Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.

Оглавление

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.

Файлы: 1 файл

детск. псих. курсовой исправлен..docx

— 2.69 Мб (Скачать)

«Что изменилось?»

Разложите на столе 5-8 фигурок (игрушек). Ребенок должен внимательно их рассмотреть и затем отвернуться. Пока он не видит, надо убрать несколько, а на их место положить новые или же поменять две картинки местами. Когда ребенок повернется, у него надо спросить, что изменилось, какие картинки (игрушки) новые, какие убрались или поменялись местами.

Упражнения  по развитию слуховой памяти.

«10 слов».

Прочитайте ребенку 10 слов и попросите его после прочтения  повторить те слова, которые он запомнил. Среднестатистический дошкольник в состоянии повторить 5-6 слов – это хороший показатель для кратковременной памяти. Далее следует назвать ребенку те слова, которые он забыл. По прошествии одно часа необходимо вернуться к упражнению и попросить ребенка вспомнить все названные ранее слова (в этот раз слова называть не стоит). Долговременная память считается хорошей, ели ребенок вспомнит хотя бы 7-8 слов.

«Слушай и повторяй».

Постучите карандашом по столу и попросите ребенка воспроизвести услышанное.

«Я положил  в мешок…»

Первоначальную фразу  может сказать воспитатель: «Я положила в мешок помидор», следующий, кто будет говорить (ребенок) повторяет услышанное, но при этом добавляет свое «вложение». Допустим: «Я положил в мешок помидор и огурец». Третий игрок должен добавить третье слово (яблоки, груши и т.д.) и повторить полученную фразу целиком. Эта игра служит и для увеличении объема памяти.

«Опосредованное запоминание».

Положите перед ребенком карточки с изображениями предметов (обезьяна. Сыр, книга, луна, мороженое). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а ребенку при этом следует подбирать картинки соответствующей тематики, которая и была бы «помощницей» для воспроизведения слов, прочитанных вами. Слова для запоминания в данном случае будут такими: да, учеба, зоопарк, ночь, сладость. К примеру, при слове «ночь» ребенок должен выбрать карточку «луна». Затем ребенка нужно попросить повторить слова, которые он запомнил. Через 15 минут покажите ему картинки, которые он выбрал для запоминания, и попросите вновь назвать слова. Количество правильно названных слов дает возможность видеть, насколько у дошкольника развиты логические связи в процессе запоминания.

«Упражнения для развития тактильной памяти».

«Что это?»   

Для упражнения необходимо подготовить разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие и твердые. Часть игрушек следует  положить на стол, а другую часть  – под стол. Предложите ребенку  потрогать предметы, а затем назвать, что лежит на столе. А что под  столом.

«Дощечки».

Для данного упражнения необходимо приготовить 10 дощечек с разной поверхностью, проставить на них порядковые номера и наклеить следующие материалы: 1-фланель,  2-мех, 3-наждачная бумага, 4-расплавленный воск со свечи, 5-толстый шнурок, 6-спички или палочки, 7-целлофан, 8-фольга,  9-бархат, 10-вельвет. Разложите дощечки в ряд согласно   порядковым номерам.

Пусть ребенок закроет  глаза и тщательным образом ощупает  все поверхности. Затем следует перемешать дощечки и попросить его на ощупь разложить их в заданном порядке (позвольте ребенку потренироваться несколько раз).

Упражнения для  развития моторно – зрительной памяти

(память на движения)

«Запомни  движение»

Покажите ребенку движения, которые состоят из нескольких действий (желательно 3-4 действия). Он должен повторить эти действия сначала в заданном порядке, затем в обратном. К примеру, повернулись по часовой стрелке, покачались, помахали руками, присели.

«Согласованные  действия»

Встаньте рядом с ребенком и предложите ему и предложите ему показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, парный танец). Затем попросите вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым, третьим?

«Выложи узор»

Следует выложить на столе  несложный узор и попросить ребенка  запомнить его (цвета, количество деталей и т.д.).  Затем узор следует разобрать и попросить ребенка выложить точно такой же.

Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми ребенку придется потрудиться. Не стоит стремиться выполнить все сразу, лучше всего выполнять по несколько упражнений из каждого комплекса ежедневно. Ребенку в первую очередь должно быть интересно и привлекательно, а не тяжело и скучно.

Лучше всего проводить  занятия как увлекательную игру, чередовать одно умственное задание  с «разгрузочным». Не забывайте периодически повторять пройденный материал. Старайтесь ассоциировать пройденный материал с каким-либо явлением, образом или действием. 

Память можно и нужно  развивать и совершенствовать. При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего повторения к мысленному делает запоминание более продуктивным. Ребенок усваивает материал сравнительно легко, когда имеет явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели в том случае, когда сам ребенок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемо материала. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

По результатам  исследования было проведено родительское собрание в старших группах ДОУ №18 п. Мурмаши на тему: «Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет». Родителей познакомили с задачами воспитания и обучения детей на текущий учебный год, рассказали о результатах данного исследования, были предложены психолого – педагогические рекомендации развития непроизвольной образной памяти старших дошкольников.

ВЫВОД: В результате проведенного исследования были рассмотрены основные вопросы, касающиеся формирования и развития непроизвольной образной памяти у дошкольников старшего дошкольного возраста, описаны результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей пассивного и активного непроизвольного запоминания. Был проведен анализ полученных результатов; определены методы и формы работы по оптимизации условий, способствовавших совершенствованию исследуемой способности. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что непроизвольная образная память развита недостаточно, отсюда следует предположение об отсутствии систематического, комплексного обучения детей данной группы активному запоминанию.

В целом исследование показало, что у большинства испытуемых способность к непроизвольному запоминанию сформирована. Однако уровень сформированности данной способности у некоторых детей недостаточен, что повлекло за собой небольшое число воспроизведенных названий предметных картинок у некоторых испытуемых.

Все упражнения по развитию памяти должны усваиваться ребенком постепенно, в соответствии с возрастными  ступенями и основными новообразованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие непроизвольной образной памяти старших дошкольников существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Показатели памяти значительно возрастают в дидактической и сюжетно-ролевой игре. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления, воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением. Результатом развития памяти является улучшение всякой произвольной деятельности, которой она сопутствует. Этим фактом обусловлена актуальность текущего исследования.

Целью исследования обозначили изучение непроизвольной образной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования выступила непроизвольная образная память детей 5-7 лет.

Сформулировали гипотезу исследования – предположение об успешности развития непроизвольной образной памяти в процессе дидактической игры у старших дошкольников.

В курсовом проекте были рассмотрены и обоснованы предварительно поставленные задачи:

  1. Проведен теоретический анализ психолого – педагогической литературы по развитию непроизвольной памяти у старших дошкольников.
  2. Подобраны методики для определения уровня развития непроизвольной образной памяти: Е.Ф.Рыбалко –А.А. Головей «Изучение непроизвольного запоминания».
  3. Проведено эмпирическое исследование по изучению непроизвольной образной памяти.
  4. Проведена математическая обработка данных и проанализированы результаты исследования.
  5. Разработан план развивающей работы по улучшению  памяти в зависимости от уровня и причин недостатков развития памяти у старших дошкольников. Разработаны психолого – педагогические рекомендации по развитию  памяти.   

Методологическую основу исследования составили положение  Л.С.Выготского о памяти и ее развитии в детском возрасте, которое позволило рассмотреть память в отношении места памяти в ряду других функций (мышление, воображение) и положение А.Н.Леонтьева о процессе «вращивания» - развитии высших сигнификативных форм памяти.

Для решения поставленных задач в исследовании были применены  методы:

  1. Теоретический этап нашей работы посвящен исследованию понятийно-категориального аппарата проблемы, рассмотрению особенности непроизвольной памяти старших дошкольников.
  2. Применены методы диагностики непроизвольной образной памяти детей старшего  дошкольного возраста: «Изучение непроизвольного запоминания» Е.Ф. Рыбалко – А.А. Головей, предложенные в учебном пособии «Практикум по возрастной психологии». Данные методики включали в себя ряд заданий: 1) изучение пассивного запоминания; 2) изучение активного запоминания.
  3. Использованы методы количественного и качественного анализа результатов исследования особенностей непроизвольной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Наше исследование было проведено  в три этапа:

  1. На поисково – теоретическом этапе проведен анализ литературы, изучена проблема памяти в источниках отечественных и зарубежных исследователей.
  2. В процессе опытно – экспериментально этапа проведен психолоо – педагогический эксперимент, разработан комплекс мер для улучшении памяти детей.
  3. На заключительном этапе систематизирован материал исследования. Обобщены результаты, сформулированы выводы и рекомендации прикладного характера.

Обозначена теоретическая  значимость исследования, заключающаяся  в теоретическом и экспериментальном  обосновании психолого – педагогических условий развития непроизвольной образной памяти детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях, прогимназиях.

Исследование проводилось  в детском саду №18 п. Мурмаши Мурманской  области. В нем принимали участие 16 детей старшей группы №10 и старшей возрастной группы №11: 9 мальчиков и 7 девочек в возрасте от 5 до 6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзман Р. Память и внимание: компоненты психического здоровья [Текст] /Р.Айзман//Здоровье детей (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. - №17.-С.10-14;№18.-С.16-18;№19.-С.12-16;№20.-С.8-11;№21.-С.14-18.
  2. Аткинсон, А. Человеческая память: система памяти и процессы управления [Текст]: Психология памяти, хрестоматия/А.Аткинсон, Р.Шифрин. – М.: Астрель, 2008. – 656 с.
  3. Бине, А. Современные идеи о детях [Текст]/А.Бине М.: 1910.
  4. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]/П.П.Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.
  5. Болдуин, Дж. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода: в 2т. Т.1/Дж. Болдуин. – Либроком, 2011. -  240с.
  6. Бэддели, А. Рабочая память [Текст]: Психология памяти; хрестоматия /А.Бэддели. –издание 3-е, перераб. доп. – М.: Астрель, 2008. – 656с.
  7. Бюллер, К.  Духовное развитие ребенка [Текст]/К.Бюллер. – М.: МГУ, 1931.
  8. Выготский,  Л.С. Психология [Текст]/Л.С.Выготский. – М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, - 2000. – 1008с.
  9. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст]/ Л.С.Выготский.-Психология памяти: Хрестоматия по психологии/ Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: «ЧеРо», 2002. – 816с.
  10. Гезелл, А.  Педология раннего возраста [Текст]/А.Гезелл. – М., 1932.
  11. Головей, А.А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст]/Под ред. А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2008. - 688с.
  12. Джеймс, У. Память [Текст]/У. Джеймс. – Психология памяти: Хрестоматия по психологии/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656с.
  13. Зинц, Р. Обучение и память: пер. с нем. [Текст]/Р.Зинц. - Мн.: Высш.шк., 1984. -  238с.
  14. Зинченко, П.И.  Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти [Текст]/П.И.Зинченко.- Психология памяти: Хрестоматия по психологии/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтор и В.Я.Романова - 3-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002. – 816С.
  15. Истомина, З.И. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст]/З.И.Истомина. - Психология памяти: Хрестоматия по психологии/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. – 816с.
  16. Истомина, З.И. Возрастные и индивидуальные различия в памяти детей в дошкольном возрасте [Текст]/З.И.Истомина. – М.: Просвещение, - 2003, - 156с.
  17. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика [Текст]/Э.Клапаред. – ЛКИ, 2007. – 168с.
  18. Кляйн, М. Развитие в психоанализе/М.Кляйн. – М.: Академический проект, 2001. – 512с.
  19. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]: Кн. для учителя т/Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.
  20. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, А.Н.Белоус и др.; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
  21. Лебедева, С. О возможностях развития образной памяти [Текст]/С. Лебедева//Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - С.52 – 54.
  22. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]/А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511с.
  23. Лурия, А.Р.  Лекции по общей психологии [Текст]/А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320с.
  24. Люблинская, А.А.Детская психология [Текст]:  Учебное пособие для студентов педагогических институтов /А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – 415с.
  25. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] /А.А.Люблинская. – Изд.2-е, испр. и доп. М., Просвещение,1972. – 256с.
  26. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст]/В.Я. Ляудис. – Издательство МГУ, 1976. – 256с.
  27. Мейман, Э. Лекции по экспериментальной педагогике [Текст]: Ч.3./Перевод под ред. Н.Д.Виноградова. – 3-е изд. М.: Мир, 1917. – 265с.
  28. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] /М. Мид. – М.: Наука. – 1988.- 429с.
  29. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]:  Учеб. для студентов пед.институтов  /В.С.Мухина; Под ред.Л.А.Венгера.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985.- 272 с.
  30. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС. 2001. – Кн.1. – 688с.
  31. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный  образ [Текст]/ Д.А. Ошанин. – МОДЭК, МПСИ, 1999. – 512с.
  32. Розов, А.Н. Память [Текст]/А.Н.Розов. - Нар. университет, Пед. фак. -  М.: Знание, 1970. -  62с.
  33. Рубинштейн, С.Л. Память [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. – 816с.
  34. Симонова, Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет [Текст] /Л.Ф.Симонова.- Ярославль: Академия развития, 2000. –142 с.
  35. Селли Дж. Очерки по психологии детства [Текст]/Дж.Селли. – Ком.Книга, 2007. – 456с.
  36. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание [Текст]: Познавательные психологические процессы. Хрестоматия/под ред. А.Г.Маклакова. –СПб 2001, С.259-270.
  37. Возрастные и индивидуальные особенности памяти [Текст]/ Под ред. А.А.Смирнова. -  М., «Просвещение», 1967. - 300с.
  38. Столяренко, Л.Д. Основы психологии  [Текст]: учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Изд.18-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 671 с.
  39. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст]:  учеб. пособие /А.Л.Тертель. – М.: Проспект, 2009. – 248 с.
  40. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии  [Текст]:  Пособие для студентов высших и средних учебных заведений/Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Академия, 1998. – 304с.
  41. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]/З.Фрейд. – Азбука-Классика, 2009. – 416с.
  42. Хофман, И. Активная память: Эксперимент. исслед. и теории человеч. памяти [Текст]: Пер. с нем./И.Хофман; / Общ. ред. и предисл. Б.М. Величковского и Н.К. Корсаковой. – М.: Прогресс, 1986. – 312с.
  43. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений. – М.:  Академия, 2005. – 96с.
  44. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142с.
  45. Шаповаленко, И.В.  Возрастная психология [Текст]: Психология развития и возрастная психология/И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004.- 349с.
  46. Штерн, В. Психология раннего детства [Текст]/В.Штерн. – П., 1922.
  47. Эльконин. Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников