Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.

Оглавление

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.

Файлы: 1 файл

детск. псих. курсовой исправлен..docx

— 2.69 Мб (Скачать)

25% детей показали хороший уровень сформированности  (2) способности к непроизвольному запоминанию. Дети быстро перечисляли названия предметов, изображенных на картинках. Делали длительные  паузы, помогали себе в процессе припоминания вводными словами («я видел», «запомнила», еще знаю», «было еще», повторяли названные слова)  6 (75%) детей, то есть испытуемые использовали мышление в процессе припоминания.

Слабый и ниже слабого уровни сформированности непроизвольного запоминания выявлены не были.

Однако при активном запоминании высокий уровень развития непроизвольной образной памяти испытуемые не показали. Хороший уровень запоминания намного ниже (12, 5%), чем в 1 серии, а средний уровень показали всего 25% испытуемых, слабый уровень воспроизведения оказался у 1 испытуемого (12,5%). Дети чаще делали паузы,  использовали больше вводных слов, отвлекались в процессе припоминания. Ниже слабого (5) уровень у испытуемых не выявлен. В процессе повторного показа не вспомнили 1-2 картинки 3 ребенка (37,5%), что говорит о слабом уровне активного припоминания у детей.

Произведен  сравнительный  анализ уровня развития непроизвольной образной памяти у мальчиков и  девочек. Результат этого анализа  приведен в таблице 2.

 Таблица 2

УРОВНИ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ

ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Экспериментальная группа.

уровень

             мальчики

девочки

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1

-

-

-

-

2

1(20%)

-

1(33,33%)

1(33,3%)

3

3(60%)

1(20%)

2(66,67%)

1(33,3%)

4

1(20%)

3(60%)

-

1(33,3%)

5

-

1(20%)

-

-


 

Таким образом, 2 уровень (Хороший) воспроизведения у девочек и у мальчиков  при пассивном запоминании оказались одинаковыми. 3 уровень (Средний) воспроизведения у девочек выше (66,67%), чем у мальчиков (60%). 4 уровень (Слабый) выявлен только у мальчиков (20%).  При активном запоминании уровень воспроизведения девочек оказался выше. Хороший уровень воспроизведения показали 33,3% девочек. У мальчиков он отсутствует. Средний уровень припоминания у мальчиков и у девочек оказался одинаковым. А слабый уровень воспроизведения у мальчиков выше (60%), чем у девочек (33,3%). Ниже слабого уровень выявлен у мальчиков (20%), а у девочек он не проявился. Все сказанное позволяет сделать вывод, что в процессе пассивного и  активного непроизвольного запоминания уровень воспроизведения девочек выше, чем мальчиков.

Результаты определения  уровня сформированности исследуемой способности в количественном и процентном отношении  контрольной группы представлены в таблице 3.

Таблица 3

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОСОБНОСТИ К НЕПРОИЗВОЛЬНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ

Контрольная группа

Уровень

1 серия – пассивное  запоминание

2 серия – активно запоминание

1

-

2(25%)

2

2(25%)

2(25%)

3

5(62.5%)

3(37.5%)

4

1(12,5%)

1(12,5%)

5

-

-




 

В контрольной группе проводилось  исследование 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Средний возраст детей 5,6 лет.

На основании полученных данных можно сказать, что в условиях экспериментального исследования непроизвольной образной памяти контрольной группы при пассивном запоминании испытуемые показали хороший уровень запоминания (25%) и средний (50%). У 7 испытуемых  отмечены невысокая скорость воспроизведения (87,5%), частые паузы. Использование слов-помощников («я видел (а)», «м-м-м»,  «я думаю», «ну») отмечено у 4 испытуемых (50%), что говорит об использовании мышления в процессе припоминания.

В процессе анализа активного  запоминания можно отметить отличный уровень запоминания у 2 испытуемых  (25%), хороший уровень выявлен у 2 дошкольников (25%),  средний – у 3 детей (37,5%), что говорит о хорошем уровне развития непроизвольной образной памяти у старших дошкольников контрольной группы. При повторном показе картинок все картинки правильно вспомнили 6 детей (75%), неправильно определили 1-2 картинки 2 ребенка (25%). Это говорит о среднем уровне активного припоминания.

Результаты определения  уровня развития способности к непроизвольному запоминанию у мальчиков и девочек представлены в таблице 4.

Таблица 4

УРОВНИ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ

ОБРАЗНОЙ ПМЯТИ  У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Уровень

Мальчики

Девочки

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

1

-

2

-

-

2

2

-

-

2

3

2

2

3

1

4

-

-

1

1

5

-

-

-

-


 

Высокий уровень (2) развития непроизвольной образной памяти в процессе пассивного запоминания не выявлен у дошкольников. Хороший уровень (2) показали 50% мальчиков, у девочек он не обнаружен. Средний уровень (3) показали 50% мальчиков и 75% девочек. Слабый уровень сформированности непроизвольно запоминания показали 25% девочек.

Во второй серии эксперимента высокий уровень развития исследуемой  способности показали 50% мальчиков. У девочек этот уровень развития способностей не был получен в процессе исследования. Хороший уровень показали 50% девочек и ни одного мальчика. Слабый уровень сформированости непроизвольной образной памяти показали только девочки (25%).

В результате анализа уровня развития непроизвольной образной памяти у мальчиков и девочек можно сказать,  уровень сформированности исследуемой способности у мальчиков выше, чем у девочек.

При сравнительном анализе  результатов экспериментальной  и контрольной групп по данным, занесенным в таблице 5 и представленном графически, видно, что результаты контрольной группы выше.

При сравнительном анализе  результатов констатирующего эксперимента, проведенного  в экспериментальной и контрольной группах по данным, занесенным в таблицу 5 и представленным графически, что результаты контрольного эксперимента выше результатов экспериментального.

Таблица 5

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ 

НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАХ

 

Уровни

1 серия

2 серия

Эксперимент.

Контрольная

Эксперимент.

Контрольная

В

-

-

-

2(25%)

Х

2(25%)

2(25%)

1(12,5%)

2(25%)

СР

5(62,5%)

5(62,5%)

2(25%)

3(37,5%)

СЛ

1(12,5%)

1(12,5%)

4(50%)

1(12,5%)

Н

-

-

1(12,5%)

-


 

Гистограмма 1

УРОВНИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (1 СЕРИЯ)

 

 

Гистограмма 2

СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯСТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (2 СЕРИЯ)

 

При сравнительном анализе  результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах видно, что  при проведении 1 серии эксперимента (пассивном запоминании) результаты практически равные, однако при сравнительном анализе активного запоминания (2 серия) видно, что в контрольной группе результаты тестирования выше, чем в экспериментальной.  Это позволило сделать предположение об отсутствии систематического, комплексного обучения детей экспериментальной группы активному запоминанию.

В целом исследование показало, что у большинства испытуемых способность к непроизвольному запоминанию сформирована. Однако уровень сформированности данной способности у некоторых детей недостаточен, что повлекло за собой небольшое число воспроизведенных названий предметных картинок у детей. Вследствие этого для повышения уровня  непроизвольного запоминания у старших дошкольников были разработаны психолого-педагогические рекомендации.

2.3.ВЫВОДЫ И ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Предварительное обследование старших дошкольников позволило  обнаружить, что объем образной памяти с возрастом увеличивается, повышается производительность, активность процессов запоминания и воспроизведения. Между тем, дети запоминают материал непосредственно: 5-летние дошкольники используют повторение как простое воспроизведение увиденного.

Непроизвольная память формируется  в детстве и медленно развивается,  достигая пика своего развития  к 15 годам.

Для того, чтобы память ребенка активно развивалась и впоследствии находилась на высоком уровне, необходимо: 1) комплексно развивать все виды памяти. 2) постоянно упражнять и нагружать их.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого  на ребенка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых  ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет  обеспечить нужное количество повторений на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей. Дидактические игры, направленные на развитие непроизвольной и произвольной образной памяти, должны отвечать следующим требованиям:

    • процесс запоминания должен начаться со специально разработанного восприятия, направленного на выделение разнообразных признаков объекта (цвет, форма, величина, пространственно расположенные части объекта и пр.);
    • процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств  предмета); 
    • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр. В процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
    • необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов и анализе ошибок;
    • игра должна способствовать развитию памяти и поэтому строиться на с учетом выделенных этапов этого процесса.

Важное условие результативного  использования дидактических игр  – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Упражнения  на развитие зрительной памяти.

«10 картинок».

Для упражнения понадобятся 10 картинок с изображениями различных, знакомых ребенку предметов. Предложите дошкольнику рассмотреть эти  картинки, а затем через 30 секунд попросите ребенка назвать все  предметы на картинках, которые он смог запомнить.

Проверка кратковременной  памяти: если ребенок из 10 картинок назвал хотя бы 6-7  - результат очень хороший. Далее следует показать ребенку те картинки, которые он забыл назвать, а затем через 10 минут (и через час) попросите ребенка снова вспомнить изображения. Проверка долговременной памяти: ребенок в лучшем случае должен назвать 7 и более картинок – результат отличный.

«Запомни и  нарисуй»

Разложите перед ребенком карточки с изображением различных геометрических фигур, цифр, букв. Уберите картинки и предложите ребенку

изобразить на листе все, что он запомнил.

«Я – художник».

Предложите ребенку роль художника (фотографа, детектива), который  в состоянии запечатлеть любой  предмет (явление, ситуацию). Допустим,  ребенок внимательно рассматривает все предметы, лежащие на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все. Что он запомнил.

«Запомни картинки».

Вместе с ребенком рассматривайте в течение 40 секунд 10 картинок, затем  уберите их и называйте по очереди  все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку. Которая не была прежде названа.

Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников