Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Выявить особенности развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Введение ..2
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе 5
1.2.Эмоции и воля в структуре личности………………………………………14
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте………………….21
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте ………………………………….29
2.1. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков …………………………………………………..29
2.2. Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте…………………………………………….…..46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………............52
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна
всегда удовлетворять любые
34. Мне хотелось разобраться,
почему мои некоторые
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Лист ответов.
Фамилия, Имя,
Отчество ______________________________
Дата______________ Возраст_________
Состав семьи,
в которой воспитывался________
Являюсь по счету____________ ребенком в семье.
В детстве посещал (не посещал) детский сад.
Основные интересы
и увлечения в настоящее время_
Профессия отца_______________
Профессия матери______________
Номер утверждения |
Не знаю или нет |
Никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
Всегда или да |
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
||||||
8 |
||||||
9 |
||||||
10 |
||||||
11 |
||||||
12 |
||||||
13 |
||||||
14 |
||||||
15 |
||||||
16 |
||||||
17 |
||||||
18 |
||||||
19 |
||||||
20 |
||||||
21 |
||||||
22 |
||||||
23 |
||||||
24 |
||||||
25 |
||||||
26 |
||||||
27 |
||||||
28 |
||||||
29 |
||||||
30 |
||||||
31 |
||||||
32 |
||||||
33 |
||||||
34 |
||||||
35 |
||||||
36 |
Обработка и интерпретация результатов:
Шкала уровней эмпатии
Уровни эмпатий |
Общая сумма баллов |
Очень высокий |
82-90 |
Высокий |
63-81 |
Средний |
37-62 |
Низкий |
12-36 |
Очень низкий |
5-11 |
Полученные индивидуальные данные сводятся в таблицу:
Ф.И.О |
Сумма баллов |
Уровень эмпатии |
Суворов К.К |
87 |
Очень высокий |
Беккер К.Д |
79 |
Высокий |
Уваров К.В |
90 |
Очень высокий |
Лутченко Д.С |
77 |
Высокий |
Рягин А.А |
80 |
Высокий |
Сашко А.И |
56 |
Средний |
Бирюков. А.И |
84 |
Очень высокий |
Колтан А.В |
79 |
Высокий |
Штайнмец Д.А |
58 |
Средний |
Остальные 6 человек ответили неискренне и недостоверно и их результаты отбросились как испорченные.
Вывод: У большинства тестируемых оказался Высокий и Очень высокий уровень эмпатии, т. е эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии у большинства развит болезненно.
IV. Методика изучения основных эмоций (по Л.А Рабиновичу).
Цель: Исследовать особенности эмоциональной сферы личности.
Инструкция:
Вам предлагается ответить на опросы, отражающие особенности эмоциональной сферы личности. Используйте 4 варианта ответа в зависимости от степени соответствия вопроса Вашим индивидуальным особенностям:
1. «Безусловно, да»
2. «Пожалуй, да»
3. «Пожалуй, нет»
4. «Безусловно, нет»
Опросник:
1. Страшно ли вам смотреть с большой высоты?
2. Если бы над вами зло пошутили, это привело бы Вас в состояние гнева?
3. Можете ли Вы сказать,
что Ваше настроение чаще
4. Бывает ли у Вас чувство страха при посещении зубного врача?
5. Когда случается переживать неудачу( в учебе, общении, спорете), овладевает ли Вами злость и раздражение?
6. Легко ли вам сохранять
радостное настроение в
7. Даже при наличии возможности, я не стал бы заниматься парашютным спортом или прыжками на лыжах с трамплина.
8. Овладевает ли Вами негодование, когда обещанное Вам не выполняется?
9. Легко ли Вы переносите оживление и суету вокруг себя?
10. Можете ли Вы на
спор провести ночь на
11. Можете ли Вы сказать, что Вы человек нетерпеливый, когда возникают затруднения в выполнении задуманного?
12. Вы любите активно
участвовать в веселой
13. Испытываете ли Вы
сильное стеснение и
14. Вас легко рассердить?
15. По утрам Вы полны оптимизма и бодрости?
16. Можете ли Вы о себе сказать: «Я хоть не трус, но смелым себя назвать не могу»?
17. Случается ли, что Вы легко ввязываетесь в драку и ссору?
18. Вы человек очень веселый и даже беспечный, не так ли?
Обработка результатов:
Уровни выраженности основных эмоций:
0-4 балла – низкий
5-9 баллов – ниже среднего
10-14 баллов – средний
15-19 баллов – выше среднего
20-24 балла - яркая выраженность.
Отдельно суммируем баллы ответов по модальности:
«Радость»: (3,6,9,12,15,18);
«Гнев»: (2,5,8,11,14,17);
«Страх»: (1,4,7,10,13,16)
Из 15 учеников, прошедших тест, выявлены следующие результаты:
10 учеников - «Радость» - 10-14 баллов, т.е. средний уровень выраженности этой эмоции; 1 ученик - 9 баллов, т.е. уровень ниже среднего; 4 ученика – 15-19 баллов – уровень выше среднего. «Радость» имеет положительную модальность, способствующую творческой активности.
У всех 15 учеников, «Гнев» средний уровень (10-14 баллов), это способствует преодолению трудностей.
У всех 15 учеников «Страх» выше среднего (15-19 баллов), это говорит о неуверенности, сниженной инициативности учеников, об избегании ими ситуаций, вызывающих это переживание.
2.2. Основные направления
работы по формированию
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
С целью развития этих качеств, организации межличностного общения и совместного досуга нужно проводить классные вечера. Очень важно, чтобы организацию и разработку брали на себя сами школьники. Это способствует развитию трудолюбия, настойчивости, дисциплинированности и организованности. Также с этими целями ученикам рекомендуется выпускать стенгазету. Предполагается, что газета будет выходить каждый месяц, и в ней будут освещена школьная жизнь. Общественно – полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности. Удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создается возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн). Педагогам надо иметь в виду, что чувство взрослости – это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства, самоуважение подростка.
Основная тактика - подчеркнутое уважение.
Взаимоотношения следует
Поведение подростка
Т.к. развитие подростка происходит не только в школе, но и дома, то создание благоприятной эмоциональной обстановки является условием правильного формирования эмоционально – волевой сферы подростка. Для этого родители должны знать психологические особенности своих детей. Родителям можно предложить провести собрания на следующие темы:
Заключение.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.
Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Появление эмоций начинается в младенчестве и заключается в комплексе оживления. Первое проявление воли связано с кризисом одного года. В этот период у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. В раннем возрасте развитие эмоционально–потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками для того возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Формирование воли особенно ярко выражается в кризисе 3 лет. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, своенравие, протест – бунт, обесценивание требований взрослого – основные показатели этого процесса.
Информация о работе Особенности эмоциально-волевой сферы подростка