учеником в порядке, не соответствующем контрольному тексту, учитель располагает в правильной последовательности.
Если ребенок не может самостоятельно составить предложение, предусматривается помощь - предлагаются вопросы: «Кто? Что делает?».
Инструкция испытуемому:
«Посмотри на картинки. Положи по порядку первую, вторую, третью, четвертую картинки. Расскажи, что тут нарисовано». Ученик самостоятельно раскладывает картинки, затем рассказывает по серии картинок.
Обработка полученных результатов:
Объем описания - минимум 4 предложения. Максимальная оценка за одно предложение - 1 балл.
Она выставляется при составлении ребенком предложений, отражающих наиболее полное содержание смысла предлагаемой картинки.
Успешность выполнения в баллах снижается при ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия после повторного предъявления инструкции; при пропуске предлогов и нарушениях падежных отношений, нетрадиционном порядке слов в предложении, неправильном выборе формы или вида глагола, наличии грубых звуковых замен. Характеристика уровней психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха:
Уровни |
Баллы |
Характеристика |
Высокий |
9-15 |
доминирует мотивация
учения, способен регулировать деятельность
поведения и психические |
Средний |
5-8 |
преобладает мотив получения высокой отметки, в зависимости от ситуации способен регулировать деятельность поведения, раскладывает картинки по порядку, но составление рассказа по картинкам вызывает затруднения. |
Низкий |
1-4 |
отсутствует мотивация учения,
преобладает восновном внешний
и игровой мотив, не способен регулировать
деятельность поведения и психические
процессы, отсутствуют представления
об окружающем мире, низкое качество связанной
речи, не умеет последовательно |
Таким образом, для изучения психологической готовности к обучению в школе детей с нарушением слуха нами были выделены следующие критерии: мотивационный, регуляторный, гностический и речевой. В соответствии с критериями были подобраны следующие методики: «Определение мотивов обучения» (М.Р. Гинзбург), «Раскрашивание кружков» (А.Д. Виноградова), «Самое непохожее» (Л. А. Венгера), «Последовательность событий» (Е.П. Кузьмиченковой).
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
В результате проведения экспериментальной
работы в контрольной и
Обследование проводилось по методикам, описанным в первом параграфе второй главы. Все данные исследования были занесены в таблицы.
Показатели исследования уровня психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушением слуха.
№ |
Имя, фамилия |
Методики |
Общий балл |
Уровни психологической готовности к школе | |||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 | ||||
1. |
Настя И. |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
2. |
Паша Л. |
0 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
3. |
Лиза К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
4. |
Максим С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
5. |
Алена Г. |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
6. |
Кристина Я. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
В группе детей с нарушением слуха в результате исследования психологической готовности к школе, не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем психологической готовности к школе. Это говорит о том, что у детей с нарушением слуха низкий уровень психологической готовности к школе. Лишь два ребенка показали средний уровень психологической готовности к школе – Настя И. и Алена Г. Дети со средним уровнем психологической готовности к школе в течении небольшого количества времени выполняли задания, с первого раза понимали инструкцию.
Дети с низкими показателями плохо запоминали инструкцию, не удерживали внимание на предложенной деятельности. У детей отмечалась сниженная произвольность поведения, выражающаяся в повышенной отвлекаемости при выполнении задания. Также для них характерна низкая заинтересованность в выполнении задания, либо её полное отсутствие и неумение работать самостоятельно. Допускались грубейшие ошибки при выполнении заданий. Дети не укладывались по времени, возникали трудности при выкладывании картинок по порядку, не узнавали зрительные образы.
Количественные
данные контрольной группы
Показатели уровня психологической готовности к школе старших дошкольников
№ |
Имя, фамилия |
Методики |
Общий балл |
Уровни психологической готовности к школе | |||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 | ||||
1. |
Залина А. |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Средний |
2. |
Егор А. |
0 |
8 |
3 |
2 |
13 |
Высокий |
3. |
Олег У. |
1 |
9 |
3 |
2 |
15 |
Высокий |
4. |
Юля М. |
1 |
7 |
3 |
4 |
15 |
Высокий |
5. |
Женя И. |
2 |
3 |
1 |
1 |
7 |
Средний |
6. |
Вика Л. |
1 |
8 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |