Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа
На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.
25% детей показали хороший уровень сформированности (2) способности к непроизвольному запоминанию. Дети быстро перечисляли названия предметов, изображенных на картинках. Делали длительные паузы, помогали себе в процессе припоминания вводными словами («я видел», «запомнила», еще знаю», «было еще», повторяли названные слова) 6 (75%) детей, то есть испытуемые использовали мышление в процессе припоминания.
Слабый и ниже слабого уровни сформированности непроизвольного запоминания выявлены не были.
Однако при активном запоминании высокий уровень развития непроизвольной образной памяти испытуемые не показали. Хороший уровень запоминания намного ниже (12, 5%), чем в 1 серии, а средний уровень показали всего 25% испытуемых, слабый уровень воспроизведения оказался у 1 испытуемого (12,5%). Дети чаще делали паузы, использовали больше вводных слов, отвлекались в процессе припоминания. Ниже слабого (5) уровень у испытуемых не выявлен. В процессе повторного показа не вспомнили 1-2 картинки 3 ребенка (37,5%), что говорит о слабом уровне активного припоминания у детей.
Произведен сравнительный анализ уровня развития непроизвольной образной памяти у мальчиков и девочек. Результат этого анализа приведен в таблице 2.
Таблица 2
УРОВНИ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ
ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Экспериментальная группа.
уровень |
мальчики |
девочки | ||||
1 серия |
2 серия |
1 серия |
2 серия | |||
1 |
- |
- |
- |
- | ||
2 |
1(20%) |
- |
1(33,33%) |
1(33,3%) | ||
3 |
3(60%) |
1(20%) |
2(66,67%) |
1(33,3%) | ||
4 |
1(20%) |
3(60%) |
- |
1(33,3%) | ||
5 |
- |
1(20%) |
- |
- |
Таким образом, 2 уровень (Хороший) воспроизведения у девочек и у мальчиков при пассивном запоминании оказались одинаковыми. 3 уровень (Средний) воспроизведения у девочек выше (66,67%), чем у мальчиков (60%). 4 уровень (Слабый) выявлен только у мальчиков (20%). При активном запоминании уровень воспроизведения девочек оказался выше. Хороший уровень воспроизведения показали 33,3% девочек. У мальчиков он отсутствует. Средний уровень припоминания у мальчиков и у девочек оказался одинаковым. А слабый уровень воспроизведения у мальчиков выше (60%), чем у девочек (33,3%). Ниже слабого уровень выявлен у мальчиков (20%), а у девочек он не проявился. Все сказанное позволяет сделать вывод, что в процессе пассивного и активного непроизвольного запоминания уровень воспроизведения девочек выше, чем мальчиков.
Результаты определения уровня сформированности исследуемой способности в количественном и процентном отношении контрольной группы представлены в таблице 3.
Таблица 3
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОСОБНОСТИ К НЕПРОИЗВОЛЬНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ
Контрольная группа
Уровень |
1 серия – пассивное запоминание |
2 серия – активно запоминание |
1 |
- |
2(25%) |
2 |
2(25%) |
2(25%) |
3 |
5(62.5%) |
3(37.5%) |
4 |
1(12,5%) |
1(12,5%) |
5 |
- |
- |
В контрольной группе проводилось исследование 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Средний возраст детей 5,6 лет.
На основании полученных данных можно сказать, что в условиях экспериментального исследования непроизвольной образной памяти контрольной группы при пассивном запоминании испытуемые показали хороший уровень запоминания (25%) и средний (50%). У 7 испытуемых отмечены невысокая скорость воспроизведения (87,5%), частые паузы. Использование слов-помощников («я видел (а)», «м-м-м», «я думаю», «ну») отмечено у 4 испытуемых (50%), что говорит об использовании мышления в процессе припоминания.
В процессе анализа активного запоминания можно отметить отличный уровень запоминания у 2 испытуемых (25%), хороший уровень выявлен у 2 дошкольников (25%), средний – у 3 детей (37,5%), что говорит о хорошем уровне развития непроизвольной образной памяти у старших дошкольников контрольной группы. При повторном показе картинок все картинки правильно вспомнили 6 детей (75%), неправильно определили 1-2 картинки 2 ребенка (25%). Это говорит о среднем уровне активного припоминания.
Результаты определения уровня развития способности к непроизвольному запоминанию у мальчиков и девочек представлены в таблице 4.
Таблица 4
УРОВНИ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ
ОБРАЗНОЙ ПМЯТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Уровень |
Мальчики |
Девочки | ||
1 серия |
2 серия |
1 серия |
2 серия | |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
- |
- |
1 |
1 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Высокий уровень (2) развития непроизвольной образной памяти в процессе пассивного запоминания не выявлен у дошкольников. Хороший уровень (2) показали 50% мальчиков, у девочек он не обнаружен. Средний уровень (3) показали 50% мальчиков и 75% девочек. Слабый уровень сформированности непроизвольно запоминания показали 25% девочек.
Во второй серии эксперимента высокий уровень развития исследуемой способности показали 50% мальчиков. У девочек этот уровень развития способностей не был получен в процессе исследования. Хороший уровень показали 50% девочек и ни одного мальчика. Слабый уровень сформированости непроизвольной образной памяти показали только девочки (25%).
В результате анализа уровня развития непроизвольной образной памяти у мальчиков и девочек можно сказать, уровень сформированности исследуемой способности у мальчиков выше, чем у девочек.
При сравнительном анализе результатов экспериментальной и контрольной групп по данным, занесенным в таблице 5 и представленном графически, видно, что результаты контрольной группы выше.
При сравнительном анализе
результатов констатирующего
Таблица 5
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ
НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАХ
Уровни |
1 серия |
2 серия | ||
Эксперимент. |
Контрольная |
Эксперимент. |
Контрольная | |
В |
- |
- |
- |
2(25%) |
Х |
2(25%) |
2(25%) |
1(12,5%) |
2(25%) |
СР |
5(62,5%) |
5(62,5%) |
2(25%) |
3(37,5%) |
СЛ |
1(12,5%) |
1(12,5%) |
4(50%) |
1(12,5%) |
Н |
- |
- |
1(12,5%) |
- |
Гистограмма 1
УРОВНИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (1 СЕРИЯ)
Гистограмма 2
СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯСТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (2 СЕРИЯ)
При сравнительном анализе
результатов констатирующего
В целом исследование показало, что у большинства испытуемых способность к непроизвольному запоминанию сформирована. Однако уровень сформированности данной способности у некоторых детей недостаточен, что повлекло за собой небольшое число воспроизведенных названий предметных картинок у детей. Вследствие этого для повышения уровня непроизвольного запоминания у старших дошкольников были разработаны психолого-педагогические рекомендации.
2.3.ВЫВОДЫ И ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Предварительное обследование старших дошкольников позволило обнаружить, что объем образной памяти с возрастом увеличивается, повышается производительность, активность процессов запоминания и воспроизведения. Между тем, дети запоминают материал непосредственно: 5-летние дошкольники используют повторение как простое воспроизведение увиденного.
Непроизвольная память формируется в детстве и медленно развивается, достигая пика своего развития к 15 годам.
Для того, чтобы память ребенка активно развивалась и впоследствии находилась на высоком уровне, необходимо: 1) комплексно развивать все виды памяти. 2) постоянно упражнять и нагружать их.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей. Дидактические игры, направленные на развитие непроизвольной и произвольной образной памяти, должны отвечать следующим требованиям:
Важное условие
Упражнения на развитие зрительной памяти.
«10 картинок».
Для упражнения понадобятся 10 картинок с изображениями различных, знакомых ребенку предметов. Предложите дошкольнику рассмотреть эти картинки, а затем через 30 секунд попросите ребенка назвать все предметы на картинках, которые он смог запомнить.
Проверка кратковременной памяти: если ребенок из 10 картинок назвал хотя бы 6-7 - результат очень хороший. Далее следует показать ребенку те картинки, которые он забыл назвать, а затем через 10 минут (и через час) попросите ребенка снова вспомнить изображения. Проверка долговременной памяти: ребенок в лучшем случае должен назвать 7 и более картинок – результат отличный.
«Запомни и нарисуй»
Разложите перед ребенком карточки с изображением различных геометрических фигур, цифр, букв. Уберите картинки и предложите ребенку
изобразить на листе все, что он запомнил.
«Я – художник».
Предложите ребенку роль художника (фотографа, детектива), который в состоянии запечатлеть любой предмет (явление, ситуацию). Допустим, ребенок внимательно рассматривает все предметы, лежащие на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все. Что он запомнил.
«Запомни картинки».
Вместе с ребенком рассматривайте в течение 40 секунд 10 картинок, затем уберите их и называйте по очереди все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку. Которая не была прежде названа.
Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников