Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

На промышленных предприятиях существует целый ряд зданий и сооружений, аварии которых могут привести не только к экономическим потерям, но и к существенному нанесению ущерба окружающей среде. К таким опасным производственным объектам относятся практически все здания и сооружения основных производств.

Оглавление

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что память – это важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность его личности. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития ребенка, когда формируется основа интеллекта. С трех до семи лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.

Файлы: 1 файл

детск. псих. курсовой исправлен..docx

— 2.69 Мб (Скачать)

Высокой степени развития достигает эмоциональная память. Ребенок запоминает чувства к  конкретному человеку, предмету, то есть эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.

Для памяти детей 5-7 лет характерна фотографичность. Они практически дословно запоминают какое-либо стихотворение  или сказку. У детей этого возраста хорошо развиты механическое запоминание и элементы логического. Логическое запоминание проявляется в тех случаях, когда ребенку понятно содержание запоминаемого материала.

Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения. Об этом писала З.М.Истомина. Своих испытуемых она обучала правилам подбора картинок, чтобы лучше запомнить слова. Среди 6-летних детей, входящих в экспериментальную группу, в результате обучения приемам запоминания логических связей  результаты выросли в 1,5 раза.

«Анализ показывает, что  ребенок, который запоминает с помощью  вспомогательного материала, строит свои операции в ином плане, чем ребенок, который запоминает непосредственно, потому что от ребенка, употребляющего знаки и вспомогательные операции, требуется не столько сила памяти, сколько умение создавать новые связи, новую структуру, богатое воображение, иногда очень хорошо развитое мышление, т.е. те психологические качества, которые в непосредственном запоминании не играют сколько-нибудь существенной роли…» [9, с.622]. 

Один из важных путей генезиса памяти дошкольника – развитие е  опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания [40, с.163].

ВЫВОД. В этой главе мы исследовали психические особенности развития непроизвольной образной памяти старших дошкольников. Выяснили, что на память оказывает влияние присутствие  самоконтроля, процесс обучения. Память ребенка старшего дошкольного возраста является результатом его деятельности, сохранение материала подчиняется необходимости. В увеличении объема памяти большое значение имеет повышение роли речи, наличие мотивации на запоминание. В трудах исследователей доказывается, что память тесно связана с мышлением. В этом возрасте у ребенка совершается переход от непроизвольного запоминания к произвольному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальные исследования особенности

развития непроизвольной образной памяти

у старших дошкольников

 

2.1.Цели, задачи, этапы экспериментального исследования

Цель: изучить особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Подобрать методики для диагностики непроизвольной образной памяти детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести эмпирическое исследование непроизвольной образной памяти старших дошкольников.
  3. Математическая обработка данных и интерпретация результатов экспериментального исследования.
  4. Формулировка выводов и разработка психолого – педагогических рекомендаций особенностей непроизвольной образной памяти детей старшего дошкольного возраста.

         Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №18 п. Мурмаши Мурманской области. В эксперименте приняло участие 16 детей старшего дошкольного возраста. Было выбрано 2 экспериментальные группы: 1 – экспериментальная, 2 – контрольная. В каждой группе  по 8 детей.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.

На констатирующем этапе (декабрь месяц 2010г) эксперимента была осуществлена  диагностика по определению исходного уровня развития памяти и способности дошкольников к непроизвольному запоминанию, произведен анализ полученных результатов, определены методы и формы работы по оптимизации условий, способствующих совершенствованию исследуемой способности.

Экспериментальные исследования проводились по методике «Изучение  непроизвольного запоминания»  Е.Ф. Рыбалко и  Л.А.Головей [11].

Методика  изучения непроизвольного запоминания.

Цель: Определение уровня развития непроизвольной образной памяти.

Для изучения непроизвольного  характера запоминания  в дошкольном возрасте используются следующие два  методических приема.

1 серия. В инструкции не дается установка на запоминание.

Стимульный материал.

Набор из десяти картинок: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор.

Процедура выполнения.

Картинки предъявляются по одной (приблизительно  одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Ход исследования.

Тестирующий: «Я сейчас покажу тебе интересные  картинки».

Показывает картинки примерно 1 картинка в секунду. Убирает картинки и говорит:

  «Теперь  назови  то,  что на них нарисовано».

Ребенок воспроизводит названия картинок на вербальном уровне.

Порядок воспроизведения  значения не имеет.

Тестирующий фиксирует количество воспроизведенных названий.

2 серия.

Стимульный материал:

Приготовить набор из 16 картинок, изображающих знакомые предметы: гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг.

Предложите ребенку познакомиться  с интересными картинками: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно  на них посмотри». Перед  ребенком не ставится задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа -5 сек. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

После того, как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и предложите ребенку отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок  должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал. 

Ход исследования:

Тестирующий: «Я сейчас покажу тебе интересные картинки, а ты внимательно на них посмотри».

Перед ребенком не ставится задача запомнить. Картинки предъявляются одна за другой, время показа 5 сек. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов:

«Назови картинки, которые  ты запомнил».

Помогать ребенку в  процессе воспроизведения не надо. Только стимулировать процесс припоминания:

«А какие ты еще помнишь  картинки? Постарайся вспомнить еще».

Зафиксируйте порядок  воспроизведения картинок. После  того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал. Картинок не должно быть больше 22.

Тестирующий фиксирует какие картинки ребенок узнал.

  Обработка результатов.

За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному балу.

Уровни оценки результатов.

1-й  уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й  уровень – 8-7;

3-й  уровень -  6-5;

4-й  уровень – 4-3;

5-й  уровень  - 2 и   менее.

Форма протокола.

Зафиксировать реакцию ребенка  на просмотр задания, паузы, слова, которые  ребенок произносит в процессе припоминания названий картинок.  Отметить количество воспроизведенных слов.

Алгоритм обработки  данных.

  1. Количество названных предметных картинок.
  2. Как начинает процесс припоминания.
  3. Использует ли ассоциации с другими предметами в процессе припоминания.
  4. Были ли повторы названных предметов.
  5. Выводы.

Исследование проводилось  в индивидуальной форме. Эксперимент  состоял из двух серий с интервалом в 1-2 дня.

Уровни способностей условно  были нами названы: В – высокий (1), Х -хороший (2). Ср. – средний (3), Сл. – слабый (4), Н – низкий (5).  

Критерии способностей детей  старшего дошкольного возраста к  непроизвольному запоминанию: В – количество воспроизведенных названий предметов составляет 9 – 10, Х – количественное воспроизведение названий предметов 7 – 8, Ср. – 5-6 слов, Сл. – 3-4 названия предметов и Н -2 и менее названия предметов.

На формирующей стадии эксперимента была разработана (на основе анализа методических пособий, авторских программ) программа занятий, направленных на совершенствование способности к запоминанию испытуемых и развитию их памяти. Данная программа рассчитана на один месяц.

Контрольный эксперимент не проводился, но для родителей воспитанников старшей группы, воспитателей были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию непроизвольной образной памяти детей.

Опишем более подробно проведенную работу в следующем  параг

 

 

     2.2.Диагностика особенности развития непроизвольной

образной памяти старших дошкольников

Констатирующий эксперимент  проводился на базе ДОУ № 18 п. Мурмаши Мурманской области. В эксперименте участвовало 16 детей. Из них 9 мальчиков и 7 девочек.

В ходе эксперимента использовались следующие исследовательские методы: наблюдение за ходом запоминания, в  процессе наблюдения фиксировались индивидуальные способности детей к припоминанию задания, ведение протоколов наблюдения, анализ результатов воспроизведения – количества правильно названных предметов.

Эксперимент предполагал  изучить способность детей к  запоминанию и  последующему воспроизведению  заданного материала, определение  уровня развития непроизвольной образной памяти детей.

 В процессе работы необходимо было проследить способность детей к запоминанию и последующему  воспроизведению заданного материала. В ходе эксперимента использовались следующие исследовательские методы: наблюдение за ходом запоминания, в процессе наблюдения фиксировались индивидуальные способности детей к припоминанию задания, ведение протоколов наблюдения, анализ результатов воспроизведения – количества названных правильно предметов.

На констатирующей стадии эксперимента вышеуказанная методика использовалась с целью определения уровня развития непроизвольной образной памяти испытуемых, для чего нами были выделены критерии исследуемой способности: количество воспроизведенных названий предметов, быстрота воспроизведения, применение мышления в процессе припоминания.

Анализ проведенной методики Е.Ф.Рыбалко–А.А.Головей позволил сделать  следующие выводы:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                              

 

 

 

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОСОБНОСТИ К НЕПРОИЗВОЛЬНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ

Экспериментальная группа.

Уровень

1 серия - пассивное запоминание

2 серия – активное  запоминание

1

-

-

2

2(25%)

1(12,5%)

3

5(62,5%)

2(25%)

4

1(12,5%)

4(50%)

5

-

1(12,5%)


В экспериментальной группе проводилось исследование 8 детей: 5 мальчиков и 3 девочки. Средний возраст  детей 5,6лет.

На основании полученных данных можно сказать, что в условиях экспериментального исследования непроизвольной образной памяти в процессе пассивного  запоминания испытуемые экспериментальной группы показали в основном средний уровень развития непроизвольной образной памяти (62,5%). Высокий уровень воспроизведения выявлен не был. Высокая скорость воспроизведения отмечена у 4 испытуемых (50%) (Вика М., Илья Л., Вероника Н., Олег Ж.) .

Информация о работе Особенности непроизвольной образной памяти старших дошкольников