Особенности эмоциально-волевой сферы подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Выявить особенности развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.

Оглавление

Введение ..2
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе 5
1.2.Эмоции и воля в структуре личности………………………………………14
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте………………….21
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте ………………………………….29
2.1. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков …………………………………………………..29
2.2. Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте…………………………………………….…..46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………............52

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Поступление ребенка в школу знаменует собой возникновение новых условий для его личностного роста. В этот период времени ведущей для ребенка, становится учебная деятельность, и начинают складываться многие деловые качества ребенка.

Окончательное развитие эмоционально – волевой сферы  происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

 

В процессе исследования были выделены особенности формирования эмоций и  воли. Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоций и воли, организованное в средней школе №41 в 9(1) классе, позволило выявить следующие особенности эмоционально-волевой сферы подростков:

У большинства тестируемых  оказался высокий и очень высокий  уровень эмпатии, т. е эмоциональный  отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии у большинства развит болезненно.

Также естественным образом формируются  отношения подростков с окружением и с самим собой. Выявлено, что  на этой стадии развития  воля нуждается  в специальном формировании. Поэтому педагоги и родители должны уделять особое  внимание процессу воспитания подростков.

Необходимо создавать следующие  условия: организация общественно-полезной деятельности подростков, организация  межличностного общения подростков, признание со стороны взрослых. Также необходима работа с родителями, чтобы процесс воспитания происходил не только в школе, но и дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
  2. Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг : перевод с английского; - Питер, 2001.
  3. Личность и прогнозирование: межвуз. сборник. научных трудов/ Л.: ЛГПИ, 1985
  4. Миллер, С. Психология развития: методы исследования./ С.Миллер.; - СПб.: Питер.
  5. Первин, Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  6. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
  7. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Л.Н. Собчик; - СПб.: Речь, 2001.
  8. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. – Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;
  9. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта,.. 2003.
  10. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; – 8-е издание. – СПб.: Питер, 2000.
  11. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.
  12. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; – М.: издательство МГУ, 1980.
  13. Ильин, Е.П. Психология воли./ Е.П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.
  14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие  ребенка от рождения до 17 лет)[Текст]: Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина -  М.: Изд-во УРАО, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности эмоциально-волевой сферы подростка