Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа
На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.
«Что изменилось?»
Разложите на столе 5-8 фигурок (игрушек). Ребенок должен внимательно их рассмотреть и затем отвернуться. Пока он не видит, надо убрать несколько, а на их место положить новые или же поменять две картинки местами. Когда ребенок повернется, у него надо спросить, что изменилось, какие картинки (игрушки) новые, какие убрались или поменялись местами.
Упражнения по развитию слуховой памяти.
«10 слов».
Прочитайте ребенку 10 слов
и попросите его после
«Слушай и повторяй».
Постучите карандашом по столу и попросите ребенка воспроизвести услышанное.
«Я положил в мешок…»
Первоначальную фразу может сказать воспитатель: «Я положила в мешок помидор», следующий, кто будет говорить (ребенок) повторяет услышанное, но при этом добавляет свое «вложение». Допустим: «Я положил в мешок помидор и огурец». Третий игрок должен добавить третье слово (яблоки, груши и т.д.) и повторить полученную фразу целиком. Эта игра служит и для увеличении объема памяти.
«Опосредованное запоминание».
Положите перед ребенком карточки с изображениями предметов (обезьяна. Сыр, книга, луна, мороженое). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а ребенку при этом следует подбирать картинки соответствующей тематики, которая и была бы «помощницей» для воспроизведения слов, прочитанных вами. Слова для запоминания в данном случае будут такими: да, учеба, зоопарк, ночь, сладость. К примеру, при слове «ночь» ребенок должен выбрать карточку «луна». Затем ребенка нужно попросить повторить слова, которые он запомнил. Через 15 минут покажите ему картинки, которые он выбрал для запоминания, и попросите вновь назвать слова. Количество правильно названных слов дает возможность видеть, насколько у дошкольника развиты логические связи в процессе запоминания.
«Упражнения для развития тактильной памяти».
«Что это?»
Для упражнения необходимо подготовить разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие и твердые. Часть игрушек следует положить на стол, а другую часть – под стол. Предложите ребенку потрогать предметы, а затем назвать, что лежит на столе. А что под столом.
«Дощечки».
Для данного упражнения необходимо приготовить 10 дощечек с разной поверхностью, проставить на них порядковые номера и наклеить следующие материалы: 1-фланель, 2-мех, 3-наждачная бумага, 4-расплавленный воск со свечи, 5-толстый шнурок, 6-спички или палочки, 7-целлофан, 8-фольга, 9-бархат, 10-вельвет. Разложите дощечки в ряд согласно порядковым номерам.
Пусть ребенок закроет глаза и тщательным образом ощупает все поверхности. Затем следует перемешать дощечки и попросить его на ощупь разложить их в заданном порядке (позвольте ребенку потренироваться несколько раз).
Упражнения для развития моторно – зрительной памяти
(память на движения)
«Запомни движение»
Покажите ребенку движения, которые состоят из нескольких действий (желательно 3-4 действия). Он должен повторить эти действия сначала в заданном порядке, затем в обратном. К примеру, повернулись по часовой стрелке, покачались, помахали руками, присели.
«Согласованные действия»
Встаньте рядом с ребенком и предложите ему и предложите ему показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, парный танец). Затем попросите вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым, третьим?
«Выложи узор»
Следует выложить на столе несложный узор и попросить ребенка запомнить его (цвета, количество деталей и т.д.). Затем узор следует разобрать и попросить ребенка выложить точно такой же.
Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми ребенку придется потрудиться. Не стоит стремиться выполнить все сразу, лучше всего выполнять по несколько упражнений из каждого комплекса ежедневно. Ребенку в первую очередь должно быть интересно и привлекательно, а не тяжело и скучно.
Лучше всего проводить
занятия как увлекательную
Память можно и нужно развивать и совершенствовать. При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего повторения к мысленному делает запоминание более продуктивным. Ребенок усваивает материал сравнительно легко, когда имеет явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели в том случае, когда сам ребенок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемо материала. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.
По результатам исследования было проведено родительское собрание в старших группах ДОУ №18 п. Мурмаши на тему: «Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет». Родителей познакомили с задачами воспитания и обучения детей на текущий учебный год, рассказали о результатах данного исследования, были предложены психолого – педагогические рекомендации развития непроизвольной образной памяти старших дошкольников.
ВЫВОД: В результате проведенного исследования были рассмотрены основные вопросы, касающиеся формирования и развития непроизвольной образной памяти у дошкольников старшего дошкольного возраста, описаны результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей пассивного и активного непроизвольного запоминания. Был проведен анализ полученных результатов; определены методы и формы работы по оптимизации условий, способствовавших совершенствованию исследуемой способности. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что непроизвольная образная память развита недостаточно, отсюда следует предположение об отсутствии систематического, комплексного обучения детей данной группы активному запоминанию.
В целом исследование показало, что у большинства испытуемых способность к непроизвольному запоминанию сформирована. Однако уровень сформированности данной способности у некоторых детей недостаточен, что повлекло за собой небольшое число воспроизведенных названий предметных картинок у некоторых испытуемых.
Все упражнения по развитию
памяти должны усваиваться ребенком
постепенно, в соответствии с возрастными
ступенями и основными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие непроизвольной образной памяти старших дошкольников существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Показатели памяти значительно возрастают в дидактической и сюжетно-ролевой игре. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления, воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением. Результатом развития памяти является улучшение всякой произвольной деятельности, которой она сопутствует. Этим фактом обусловлена актуальность текущего исследования.
Целью исследования обозначили изучение непроизвольной образной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступила непроизвольная образная память детей 5-7 лет.
Сформулировали гипотезу исследования – предположение об успешности развития непроизвольной образной памяти в процессе дидактической игры у старших дошкольников.
В курсовом проекте были рассмотрены и обоснованы предварительно поставленные задачи:
Методологическую основу исследования составили положение Л.С.Выготского о памяти и ее развитии в детском возрасте, которое позволило рассмотреть память в отношении места памяти в ряду других функций (мышление, воображение) и положение А.Н.Леонтьева о процессе «вращивания» - развитии высших сигнификативных форм памяти.
Для решения поставленных задач в исследовании были применены методы:
Наше исследование было проведено в три этапа:
Обозначена теоретическая
значимость исследования, заключающаяся
в теоретическом и
Исследование проводилось в детском саду №18 п. Мурмаши Мурманской области. В нем принимали участие 16 детей старшей группы №10 и старшей возрастной группы №11: 9 мальчиков и 7 девочек в возрасте от 5 до 6 лет.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников