Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа
На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.
[Введите текст]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Особенности непроизвольной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Мурманск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспект исследования особенности
непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста….….6
детей в дошкольном возрасте…………………………………………….……6
1.2 Память как психологический феномен …………………...........……….…15
1.3 Исследование особенностей непроизвольной образной памяти
у детей в старшем дошкольном возрасте в трудах ученых……….…..…...…28
Глава 2. Экспериментальные исследования особенности
непроизвольной
образной памяти у старших дошкольников………...….
2.1 Цели, задачи этапы исследования …………..……………….……………..34
2.2 Диагностика непроизвольной образной памяти детей старшего
дошкольного возраста ………………………………………………….…….…39
2.3 Выводы и психолого-
Заключение……………….…………………………………
Литература……………………………..…………………
Приложение…………………….……………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.
Л.С.Выготский считал, что память в раннем детском возрасте является одной из центральных основных психических функций, в зависимости от которой и строятся все остальные функции: мышление определяется памятью в непосредственной зависимости. Непроизвольное и произвольное запоминание стали впервые рассматривать в качестве генетических ступеней в развитии памяти в работах А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, осознанность и произвольность памяти рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития психики. Однако, недостаточно учебных пособий, исследований, направленных на развитие памяти детей в дошкольном возрасте, в частности, непроизвольного запоминания.
Какова бы не была природная
память, благодаря приемам запоминания,
ребенок может управлять
Цель исследования: выявить особенности непроизвольной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: непроизвольная образная память.
Предметом исследования: особенности непроизвольной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста преобладают такие особенности непроизвольной образной памяти как отсутствие сознательно поставленной цели в процессе непроизвольного запоминания; запоминание максимально продуктивно при непосредственной заинтересованности ребенка.
Для реализации цели курсового проекта и проверки исследовательских гипотез в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили: 1) положение Л.С.Выготского о памяти и ее развитии в детском возрасте, которое позволило рассмотреть память в отношении места памяти в ряду других функций (мышление, воображение); 2) положение А.Н.Леонтьева о процессе «вращивания» - развитие высших сигнификативных форм памяти.
Для реализации поставленных задач в исследовании используются методы:
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в 3 этапа:
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании психолого–педагогических условий развития непроизвольной образной памяти детей 5-7 лет.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке программы и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие непроизвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. Данная программа может быть использована в практике работы детского дошкольного учреждения, прогимназии, в начальных классах средней образовательной школы.
База исследования. Эксперимент проводился в МДОУ №18 п. Мурмаши Мурманской области. В нем принимала участие группа воспитанников старшей группы общей численностью 16 детей 5-6 лет. Из них 9 мальчиков и 7 девочек. Средний возраст испытуемых 5,6 лет. Полученные результаты исследования обсуждались на родительском собрании.
Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы
памяти в дошкольном возрасте
Наиболее известны психологи, занимающиеся проблемами исследования развития детской психики в начале ХХ века, А.Бине, Э.Мейман, Д.Селли, Э.Клапаред, В.Штерн, А.Гезелл.
Дж.Селли рассматривал становление психики с позиций ассоциативного подхода, выделяя ум, чувства, волю как основные составляющие психики. Значение его работ состояло в определении содержания первых ассоциаций ребенка и последовательности их возникновения [35].
Э.Мейман основное внимание уделял проблемам познавательного развития детей и разработке методологический основ обучения. В предложенной им периодизации умственного развития (до 16-летнего возраста) выделены три стадии: стадия фантастического синтеза; анализа; стадия рассудочного синтеза [27].
Швейцарский психолог Э.Клапаред отмечал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя его темп. Психическое развитие он приравнивал к развитию мышления. На первом этапе (до 2 лет) происходит формирование восприятия, схватывание внешнего вида предметов; на втором (от 2 до 3 лет) – словесном – усваиваются названия предметов; на третьем (от 3 до 7 лет) складывается мышление, общие умственные интересы ребенка; на четвертом (от 7 до 12) – формируются специальные интересы и проявляются индивидуальные склонности ребенка [17]. Французский психолог А.Бине стал основателем тестологического и нормативного направления детской психологии. А.Бине экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий. Обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет) он выделил три стадии развития детских понятий: стадию перечисления, стадию описания, стадию интерпретации. Каждая стадия относилась к определенному возрасту, из чего были сделаны выводы о существовании определенных нормативов интеллектуального развития [3].
А.Гезелл проводил лонгитюдное изучение психического развития детей от рождения до подросткового возраста. Сформулированный им закон психического развития говорит о том, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни. По мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация психического развития по Гезеллу представляет периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года – наиболее высокий, от 1 до 3 лет – средний, от 3 до 18 лет – низкий [10].
Австрийский психолог К.Бюллер известен как автор теории трех ступеней в развитии ребенка, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект. При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, при этом сначала происходит действие, а потом удовольствие от его результата. Далее действие сопровождается функциональным удовольствием – удовольствием от самого процесса. И наконец, представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собственно действию. Бюллер изучал мышление, роль творчества в психическом развитии в раннем возрасте ребенка. Он считал, что фазы детства надо определять по интересам и успехам в развитии. Фазы детства Бюллер рассматривал как биологически фазы развития. Относительное, свойственное ребенку определенной эпохи и определенной социальной среды приравнивалось к абстрактному, всеобщему закону развития [7].
Американский психолог Дж.Болдуин обосновал концепцию познавательного развития детей. Познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов, затем идет развитие речи и завершающая – логическое мышление [5].
Немецкий психолог В.Штерн
занимался исследованием
М.Мид занималась изучением роли социокультурных факторов в психическом развитии детей. Мид выделила три типа культур в истории человечества – постфигуративые (дети учатся у своих предшественников), конфигуративные (дети и взрослые учатся у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться у своих детей). Она показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка [28].
Психическое развитие в психоанализе по Фрейду отождествляется с процессом усложнения сферы влечений мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека – сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики. Он рассматривал развитие личности как адаптацию индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Периодизацию возрастного развития Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку его теория связана с сексуальным инстинктом, понимаемым как получение удовольствия [41].
Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников