Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

Связанная речь слабослышащих детей  характеризуется недостаточно высоким  уровнем. Дошкольники затрудняются в составлении рассказа, с учетом структуры связанного текста.

У большинства слабослышащих дошкольников отмечается употребление простых, нераспространенных предложений.

Основные ошибки, которые допускают  слабослышащие дети - неправильные изменения по родам, числам, падежам.

Сторона речевого развития слабослышащих  дошкольников имеет низкий качественный уровень[13].

Для детей с нарушениями слуха  в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить в рисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенно устно-дактильного, без понимания содержания читаемого, вредно, так как формирует привычку неосмысленного чтения[9].

Готовность к школе в области  умственного развития включает ряд  взаимосвязанных сторон. Многими  педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют  не сами по себе знания и навыки, а  уровень развития познавательных интересов  и познавательной деятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных  с практическими потребностями  или игровыми интересами, не способствуют успешному учению в школе, даже, несмотря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений[23].

Ребенку с нарушенным слухом, поступающему в школу, необходим запас представлений  и знаний о различных явлениях окружающего мира: о предметах  и их назначении; природе; жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормах поведения. Важно качество этих представлений и знаний, их правильность, обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте представления, отражающие разные области действительности, помогут  ребенку подойти в школе к  изучению разных предметов. Познание различных  сторон действительности происходит в  ходе широкого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых умений, возможностей отражения и уточнения  усвоенного опыта через игру, рисование, конструирование[26].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами были сделаны следующие выводы:

- старшие дошкольники  с нарушением слуха имеют низкий уровень готовности к школе;

- затрудняются выполнять задания самостоятельно;

- представления о школе ограничены;

- отсутствуют необходимые учебные  навыки;

- наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок;

    - у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, отмечается не достаточный уровень усидчивости, не умение длительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

2.1. Организация  и методы исследования особенностей  психологической готовности к  школе детей старшего дошкольного  возраста с нарушением слуха

На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме было организовано экспериментальное  исследование, цель которого являлось изучить особенности психологической  готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. В экспериментальной работе была задействована группа детей  старшего дошкольного возраста с  нарушенным слухом (6 чел.), в возрасте 7 лет.

Для достижения поставленной цели нами был определен круг практических задач, который касался исследования следующих вопросов:

  1. Сформировать для обследования группу детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом (на основе изучения психолого-педагогической документации).
  2. Выделить критерии для подбора диагностических методик.
  3. Подобрать методики для изучения психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
  4. Определить организационно-содержательные условия проведения диагностики.
  5. Выявить уровень и специфические особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В основу исследований легли  следующие принципы:

  1. Принцип единства сознания и деятельности, означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности.
  2. Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими.
  3. Принцип оптимальности предполагает, что минимальными условиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
  4. Принцип комплексности, системности и систематичности предлагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определённые промежутки времени.
  5. Принцип доступности и индивидуальности предлагает учёт возрастных особенностей и оптимальный подбор методик.

Для оценки диагностического комплекса выделены следующие требования:

  1. Надежность - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми и путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
  2. Валидность - (полноценность, пригодность, соответствие).

Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, полчаемых с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемых при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

  1. Достоверность методики требует специальных условий и процедур по обеспечению.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в  ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в  реальном поведении. Способность методики защищать информацию от мотивационных  искажений и есть достоверность. Особенно, остро проблема достоверности стоит в случае, когда допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Для достижения поставленной цели в работе мы использовали следующие  методы и методики.

1.Наблюдение. Метод наблюдение  осуществляется планомерно и  целенаправленно в естественных  условиях, за детьми с нарушениями  слуха.

2.Эксперимент.

3.Словесные методы применялись  в сочетании с экспериментом  и наблюдением.

Эксперимент проводился в  несколько этапов.

На первом этапе - подготовительном, проводится изучение и анализ психолого-педагогической документации на каждого ребенка, сбор анамнестических данных, методом беседы с педагогами, изучение анамнестических частей карты развития ребенка.

Для проведения диагностики  в условиях образовательного учреждения, необходимо соблюдать следующие  условия:

-организация пространства (изолирование от посторонних  шумов);

-наличие специально подобранного  речевого материала сбалансированного  по частотному спектру, мощности, фонетическому и слоговому составу;

-учет уровня развития  речи;

-соблюдение технологии  проведения диагностического обследования.

В результате анализа психолого-педагогической литературы были выведены ряд критериев:

1. Мотивационный - это мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»

2. Регуляторный - это способность регулировать деятельность поведения, психические процессы.

3. Гностический - это наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

4. Речевой - это сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Для выявления уровня психологической  готовности к школе у старших  дошкольников с нарушением слуха  нами использовались методики, разработанные: М.Р. Гинзбургом, А.Д. Виноградовой, Л. А. Венгером, Е.П. Кузьмиченковой[17].

Методика №1 «Определение мотивов обучения».

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Для 6-летних детей характерными являются следующие мотивы:

  1. Учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности (хочу все знать!).
  2. Социальный, основанный на социальной необходимости обучения (все учатся и я хочу! Это нужно для будущего).
  3. «позиционный», стремление занять новое положение в отношениях с окружающими ( я взрослый, я уже школьник!).
  4. «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (мне мама сказала, что пора учиться, папа хочет чтобы я учился).
  5. Игровой мотив, неадыкватный, перенесенный в школьную сферу (возможно ребенка отдали в школ слишком рано, стоит и можно было еще подождать).
  6. Мотив получения высокой отметки (обучение не ради знаний, а ради оценки).

Оборудование  исследования: серии картинок.

Процедура проведения методики:

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен  принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий  содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

      Инструкция испытуемому:

      Сейчас я прочитаю тебе рассказ Мальчики или Девочки (говорите о детях того же пола, какого ваш ребенок) разговаривали про школу.

  1. Внешний мотив.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я  бы в школу не ходил».

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с  рисунком №1: женская фигура с указывающим  жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках(см.Приложение1).

  1. Учебный мотив.

Второй мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что  мне нравится учиться, делать уроки, даже если бы не было школы, я бы все  равно учился», покажите или выложите рисунок.

Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой(см.Приложение1).

  1. Игровой мотив.

 Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что  там весело и много ребят,  с которыми можно поиграть».

Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч(см.Приложение1).

  1. Позиционный мотив.

 Четвёртый мальчик  сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда  я в школе, я чувствую себя  взрослым, а до школы я был  маленьким».

Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у  той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль(см.Приложение1).

5. Социальный мотив.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно  учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь».

Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 5: фигурка  с портфелем в руках направляется к зданию(см.Приложение1).

6. Мотив получения высокой отметки.

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю  там пятёрки».

Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 6. фигурка  ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь(см.Приложение1).

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

Информация о работе Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха