Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа
На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.
Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение. Непроизвольно запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.
В произвольной памяти процесс
запоминания или
Л.В.Черемошкина предлагает выделять два основных вида памяти:
1) природную память –
это непосредственная
2) культурную память – опосредованная долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания [43, с.5].
Дошкольный возраст
Индивидуальные особенности памяти людей зависят от особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.
Механическая память основана на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического заучивания – многократное повторение. Цель механического запоминания состоит в абсолютно точном и неизменном воспроизведении заучиваемой информации.
Смысловая память вид памяти, основанный на установлении в заучиваемом материале смысловых связей. Эта память предполагает предварительную работу мышления: материал подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные, выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается суть изучаемого материала.
В зависимости от того, что человек лучше всего запоминает, выделяют типы памяти: наглядно – образный (лучше запоминает картины, лица, цвета, предметы, звуки), словесно – логический (запоминают лучше понятия, формулировки, формулы), промежуточный (гармонический). Представители промежуточного типа одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.
Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся: запоминание, протекающее в трех формах – запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание – сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с целью сохранения материала в памяти; сохранение – более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений, имеющее две стороны: сохранение и забывание; воспроизведение, представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание или воспроизведение при опоре на восприятие; воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия [44, с.62].
О памяти можно говорить
не только как о собирательном
термине для определения
А.А.Смирнов считает, что всякая мнемическая деятельность направлена на ту или иную полноту запоминания. В одних случаях стоит задача запомнить все содержание того, что воздействует на нас (сплошное запоминание). В других случаях – запомнить часть того, что воспринимается нами: главные мысли, отдельные факты (выборочное запоминание). Исследователь выделяет существование различия в направленности на точность запоминания: наизусть или запоминание максимально «своими словами», отмечает различия, наблюдаемые в направленности на запоминание последовательности того, что воздействует на нас. В одних случаях мы стремимся к запоминанию событий, фактов в той последовательности, в которой они произошли, в других – мы изменяем воспринятую последовательность материала, сделать материал более логичным и удобным для запоминания. Кроме этого выделяется направленность прочность запоминания [37, с.261].
По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой) типы.
Процесс кодирования зрительных образов может протекать очень быстро и не быть объектом сознательного внимания. Такая же скорость кодирования существует и в случае запоминания вербального материала (около 180 мс). Это свидетельствует о том, что распознавание стимулов (зрительного, вербального) происходит очень быстро и требует специального внимания. За доли секунды воспринятый материал сопоставляется с теми содержаниями памяти, которые репрезентируют знания о предметах и отношениях, обусловивших возникновение стимуляции. За доли секунды распределение энергетических воздействий в рецепторах зрительной (вербальной) системы превращается в обладающую значением информацию о свойствах окружающего мира [42, с.36].
Для каждой возрастной группы (дошкольников, младших школьников, подростков) характерны свои особенности памяти.
ВЫВОД. Память многолика – это не просто хранилище информации, она основа нашего сознания, разума, интеллекта. Структурные исследования показали многообразие различных видов деятельности памяти. В этой части главы мы разобрали виды памяти в онтогенетическом развитии, по способам и скорости запоминания, по времени хранения информации. Выделили процессы памяти. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезной, если память не сохранит связь между отдельными фактами и событиями.
1.3.Исследование особенностей непроизвольной образной памяти
у детей в старшем дошкольном возрасте в трудах ученых
Мнемическая деятельность индивида в каждый данный момент времени есть результат многочисленных факторов, связанных с условиями заучивания и особенностями задачи, с характером деятельности, выполняемой после завершения упражнений, условиями конкретной ситуации, в которой исследуется память, и характером последней (воспоминание, узнавание, повторное заучивание), с ранее обретенными навыками, влияющими как на запоминание, так и на другие мнемические процессы, и с мотивацией, установками и интересами, которые могут играть решающую роль.
А.А.Люблинская считает, что развивающаяся у шести – семилетнего ребенка способность к произвольному управлению своими действиями особенно отчетливо выступает в их памяти. У детей этого возраста еще велико значение интереса для запоминания нужного материала. Однако сохранение или воспроизведение какого-либо материала во многом подчиняется и требованиям необходимости [25, с.218].
У детей старшего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста – это его интерес. Ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло своей необычностью, динамизмом; запоминает лучше то, с чем ребенок непосредственно действовал (играл, конструировал, перекладывал). Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми ребенок встречается, называются, то он запоминает их лучше [19, с.138].
В своей работе о непроизвольном запоминании П.И. Зинченко доказывает, что у детей 5 -7 лет непроизвольное запоминание является продуктом деятельности, а не результатом непосредственного запечатления воздействующих объектов. Его нельзя сводить к непосредственному запечатлению, то есть к результату одностороннего воздействия предметов на органы чувств вне деятельности человека [14, с.473]. Продуктивность такого запоминания увеличивается в случае, если предлагаемое ребенку задание, предполагающее активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (напр., придумывание слов).
Я.Л.Коломинский писал, что важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти ребенка является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников. С возрастом структура мнемической деятельности усложняется: непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на все более сложные способы переработки запоминаемого материала, т.е. основные качественные изменения в памяти дошкольного возраста заключаются в постепенном переходе от непроизвольных форм к произвольным [19, с.213].
В своих исследованиях З.М.Истомина показывает, что в старшем дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания и сформировывается к концу дошкольного возраста, т.е. в возрасте 6-7 лет. Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. Развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, за которым следует произвольное запоминание [15, c.655]. Как показал качественный анализ самих процессов памяти, все выявленные возрастные и индивидуальные различия в корреляции непроизвольного и произвольного запоминания находятся в большой зависимости от уровня воспроизведения ребенка, от его умения выделять цель – запомнить и припомнить, а также от использования им специальных приемов запоминания и припоминания [37, с.48]. По степени развития произвольной памяти у детей 5-7 лет она выделяет три уровня. Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать; для второго – наличие этого вычленения, но без применения каких-либо способов, направленных на осуществление поставленной цели; для третьего – наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого. Дети 6-7 лет достигают второго и третьего уровня развития памяти, причем они составляли большую часть детей, отнесенных к группе с третьим уровнем развития памяти [16, c.38].
Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано. Экспериментально З.М.Истомина доказывает, что когда ребенок участвует в общей игровой деятельности, цели запомнить и припомнить имеют для него совершенно конкретный и актуальный смысл. Следовательно, в условиях игры мнемические цели выделяются им значительно легче [15, c.656]. Произвольное воспроизведение возникает раньше, как бы обгоняет произвольное запоминание. Развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, за которым уже следует произвольное запоминание.
К 6 годам у ребенка
значительно увеличиваются
Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения. В исследовании Н.М.Гнедовой были выявлены несколько уровней самоконтроля детей в зависимости от полноты самоотчета: дети, которые не могли осуществлять самоконтроль одновременно с задачей лучшего запоминания пропущенного (во время повторного восприятия) материала; дети, которые во время второго просмотра картинок давали отчет лишь о некоторых элементах ряда, воспроизведенных в первый раз; для третьего уровня самоконтроля характерно одновременное выполнение самоотчета и мнемической задачи. Подавляющее большинство детей успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материала [19, с.139].
В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли речи в поведении ребенка. Он учится подчинять свои действия указаниям взрослых, его требованиям запомнить какой-либо материал. В.С.Мухина выделяет несколько этапов овладения детьми произвольными формами памяти. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше – требуется воспроизведение того, что он воспринимал или делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать необходимость запоминания для дальнейшего воспроизведения [29, с.256].
Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Двигательные впечатления также продолжают влиять на формирование таких навыков как бег, прыжки. Ребенок учится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, постепенно усложняя работу двигательной памяти. Двигательная память детей этого возраста позволяет им освоить достаточно сложные движения, выполнять их быстро, с меньшим напряжением, гибко изменять освоенные движения. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид памяти – эйдетической. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память – возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, позднее утрачивают эту способность.
Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников