Особенности эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте.
2. Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.....................................................................................................
1.1 Социальные ситуации развития в подростковом возрасте......................
1.2 Развитие эмоций и воли в онтогенезе.....................................................
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте......................
1.4 Выводы по главе.......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ....................................................................
2.1 Организация изучения эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте..........................................................................................................
2.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте..........................................................................................................
2.3 Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.........................................................
2.4 Выводы по главе.......................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................

Файлы: 1 файл

1. Особенности эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.doc

— 414.82 Кб (Скачать)

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем - черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

 

1.4 Выводы по главе

 

В данной главе мы рассмотрели такие вопросы, как социальные ситуации развития в подростковом возрасте, развитие эмоций и воли в онтогенезе, формирование эмоций и воли в подростковом возрасте, на основании чего можно сделать следующие выводы:

1. Социальная ситуация - исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Закладывает формы и путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности. Она определяет весь образ жизни ребенка, и его социальное бытие.

2.  Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.

3. Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

4. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы подростков

 

Изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы личности подростка было организовано в средней школе № 24 в 9а и 9б классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых - 14 - 15 лет. В исследовании участвовало 45 подростков. Из них 26 девочек и 19 мальчиков.

В данной группе подростков было проведено обследование эмоционально - волевой сферы. Целью исследования было изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы подростка.

Задачей исследования было изучение волевой активности, изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, изучение социально-психологической адаптированности.

Для осуществления исследования были использованы следующие методики.

Тест школьной тревожности Филлипса.

Целью методики является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школьной деятельностью.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Текст опросника представлен нами в приложении 1.

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего число вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число несовпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы  № вопросов. 

1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 = 22. 

2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

= 11. 

3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41. 43 = 13. 

4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45 = 6 .

5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26  = 6. 

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22 = 5.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28 = 5.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями  2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 = 8.     

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

1. Общее тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Тест «Самооценка силы воли».

Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.

Текст опросника представлен в приложении 2.

Подсчитывается сумма набранных баллов:

0 - 12 баллов - сила воли слабая;

13 - 21 баллов - сила воли средняя;

22 - 30 баллов - сила воли большая.

Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту.

Признаки волевых качеств школьников:

Признаки дисциплинированности:

- сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

- добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

- недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);

- соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

- выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);

- умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

- умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

- умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

- стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

- умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

- умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

- проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

- умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

- умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);

- планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

- быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

- выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

- проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

- проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

- участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

- активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

- стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

2.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка

 

Рассмотрим данные, полученные при применении теста школьной тревожности Филлипса.

Таблица 2.1

Уровень тревожности у испытуемых подростков

Шкала

Мальчики

Девочки

Низкая тревожность

Повышенная тревожность

Высокая тревожность

Низкая тревожность

Повышенная тревожность

Высокая тревожность

1

2

3

4

5

6

7

Школьно-социальная тревожность

100%

0%

0%

80,76%

19,24%

0%

Тревожность в школе

94,73%

5,27%

0%

76,92%

19,23%

3,85%

Страх ситуации проверки знаний

78,94%

10,53%

10,53%

61,53%

23,07%

15,4%


Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

78,94%

21,06%

0%

80,76%

19,24%

0%

Переживание социального стресса

94,73%

5,27%

0%

88,46%

11,54%

0%

Фрустрация потребности в достижении успеха

73,68%

26,32%

0%

73,07%

22,93%

0%

Страх самовыражения

89,47%

10,53%

0%

65,38%

15,38%

19,24%

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

52,63%

31,57%

15,8%

73,07%

11,54%

15,39%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

89,47%

13,16%

13,16%

69,23%

19,23%

11,54%

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте