Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.

Оглавление

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.

Файлы: 1 файл

детск. псих. курсовой исправлен..docx

— 2.69 Мб (Скачать)

«Всякое формирование памяти в организме имеет когнитивный аспект  (распознавание ситуационных признаков с активизацией аккомодационного способа поведения) и мотивационный аспект (оценку признаков и выяснение степени важности или смысла принятого решения для определенной альтернативы)» -пишет ф.Клинкс  [13,  с.19].

 Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. «Память, в собственном смысле этого слова, есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно осознаваться нами, или, точнее говоря, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, осознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом» - пишет У. Джеймс [12, с.9]. Без постоянного обновления опыта, его воспроизводства в подходящих условиях  человек не смог бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Человек не смог бы совершенствоваться, не помня о том, что с ним было – ему не с чем было бы сравнивать. Предметы, явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их  образы мы мысленно можем воспроизвести в то время, когда самих предметов перед нами нет. Именно благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми видами деятельности.

 «И.М.Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения  и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека в положении новорожденного» [34, с.5]. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Например, сахар – белый (отражение свойства органом зрения), сладкий  (отражение свойства органом вкуса),  твердый (отражение свойства тактильным анализатором). Восприятие – это целостное отражение внешнего материала предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Роль ассоциаций в деятельности памяти была показана древнегреческим философом Аристотелем. Он считал, что «всевозможные впечатления, испытываемые нами, оставляют в нас определенные отпечатки, подобно тому, как перстень, приложенный к воску, оставляет в нем свой след» [32, с.5]. Представление об отпечатках прочно вошло в современную науку. Они рассматриваются как изменения, происходящие в нервной системе и в головном мозге. Ученые называют эти отпечатки по- разному:  «последействия, энграммы, диспозиции, следы» [32, с.6]. Понятие «следа» использовал и А.Н.Леонтьев, считая, что «процессы памяти выступают как процессы следообразования и восстановления следа» и «вносит» третий термин – сохранение или хранение следа, то есть запоминание [22, с.277]. Оживление в коре головного мозга ранее образовавшихся ассоциативных систем есть восстановление в памяти (воспроизведение) прежде полученных впечатлений.

Л.Ф.Симонова считает, что  представления памяти являются более  или менее точным воспроизведением предметов или явлений, воздействующих на наши органы чувств. Представления  памяти делятся на единичные и общие. Единичные представления памяти характеризуются тем, что в них отражаются конкретные предметы в конкретной обстановке. Общие представления возникают в результате обобщения единичных представлений. Они лишены особенных индивидуальных черт.

По участию волевого усилия в возникновении представлений  они делятся на произвольные и непроизвольные. Произвольные представления возникают у нас в соответствии с целевой установкой. Непроизвольные представления возникают без заранее поставленной цели (например, вспоминая детально какое-то потрясшее событие). Процессы памяти обеспечивают представления памяти. Таким образом, Л.Ф.Симонова делает вывод, что память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого [34, с.7]. Память участвует в акте восприятия, т.к. без узнавания восприятие невозможно. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация – это временная нервная связь. Ассоциации бывают простые: по смежности (объединяют два явления, связанные во времени и пространству), по контрасту (связывают два противоположных явления), по сходству (связывают два явления, имеющих сходные черты, опираются на сходства нервных связей которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами). Кроме этого ассоциации бывают сложные. В них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: род – вид (рыба-окунь), часть – целое (долька-апельсин), причина – следствие (жара-жажда).

Работы отечественных психологов А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко,  З.М.Истоминой, М.Н.Шардакова  показали, что запечатление (первый акт памяти) не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание есть результат  определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием [24, с.201]

        «Объект запоминается тогда, когда является предметом деятельности субъекта, а не объектом пассивного восприятия» [14, с.428]. Даже в случае непроизвольного запоминания, когда субъект ставил себе цели удержать в памяти то или иное содержание, направленность его деятельности вызывает избирательное отношение к материалу, определяет полноту и прочность его запоминания. Интерес человека, его эмоциональное состояние, чувство ответственности, подготовленность, установка на длительное хранение запоминаемого резко изменяют продуктивность памяти, ее объем и направленность. Мнемическая направленность не представляет собой чего-либо однородного, всегда одинакового. Она всякий раз выступает в том или ином качественно своеобразном содержании. Главное, что характеризует содержание направленности, - это требования, которым должно удовлетворять запоминание, то есть что именно должно быть достигнуто в итоге запоминания [36, с.260].    

Блонский П.П. в соответствии с содержанием, которое сохраняет человек, различает образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую (вербальную) память [4]. В зависимости от особенностей связей, образовавшимися между частями воспринятого материала (между образами предметов и между словами, составляющими содержание прослушанного или прочитанного материала) различает механический и логический виды памяти. В зависимости от того анализатора, с помощью которого человек что-либо воспринимает, различает память зрительную, слуховую, двигательную. По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную.

Двигательная память –  это запоминание, сохранение и воспроизведение  различных двигательных умений и  навыков (ходьба, письмо, езда на велосипеде и другие навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма и трудовой деятельности.

Образной памятью является запоминание, сохранение  и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая и моторная память. У людей лучше проявляется зрительная и слуховая виды памяти.  

Особенность зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Л.Ф.Симонова выделяет следующие изменения, совершающиеся зрительным образом в процессе сохранения: 1)упрощение (опускание деталей), 2)некоторое преувеличение отдельных деталей, 3)преобразование фигуры в более симметричную, однообразную, 4)округление сохраненной в памяти формы предмета, расширение, 5)изменение положения, ориентации, 6)трансформация образа по цвету [34, c.10].   В сравнении с образом словесной памяти указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным, но в то же время эти преобразования превращают образ в общую схему, которая лучше запоминается.  Зрительная образная память плохо поддается произвольному правлению. Данный вид памяти предполагает развитую способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения зрительной информации. По некоторым данным человек запоминает 20% того, что слышит и 50% того, что видит и слышит [1, с.12].

Развитие  обонятельной  и вкусовой памяти сводится в основном к удовлетворению биологических потребностей, а также потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Связано с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, парфюмерного производства).

Слуховая память – это  запоминание и воспроизведение  акустических образов.

Тактильная память – память на ощущения, прикосновения, играет особую роль на ранних этапах развития ребенка.

Моторная память – это  запоминание, сохранение и воспроизведение движения. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков.

Эмоциональная память –  память на пережитые чувства. Человек  может радоваться или краснеть, вспомнив какое-либо событие. Эмоциональная  память  - важнейшее условие нравственного развития человека. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный срок.

Словесно – логическая (символическая) память является переработкой словесной информации, выделением из нее наиболее существенного, отвлечением от побочного, несущественного и удержанием не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей, которые попадаются в словесном общении [23, с.211]. Этот вид памяти специфически человеческий, так как двигательная, образная  и эмоциональная память в простейших формах есть и у животных. Этот вид памяти характеризуется тем, что запоминание происходит либо в дословной форме, либо в речевом выражении (своими словами), что зависит от поставленной задачи и от сформированных у человека способов заучивания. Символическая память формируется в процессе индивидуального развития вслед за образной и лучше развита у взрослых. Данный вид памяти представляет собой хранилище знаний, выраженных словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах.

По времени хранения материала память классифицируется как: мгновенная, кратковременная, оперативная и долговременная.

Мгновенная (сенсорная)  память – удержание точной и полной картины только что воспринятой органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Одна из особенностей мгновенной памяти состоит в ее вспомогательной роли.  Некоторые формы этой памяти получили особые названия: иконическая (зрительная), эконическая (слуховая). Сенсорная память проявляется в последовательности  сменяемых образов, которые возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя (например, яркий свет). Главная особенность мгновенной памяти ее практически неограниченная емкость. Запечатлевается все, что фиксируется рецепторами. Это обеспечивает возможность эффективного функционирования других видов памяти путем выбора, фиксации и переработки важной с точки зрения существования организма информации [1, с.17].

Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала  спустя несколько секунд после его  однократного и непродолжительного восприятия. В этом случае воспроизведение высокой точности, но после некоторого времени впечатления исчезают, и человек оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Вновь поступающая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Она забывается и не попадает в долговременное хранилище. Такой процесс называется замещением. Длительность удержания мнемических следов  составляет около 20 секунд (без повторения). Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно путем сознательного повторения материала, проговаривая его. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается долговременный след. Обобщение, схематизация, наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение. Из мгновенной памяти в долговременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная (промежуточная) память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Она рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного интервала времени. Человек выполняет какое-либо сложное действие по частям, при этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Хранение информации происходит от нескольких секунд до нескольких дней, рассчитанных на решение поставленной задачи. После чего она может быть стерта из памяти. Обработка и перевод информации из промежуточной памяти в долговременную осуществляется через кратковременную в два этапа. Первый этап – логическая обработка информации  - происходит в период медленного сна. Второй этап – пересылка обработанной информации в долговременную память осуществляется в период быстрого сна. Объем оперативной памяти складывается из материала кратковременной памяти, поступающего из окружающего мира в данный момент, и материала касающегося выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти. По длительности хранения информации и своим свойствам она занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память способна хранить информацию в течение  неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти накапливаются знания, приобретенные человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.)  При необходимости эти знания актуализируются в сознании человека, а потом снова переходят в долговременную память. При образовании долговременной памяти временные последовательности превращаются в структурно-пространственные, и такая память представляется не процессом, а структурой. В этом ее устойчивость к многочисленным внешним воздействиям и существенное отличие от сенсорной и кратковременной форм памяти, которые по своей сути являются процессами.

Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников