Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях.
Человеческая агрессивность: хорошо или плохо? Как и большинство вопросов современной психологии этот - не имеет однозначного ответа.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психологические особенности проявления агрессивного поведе-
ния людей ……………………………………………………………………..…6
1.1 Понятие агрессии. Основные теории агрессии…………………….....6
1.2 Причины влияющие на возникновение агрессии…………………….11
Глава II. Практические исследования проявления агрессии…………………22
2.1 Методы исследования агрессивного поведения…………………….22
2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии…………..26
Заключение ………………………………………………………………………35 Список использованных источников………………………………………......37
Преимуществом опросников является высокий уровень формализации, что позволяет проводить оперативную диагностику с количественно выраженным результатом. К недостаткам метода можно отнести его слабую устойчивость к тенденции испытуемого давать социально – желательные ответы, в связи с чем объективность полученных результатов во многом будет зависеть от доверительности ситуации обследования.
2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии.
ТЕСТ АГРЕССИВНОСТИ Басса-
Тест применяется для диагностики агрессивного поведения.Определение уровня и типа агрессивности человека может помочь в профилактике межличностных и межгрупповых и внутриличностных конфликтов.
Западные психологи Б. Басс и А. Дарка, разработали тест, оценивающий уровень агрессивности человека. Данный вариант теста был переработан и адаптирован Л. Г. Почебут в связи со спецификой нашей культуры.
В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.
В современных научных исследованиях наиболее часто применяют "Методику диагностики показателей и форм агрессии" А.Басса и А.Дарки в адаптации А.К.Осницкого.
ИНСТРУКЦИЯ: «Предполагаемый опросник выявляет Ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».
Текст опросника
ОБРАБОТКА
Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал. Необходимо просуммировать баллы по каждой из пяти шкал в соответствии с ключом.
Ключ
Тип агрессии |
ВА |
ФА |
ПА |
ЭА |
СА |
Номер утверждения Да |
1,2,9,10,25,26,33 |
3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34 |
5, 12, 13, 21, 29, 35, 36 |
6, 14, 15, 22, 30, 37, 38 |
7, 8, 16, 24, 32, 39, 40 |
НЕТ |
17 |
27 |
20 |
23 |
31 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
Физическая агрессия (ФА) – человек склонен выражать свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека часто возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.
Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности.
Сумма баллов от 0 до 2 означает
низкую степень агрессивности и
высокую степень
Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.
Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.
Сумма баллов от 0 до 10 означает
низкую степень агрессивности и
высокую степень
Таблица 1. - Исследование проводилось при помощи
теста АГРЕССИВНОСТИ. Модификация опросника Басса-Дарки (АДАПТАЦИЯ Л.Г. ПОЧЕБУТА)
В результате получены следующие данные:
Таблица 1
№ воп роса |
К.Л |
С.Ю |
О.Ж |
Ю.Э |
Р.О |
Б.З |
Л.А |
Н.З |
Д.А |
М.Л |
Ж.Т |
П.Г |
Т.В |
С.Л |
М.П |
И.Д |
Р.С |
А.А |
1 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
4 |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
5 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
7 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
8 |
+ |
_ |
+ |
+ |
- |
+ |
_ |
+ |
+ |
- |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
11 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
13 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
15 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
16 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
17 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
18 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
19 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
20 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
21 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
22 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
24 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
25 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
26 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
|
27 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
28 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
29 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
30 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
31 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
32 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
33 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
34 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
35 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
36 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
37 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
|
38 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
39 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
_ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
40 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Интерпретация полученных данных:
Таблица 2
Тип Агрессии. |
К.Л |
С.Ю |
О.Ж |
Ю.Э |
Р.О |
Б.З |
Л.А |
Н.З |
Д.А |
М.Л |
Ж.Т |
П.Г |
Т.В |
С.Л |
М.П |
И.Д |
Р.С |
А.А |
ВА |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
4 |
4 |
6 |
7 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
1 |
ФА |
2 |
3 |
4 |
4 |
6 |
3 |
2 |
2 |
5 |
6 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
7 |
3 |
ПА |
5 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
5 |
6 |
2 |
1 |
4 |
2 |
5 |
7 |
7 |
3 |
ЭА |
4 |
3 |
4 |
2 |
7 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
3 |
7 |
1 |
СА |
4 |
2 |
5 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
6 |
5 |
3 |
Тест «Стиль общения» (Л.4 стр. 99-102).
Он используется для того, чтобы определить достаточно ли человек корректен в отношениях со своими сотрудниками, членами семьи, коллегами. В ходе
тестирования было определено 18 юношей и девушек девятых классов.Им было предложено 20 вопросов. При этом они должны были выбрать из трех предлагаемых вариантов ответа один и записать его. В ходе тестирования нами были получены следующие результаты.
N1= 38 N5 = 36 N9 = 45 N13 = 40 N17=32
N2= 43 N6 = 36 N10 = 37 N14 = 45 N18=41
N3= 37 N7 = 42 N11 = 39 N15 = 38
N4 = 35 N8 = 37 N12 = 35 N16 = 36
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
34 очка и менее |
Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах, будьте решительнее. К критике снизу относитесь доброжелательно, критики сверху побаиваетесь.
|
35 – 44 очка |
Вы умеренно агрессивны. Вам сопутствует успех в жизни, поскольку в Вас достаточно здравого честолюбия. К критике относитесь доброжелательно. |
45 очков и более |
Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоки по отношению к другим людям. Можете пожертвовать интересами окружающих. Критику сверху – принимаете, критику снизу – преследуете. |
Результаты показали, что из 18 испытуемых 15 человек умеренно агрессивны, им сопутствует успех в жизни, к критике относятся благожелательно; 2 человека являются излишне агрессивными и неуравновешенными, нередко бывают чрезмерно жестоки по отношению к другим людям, критику сверху – принимают, критику
снизу – преследуют.
Рисуночный тест изучение фрустрации по
Розенцвейгу (Л.11 стр. 494 – 504).
Предназначен для оценки типичных реакций на повседневное фрустрирующие события. В ходе тестирования мы опросили 18 юношей и девушек девятых классов Им было предложено 24 рисунка, на каждом из которых озображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Им нужно было представить, что будет отвечать другой человек в этой ситуации и написать самый первый ответ, который приходит на ум.
испытуемые |
умеренная агрессия |
низкая агрессия |
Весьма высокая агрессия |
Неадекватность по отношению к фрустрации |
Излишняя фрустрационная нагруженность, подверженность фрустрации |
N1 |
+ |
||||
N2 |
+ |
+ |
|||
N3 |
+ |
+ |
+ | ||
N4 |
+ |
+ |
+ | ||
N5 |
+ |
+ |
+ | ||
N6 |
+ |
+ |
|||
N7 |
+ |
p8 |
+ |
+ |
+ | ||
p9 |
+ |
+ | |||
p10 |
+ |
||||
p11 |
+ |
||||
p12 |
+ |
+ | |||
p13 |
+ |
+ |
+ | ||
p14 |
+ |
||||
p15 |
+ |
+ |
|||
P16 |
+ |
+ |
+ | ||
P17 |
+ |
+ | |||
p18 |
+ |
||||
ИТОГ |
14 |
2 |
4 |
7 |
9 |
Результаты показали, что из 18 опрошенных 2 человек имееют низкую
агрессивность, 14 человек – умеренную агрессию и 4 человека – весьма высокую агрессию. Из них 7 человек проявляют неадекватность по отношению к фрустрациям, 9 человек имеют излишнюю фрустрационную нагруженность, подверженность фрустрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек - весьма агрессивное существо, Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске.
В первой главе рассматриваются
психологические особенности
агрессивного поведения. В частности, глубокому анализу были подвергнуты
различные определения агрессии: агрессия как поведение, агрессия как
намерение, агрессия как причинение ущерба. Освещаются многие теории
возникновения агрессии: агрессия как инстинктивное поведение, агрессия как проявление побуждения, агрессия как научение. В данной главе дается подробный анализ проблемной ситуации. В работе подробно изучаются также причины, которые оказывают влияние на возникновение агрессии. Ими являются семейные взаимоотношения, взаимодействие
с окружающими, жара, шум, теснота, наследсттвенный фактор, влияние
порнографии, а также алкоголь, наркотики. Во второй главе приводится анализ результатов исследования проявления агрессии. Определяется наиболее эффективные методы исследования агрессии. Определяются наиболее эффективные методы исследования агрессии. Было выявлено, что к их числу относятся наблюдение, беседа, тестирование. В ходе изучения агрессии мы используем тест агрессивности Басса-Дарки, Рисуночный тест