Особенности эмоциально-волевой сферы подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
Выявить особенности развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.

Оглавление

Введение ..2
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе 5
1.2.Эмоции и воля в структуре личности………………………………………14
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте………………….21
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте ………………………………….29
2.1. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков …………………………………………………..29
2.2. Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте…………………………………………….…..46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………............52

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

 

Можно сделать вывод по всей главе:

Наиболее актуальными  для развития личности являются:

  1. школьная тревожность, т.к. большую часть времени подросток проводит в школе;
  2. социальные отношения, отношения со сверстниками, т.к. в этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками, и именно сверстник становится образцом равнения;
  3. развитие воли, т.к. в этом возрасте происходит становление волевых качеств личности.

Следовательно,  дальнейшее экспериментальное изучение особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте будет осуществляться в данных направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте

2.1. Экспериментальное изучение  особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков.

Изучение особенностей развития эмоционально – волевой  сферы личности подростка было организовано в средней школе № 41 в 9 (1) классе. Возрастные рамки обследуемых – 14 – 15 лет. В исследовании участвовало 15 подростков. Из них 14 мальчиков и 1 девочка. 

  В данной группе  подростков было проведено обследование  эмоционально – волевой сферы.  Целью исследования было изучение  особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростка.

  Задачей исследования  было изучение волевой активности, изучения уровня и характера личностной тревожности, связанной со школой, определение эмпатийного потенциала личности, методика изучения основных эмоций.   Для осуществления исследования были использованы следующие методики:

 

I. Методика «Волевые качества и проявление их признаков»

 

Цель:  Изучение волевых качеств личности подростков.

Описание: Тест состоит из 4 вопросов, которые предлагаются школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется выбрать один вариант ответа.

Тест:

1.целеустремленность:

а) осознаю перспективные  и промежуточные цели;

б) проявляю находчивость и сообразительность;

в) уверен в себе, могу проявить критическое отношение  ко всему.

 

2. решительность:

а) быстро принимаю решения  в экстремальных условиях;

б) своевременно и обдуманно  принимаю решения;

в) неотступно выполняю решения, провожу их в жизнь (устойчивость, твердость решения).

 

3. выдержка  и самообладание:

а) сохраняю ясность мысли, не теряюсь в незнакомых ситуациях, владею своими действиями, управляю поступками, могу побороть лень, страх;

б) могу сдержаться, не проявляю аффектов, импульсивных действий;

в) в случае необходимости  стойко переношу лишения (голод, жажду  и т.д.).

 

4. организованность:

а) умею планировать время;

б) выполняю действия в  назначенный срок;

в) есть ежедневные привычки планировать время на день, следовать  плану.

 

 

Обработка и  интерпретация результатов:

 При обработке теста я получила следующие результаты:

1. целеустремленность:

а) осознаю перспективные и промежуточные цели – 7 учеников.

б) проявляю находчивость и сообразительность – 3 ученика.

в) уверен в себе, могу проявить критическое отношение ко всему – 5 учеников.

 

2. решительность:

а) быстро принимаю решения в экстремальных условиях – 3 ученика.

б) своевременно и обдуманно  принимаю решения – 9 учеников.

в) неотступно выполняю решения, провожу их в жизнь (устойчивость, твердость решения) – 3 ученика.

 

3. выдержка  и самообладание:

а) сохраняю ясность мысли, не теряюсь в незнакомых ситуациях, владею своими действиями, управляю поступками, могу побороть лень, страх – 8 учеников.

б) могу сдержаться, не проявляю аффектов, импульсивных действий – 7 учеников.

в) в случае необходимости  стойко переношу лишения (голод, жажду и т.д.) – 0 учеников.

 

4. организованность:

а) умею планировать время  – 5 учеников.

б) выполняю действия в  назначенный срок – 4 ученика.

в) есть ежедневные привычки планировать время на день, следовать плану – 6 учеников.

По каждому волевому качеству вычисляется среднее (в %) по формуле:

1. Целеустремленность

а) К = 7 х 100 / 15 = 47%

б) К = 3 х 100 / 15 = 20%

в) К = 5 х 100  /15 = 33%

 

2. Решительность:

 

а) К = 3 х 100 / 15 = 20%

б) К = 9 х 100 / 15 = 60%

в) К = 3 х 100  /15 = 20%

 

3. Выдержка и самообладание:

 

а) К = 8 х 100 / 15 = 53%

б) К = 7 х 100 / 15 = 47%

в) К = 0 х 100  /15 = 0%

 

 

4. Организованность:

 

а) К = 5 х 100 / 15 = 33%

б) К = 4 х 100 / 15 = 27%

в) К = 6 х 100  /15 = 40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              – целеустремленность

2.              – решительность

3.              – выдержка и самообладание

4.              - организованность

 

Выводы по тесту:

 

1.Целеустремленность. Большинство учеников (7 человек) 47% из класса выбрали вариант ответа а, то есть много человек из класса осознает свои промежуточные и перспективные цели, что, несомненно, является плюсом для развития их личности.

 

2 Решительность. Девять человек из класса (60 %) выбрали вариант ответа б, т. е большинство учеников своевременно и обдуманно принимают решение, выполняют принятие действия без колебаний, уверенно; отсутствует растерянность при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений.

 

3. Выдержка  и самообладание. 

  Восемь учеников выбрал вариант ответа а, (53% из класса), т. е. они сохраняют ясность мысли, не теряются в незнакомых ситуациях, владеют своими действиями, управляют поступками, могу побороть лень, страх. Больше половины класса умеют держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.), умеют тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.).

 

4. Организованность.

Шесть человек (40%) учеников выбрали ответ в, у них есть привычка планировать свои действия и разумно их чередовать, рационально расходовать время с учетом обстановки, умеют вносить в свою деятельность, определенную организацию при изменении обстановки.

 

II. Методика определения уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера.

 

Суждения

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1

2

3

4

5

1. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2. Я быстро устаю

1

2

3

4

3. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4. Я хотел бы быть таким  же счастливым, как и другие

1

2

3

4

5. Нередко я проигрываю из-за  того, что недостаточно быстро  принимаю решения

1

2

3

4

6. Я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7. Я спокоен, хладнокровен и  собран

1

2

3

4

8. Ожидаемые трудности обычно  очень тревожат меня

1

2

3

4

9. Я слишком переживаю из-за  пустяков

1

2

3

4

10. Я вполне счастлив

1

2

3

4

11. Я принимаю все слишком  близко к сердцу

1

2

3

4

12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4




Цель: Определить уровень личностной тревожности в классе.

 

Инструкция: Прочитайте каждое из приведенных суждений и зачеркните

цифру справа, соответствующую  вашему варианту ответа.

 

13. Я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14. Я стараюсь избегать критических  ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15. У меня бывает хандра

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Всякие пустяки отвлекают  и волнуют меня

1

2

3

4

18. Я так сильно переживаю  свои разочарования, что потом  долго не могу о низ забыть

1

2

3

4

19. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах  и заботах

1

2

3

4




 

Обработка результатов.

 

Нужно суммировать зачеркнутые числа в ответах: 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20; затем вычесть из полученного результата сумму зачеркнутых чисел ответов: 1,6,7,10,13,16,19; к полученной разнице надо прибавить 35.

Интерпретация данных:

До 30 баллов – низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности.

31- 45 баллов – умеренная личностная тревожность

46 и более – высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.

 

 

 

 

Посчитав баллы  у каждого ученика, я получила результаты:

 

3 ученика – низкая тревожность, менее 30 баллов, набранных в сумме;

10 учеников – имеют умеренную личностную тревожность (в среднем 39 баллов);

 2 ученика – с высокой тревожностью, это постоянно дестабилизирующие личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Методика «Определение эмпатийного потенциала личности» (И.М.Юсупов)

 

Цель: выявить интенсивную характеристику эмпатийных тенденций в форме сопереживания.

Оборудование: опросник, лист ответов, ручка.

 

Опросник по определению эмпатийного потенциала личности.

1.  Мне больше нравятся  книги о путешествиях, чем книги  из серии «Жизнь замечательных  людей».

2. Взрослых детей раздражает забота престарелых родителей.

3. Мне нравится размышлять  о причинах успехов и неудач  других людей.

4. Среди всех музыкальных  телепередач предпочитаю «Современные  ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность  и неоправданные упреки больного  надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку  можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям  не следует вмешиваться в конфликт  между двумя лицами.

8. Старые люди, как  правило, не без причин обидчивы.

9. Когда я в детстве  слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние  моих родителей влияет на мое  настроение.

11. Я равнодушен к  критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится  рассматривать портреты, чем картины  с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо  тянет, ее нужно хлестать.

15. когда я читаю  о драматических событиях в  жизни людей, то чувствую, словно  это происходит со мной.

16. Родители относятся  к своим детям справедливо.

17. Видя сорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания  на плохое настроение своих  родителей.

19. Я подолгу наблюдаю  за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги  могут вызвать слезы только  у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве  я  приводил домой бездомных кошек  и собак.

23. Все люди необоснованно  озлобленны.

24. Глядя на постороннего  человека, мне хочется угадать,  как сложится его жизнь.

25. При  виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

26. В детстве младшие  по возрасту, дети ходили за  мной по пятам.

27. Человеку станет  легче, если внимательно выслушать  его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в  число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда  я им предлагаю свою идею, дело  или развлечение.

30. Люди преувеличивают  способность животных чувствовать  настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной  конфликтной ситуации человек  должен выходить самостоятельно.

Информация о работе Особенности эмоциально-волевой сферы подростка