Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:55, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте.
2. Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.....................................................................................................
1.1 Социальные ситуации развития в подростковом возрасте......................
1.2 Развитие эмоций и воли в онтогенезе.....................................................
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте......................
1.4 Выводы по главе.......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ....................................................................
2.1 Организация изучения эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте..........................................................................................................
2.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте..........................................................................................................
2.3 Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.........................................................
2.4 Выводы по главе.......................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................
Альманах психологических тестов. - М.: КСП,1995.
Ваш психологический портрет: популярные тесты./Киров: Литературно - художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.
Изард К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; - СПб.: Питер 2000.
Изард К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; - М.: издательство МГУ, 1980.
Ильин Е.П. Психология воли./ Е.П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.
Ковалева Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.
Ковалев А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
Колесов Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие/ Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта, 2003.
Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание/ К.Н. Корнилов; - М.:Знание 1957.
Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг: перевод с английского. - Питер, 2001.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
Личность и прогнозирование: межвуз. сборник научных трудов/ Л.: ЛГПИ, 1985.
Лун А.Н. Эмоции и личность./ А.Н. Лун. - М.: Знание, 1982.
Немов Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003.
Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов. М.: Владос, 2001.
Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики/ А.К. Осницкий. - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа».
Первин Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001.
Петровский А.В. О психологии личности/ А.В. Петровский. - М.: Знание, 1971.
Психология развития: методы исследования/ С.Миллер. - СПб.: Питер.
Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Издательство МГУ, 1984.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. - Практикум по психодиагностике / А.А. Реан. - М., 1973. - с. 26.
Рубинштейн С. П. Основы общей психологии/ С.П. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999.
Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли/ Л.И. Рувинский; - М.: Знание, 1983.
Селиванов В.И. Воля и ее воспитание/ В.И. Селиванов. - М.: Знание, 1976.
Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности/ Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2001.
Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 1999. - с. 32.
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева. - М.: Логос, 2003.
Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 1994.- с.38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест школьной тревожности Филлипса
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Сниться ли тебе временами, что учитель в ярости от того, сто ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто - нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не избирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать того, что хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли та, что все хорошо запомнишь?
Сниться ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли то, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто - нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что - то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда - нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими - то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и твое поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот - вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе;
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Самооценка силы воли»
В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
Если вам предписана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
Найдете ли вы силу утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
Быстро ли вы отвечаете на письма?
Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборкой и прочих дел?
Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте