Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Выявить особенности развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Введение ..2
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе 5
1.2.Эмоции и воля в структуре личности………………………………………14
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте………………….21
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте ………………………………….29
2.1. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков …………………………………………………..29
2.2. Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте…………………………………………….…..46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………............52
Можно сделать вывод по всей главе:
Наиболее актуальными для развития личности являются:
- школьная тревожность, т.к. большую часть времени подросток проводит в школе;
- социальные отношения, отношения со сверстниками, т.к. в этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками, и именно сверстник становится образцом равнения;
- развитие воли, т.к. в этом возрасте происходит становление волевых качеств личности.
Следовательно, дальнейшее экспериментальное изучение особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте будет осуществляться в данных направлениях.
Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте
2.1. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков.
Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка было организовано в средней школе № 41 в 9 (1) классе. Возрастные рамки обследуемых – 14 – 15 лет. В исследовании участвовало 15 подростков. Из них 14 мальчиков и 1 девочка.
В данной группе
подростков было проведено
Задачей исследования
было изучение волевой
I. Методика «Волевые качества и проявление их признаков»
Цель: Изучение волевых качеств личности подростков.
Описание: Тест состоит из 4 вопросов, которые предлагаются школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется выбрать один вариант ответа.
Тест:
1.целеустремленность:
а) осознаю перспективные и промежуточные цели;
б) проявляю находчивость и сообразительность;
в) уверен в себе, могу проявить критическое отношение ко всему.
2. решительность:
а) быстро принимаю решения в экстремальных условиях;
б) своевременно и обдуманно принимаю решения;
в) неотступно выполняю решения, провожу их в жизнь (устойчивость, твердость решения).
3. выдержка и самообладание:
а) сохраняю ясность мысли, не теряюсь в незнакомых ситуациях, владею своими действиями, управляю поступками, могу побороть лень, страх;
б) могу сдержаться, не проявляю аффектов, импульсивных действий;
в) в случае необходимости стойко переношу лишения (голод, жажду и т.д.).
4. организованность:
а) умею планировать время;
б) выполняю действия в назначенный срок;
в) есть ежедневные привычки планировать время на день, следовать плану.
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке теста я получила следующие результаты:
1. целеустремленность:
а) осознаю перспективные и промежуточные цели – 7 учеников.
б) проявляю находчивость и сообразительность – 3 ученика.
в) уверен в себе, могу проявить критическое отношение ко всему – 5 учеников.
2. решительность:
а) быстро принимаю решения в экстремальных условиях – 3 ученика.
б) своевременно и обдуманно принимаю решения – 9 учеников.
в) неотступно выполняю решения, провожу их в жизнь (устойчивость, твердость решения) – 3 ученика.
3. выдержка и самообладание:
а) сохраняю ясность мысли, не теряюсь в незнакомых ситуациях, владею своими действиями, управляю поступками, могу побороть лень, страх – 8 учеников.
б) могу сдержаться, не проявляю аффектов, импульсивных действий – 7 учеников.
в) в случае необходимости стойко переношу лишения (голод, жажду и т.д.) – 0 учеников.
4. организованность:
а) умею планировать время – 5 учеников.
б) выполняю действия в назначенный срок – 4 ученика.
в) есть ежедневные привычки планировать время на день, следовать плану – 6 учеников.
По каждому волевому качеству вычисляется среднее (в %) по формуле:
1. Целеустремленность
а) К = 7 х 100 / 15 = 47%
б) К = 3 х 100 / 15 = 20%
в) К = 5 х 100 /15 = 33%
2. Решительность:
а) К = 3 х 100 / 15 = 20%
б) К = 9 х 100 / 15 = 60%
в) К = 3 х 100 /15 = 20%
3. Выдержка и самообладание:
а) К = 8 х 100 / 15 = 53%
б) К = 7 х 100 / 15 = 47%
в) К = 0 х 100 /15 = 0%
4. Организованность:
а) К = 5 х 100 / 15 = 33%
б) К = 4 х 100 / 15 = 27%
в) К = 6 х 100 /15 = 40%
1. – целеустремленность
2. – решительность
3. – выдержка и самообладание
4. - организованность
Выводы по тесту:
1.Целеустремленность. Большинство учеников (7 человек) 47% из класса выбрали вариант ответа а, то есть много человек из класса осознает свои промежуточные и перспективные цели, что, несомненно, является плюсом для развития их личности.
2 Решительность. Девять человек из класса (60 %) выбрали вариант ответа б, т. е большинство учеников своевременно и обдуманно принимают решение, выполняют принятие действия без колебаний, уверенно; отсутствует растерянность при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений.
3. Выдержка и самообладание.
Восемь учеников выбрал вариант ответа а, (53% из класса), т. е. они сохраняют ясность мысли, не теряются в незнакомых ситуациях, владеют своими действиями, управляют поступками, могу побороть лень, страх. Больше половины класса умеют держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.), умеют тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.).
4. Организованность.
Шесть человек (40%) учеников выбрали ответ в, у них есть привычка планировать свои действия и разумно их чередовать, рационально расходовать время с учетом обстановки, умеют вносить в свою деятельность, определенную организацию при изменении обстановки.
Суждения |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Я испытываю удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Я быстро устаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Я легко могу заплакать |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Я чувствую себя бодрым |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
Цель: Определить уровень личностной тревожности в классе.
Инструкция: Прочитайте каждое из приведенных суждений и зачеркните
цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа.
13. Я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Я стараюсь избегать |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о низ забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Меня охватывает сильное |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обработка результатов.
Нужно суммировать зачеркнутые числа в ответах: 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,
Интерпретация данных:
До 30 баллов – низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности.
31- 45 баллов – умеренная личностная тревожность
46 и более – высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.
Посчитав баллы у каждого ученика, я получила результаты:
3 ученика – низкая тревожность, менее 30 баллов, набранных в сумме;
10 учеников – имеют умеренную личностную тревожность (в среднем 39 баллов);
2 ученика – с высокой тревожностью, это постоянно дестабилизирующие личности.
III. Методика «Определение эмпатийного потенциала личности» (И.М.Юсупов)
Цель: выявить интенсивную характеристику эмпатийных тенденций в форме сопереживания.
Оборудование: опросник, лист ответов, ручка.
Опросник по
определению эмпатийного
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота престарелых родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных
телепередач предпочитаю «
5. Чрезмерную раздражительность
и неоправданные упреки
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям
не следует вмешиваться в
8. Старые люди, как
правило, не без причин
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя сорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я
приводил домой бездомных
23. Все люди необоснованно озлобленны.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
26. В детстве младшие по возрасту, дети ходили за мной по пятам.
27. Человеку станет
легче, если внимательно
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я им предлагаю свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают
способность животных
31. Из затруднительной
конфликтной ситуации человек
должен выходить самостоятельно
Информация о работе Особенности эмоциально-волевой сферы подростка