Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.
Связанная речь слабослышащих детей характеризуется недостаточно высоким уровнем. Дошкольники затрудняются в составлении рассказа, с учетом структуры связанного текста.
У большинства слабослышащих
Основные ошибки, которые допускают слабослышащие дети - неправильные изменения по родам, числам, падежам.
Сторона речевого развития слабослышащих дошкольников имеет низкий качественный уровень[13].
Для детей с нарушениями слуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить в рисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенно устно-дактильного, без понимания содержания читаемого, вредно, так как формирует привычку неосмысленного чтения[9].
Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми интересами, не способствуют успешному учению в школе, даже, несмотря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений[23].
Ребенку с нарушенным слухом, поступающему в школу, необходим запас представлений и знаний о различных явлениях окружающего мира: о предметах и их назначении; природе; жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормах поведения. Важно качество этих представлений и знаний, их правильность, обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте представления, отражающие разные области действительности, помогут ребенку подойти в школе к изучению разных предметов. Познание различных сторон действительности происходит в ходе широкого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых умений, возможностей отражения и уточнения усвоенного опыта через игру, рисование, конструирование[26].
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами были сделаны следующие выводы:
- старшие дошкольники с нарушением слуха имеют низкий уровень готовности к школе;
- затрудняются выполнять задания самостоятельно;
- представления о школе ограничены;
- отсутствуют необходимые
- наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок;
- у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, отмечается не достаточный уровень усидчивости, не умение длительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
2.1. Организация
и методы исследования
На основе теоретического
анализа литературы по данной проблеме
было организовано экспериментальное
исследование, цель которого являлось
изучить особенности
Для достижения поставленной цели нами был определен круг практических задач, который касался исследования следующих вопросов:
В основу исследований легли следующие принципы:
Для оценки диагностического комплекса выделены следующие требования:
Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, полчаемых с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемых при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Речь идет о сознательных
или бессознательных
Для достижения поставленной цели в работе мы использовали следующие методы и методики.
1.Наблюдение. Метод наблюдение
осуществляется планомерно и
целенаправленно в
2.Эксперимент.
3.Словесные методы
Эксперимент проводился в несколько этапов.
На первом этапе - подготовительном, проводится изучение и анализ психолого-педагогической документации на каждого ребенка, сбор анамнестических данных, методом беседы с педагогами, изучение анамнестических частей карты развития ребенка.
Для проведения диагностики в условиях образовательного учреждения, необходимо соблюдать следующие условия:
-организация пространства (изолирование от посторонних шумов);
-наличие специально
-учет уровня развития речи;
-соблюдение технологии
проведения диагностического
В результате анализа психолого-
1. Мотивационный - это мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»
2. Регуляторный - это способность регулировать деятельность поведения, психические процессы.
3. Гностический - это наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
4. Речевой - это сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Для выявления уровня психологической готовности к школе у старших дошкольников с нарушением слуха нами использовались методики, разработанные: М.Р. Гинзбургом, А.Д. Виноградовой, Л. А. Венгером, Е.П. Кузьмиченковой[17].
Методика №1 «Определение мотивов обучения».
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Для 6-летних детей характерными являются следующие мотивы:
Оборудование исследования: серии картинок.
Процедура проведения методики:
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция испытуемому:
Сейчас я прочитаю тебе рассказ Мальчики или Девочки (говорите о детях того же пола, какого ваш ребенок) разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках(см.Приложение1).
Второй мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки, даже если бы не было школы, я бы все равно учился», покажите или выложите рисунок.
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой(см.Приложение1).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч(см.Приложение1).
Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль(см.Приложение1).
5. Социальный мотив.
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь».
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию(см.Приложение1).
6. Мотив получения высокой отметки.
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь(см.Приложение1).
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы: