Особенности человеческой агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях.
Человеческая агрессивность: хорошо или плохо? Как и большинство вопросов современной психологии этот - не имеет однозначного ответа.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психологические особенности проявления агрессивного поведе-
ния людей ……………………………………………………………………..…6
1.1 Понятие агрессии. Основные теории агрессии…………………….....6
1.2 Причины влияющие на возникновение агрессии…………………….11
Глава II. Практические исследования проявления агрессии…………………22
2.1 Методы исследования агрессивного поведения…………………….22
2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии…………..26
Заключение ………………………………………………………………………35 Список использованных источников………………………………………......37

Файлы: 1 файл

курсовая I.docx

— 87.41 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ И  ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АГРЕССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2012

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Психологические особенности проявления агрессивного поведе-

ния людей ……………………………………………………………………..…6

 1.1 Понятие агрессии. Основные теории агрессии…………………….....6                          

 1.2 Причины влияющие на возникновение агрессии…………………….11

Глава II. Практические исследования проявления агрессии…………………22

 2.1 Методы исследования агрессивного поведения…………………….22                        

2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии…………..26          

Заключение ………………………………………………………………………35                                                               Список использованных источников………………………………………......37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что мир сегодня  стал крайне опасным во многих отношениях.

Человеческая агрессивность: хорошо или плохо? Как и большинство  вопросов современной психологии этот - не имеет однозначного ответа. Одни считают, что благодаря агрессивности  человек выжил и развился, как  биологический вид. Другие предостерегают: дальнейшая эскалация агрессивности (и в обыденной жизни, и в  человеческой культуре) может привести к печальным последствиям. Обе  точки зрения имеют многочисленных приверженцев. При этом они не являются взаимоисключающими, а, скорее, взаимодополняющими.

 Проблема человеческой  агрессии носит всеобщий характер. Мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях. Во всех средствах массовой информации кишит информация об убийствах, изнасилованиях, грабежах      и  т. п.    В различных странах вспыхивают войны, В настоящее время  государства конкурируют между собой по изготовлению массового всеубивающего оружия. Все это может привести к глобальной катастрофе.

В свете этих тенденций  невозможно не признать, что насилие  и конфликт относятся к числу  наиболее серьезных проблем, перед  которыми сегодня оказалось человечество.

В связи с этим следует  разобраться, почему же люди действуют  агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить  или взять под контроль подобное деструктивное поведение.

Все это создает актуальность анализа проблемы человеческой агрессии.

В последнее время появилось  множество прекрасных работ, посвященных  различным аспектам человеческой агрессивности.  Замечательная книга Барбары Крэйхи «Социальная психология агрессии»,очень подробная работа «Агрессия» Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон. В ней представлен исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных методик, выводы и обобщения авторов пополняющие «багаж» науки по данной теме.

В работе “Психология человеческой агрессивности”, автором которой  является К. В. Сельченок представлен материал, который помогает понять сущность агрессивности.   Преимущество работы в том, что практически все собранные здесь статьи посвящены практике контролирования агрессивных проявлений.

Проблему агрессии также  рассматривал Дэвид Майерс в своей  книге “Социальная психология”. Он прекрасно изложил анализ проблемы человеческой агрессии, ее подробное  описание. Майерс  приводит примеры  некоторых факторов провоцирующих  агрессию при взаимодействии человека с окружающим миром, а так же в работе описаны условия, которые ведут к катарсису – ослаблению агрессии.

В работе Немова  Р.С « Психология» дан анализ различных точек зрения о происхождении агрессивного поведения и описаны мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением.

К. Э. Изард в своей работе “Психология эмоций” проанализировал и обобщил различные экспериментальные данные и теоретические концепции.

Подробный список использованной в настоящей работе литературы приведен в библиографии.

Цель исследования – изучить особенности человеческой агрессии.

 

Задачи:

1)     изучить понятие  агрессии и основные ее теории.

2)     выявить причины влияющие на возникновение агрессии.

3)     Рассмотреть  методы исследования агрессивного  поведения.

4)     Дать интерпретацию  результатов исследования проявления  агрессии.

 

 Методы исследования:

В ходе изучения данной проблемы могут быть использованы различные  методы. Это наблюдение, беседа, тестирование. В процессе тестирования было опрошено 18 юношей и девушек девятых классов. Использовались тесты:

 

-      “ ТЕСТ АГРЕССИВНОСТИ Басса-Дарки»

-      Тест “Стиль общения”

-       Рисуночный тест изучение фрустрации по Розенцвейгу.

 

Результаты нашего исследования показывают, что данный материал целесообразно  использовать подросткам для выявления  их агрессивности.

С результатами исследования подростки ознакомлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психологические  особенности проявления агрессивного поведения людей.

 

    1. Понятие агрессии. Основные теории агрессии.

 

Почему люди действуют  агрессивно по отношению  друг к  другу, и какие меры необходимо принять  для того, что бы предотвратить  или взять под контроль подобное деструктивное поведение? Эти вопросы не раз задавал себе почти каждый из нас.   Он рассматривался с разных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии.

Начиная с середины 60х  годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальной на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - «веком беспокойства о насилии». Однако только в наше время данный вопрос стал предметом систематического научного исследования.

 Это  свидетельствуют  о том, что вопросы связанные с человеческой агрессивностью (или агрессией) выдвигаются на передний план многих исследований.

В основе всякой агрессивности  лежит тот или иной конфликт –  осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного  недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.

Одна из главных проблем  в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое  разнообразие действий.

Существует несколько  разнонаправленных теоретических  перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков  агрессии.

На сегодня многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой  активности животных и человека. Среди  теорий, естественно, следует указать  на теории З. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма, Дж.. Долларда, Л. Берковица, А. Бандуры, А. Баса и др.

Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как:

  • врожденное побуждение или задаток - теории влечения (З.Фрейд, К. Лоренц);
  • потребность, активируемая внешними стимулами - фрустрационные теории (Дж. Доллард, Л. Берковиц);
  • познавательные и эмоциональные процессы – когнитивные теории (Л. Берковиц, Зильманн);
  • актуальное проявление социального – теории социального научения (А. Бандура).

Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит  из того , что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.

Вторая категория теорий - агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение. Сторонники данных теорий относят саму агрессию к проявлениям влияния  и воздействия внешней среды  и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий). Таким образом, они считают, что возможно не только ослабление, но и полное искоренение агрессии.

Третья группа теорий, учитывает  такие аспекты человеческого  опыта, как когнитивная и эмоциональная  деятельность. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

Наконец, согласно четвертой  группе теорий (теории социального  научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений

Согласно теории А. Басса, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Из представления о  том, что агрессия предполагает или  ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений  реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом  действий являются какие-то негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ от любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

По мнению А. Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.

Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые  попадает большинство агрессивных  действий.

  • Физическая – активная – прямая.

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или  ранение при помощи огнестрельного оружия.

  • Физическая – активная – непрямая.

Сговор с наемным убийцей  с целью уничтожения врага.

  • Физическая – пассивная – прямая.

Стремление физически  не позволить другому человеку достичь  желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

  • Физическая – пассивная – непрямая.

Отказ от выполнения необходимых  задач.

  • Вербальная – активная – прямая.

Словесное оскорбление или  унижение другого человека.

  • Вербальная – активная – непрямая.

Распространение злостной клеветы  или сплетен о другом человеке.

  • Вербальная – пассивная – прямая.

Отказ разговаривать с  другим человеком.

  • Вербальная – пассивная – непрямая.

Отказ дать определенные словесные  пояснения или объяснения.1

Люди часто наносят  удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, подобное поведение не может рассматриваться, как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Мы можем говорить об агрессии только тогда реципиент или жертва стремится  избежать подобного обращения. Иногда жертвы оскорбления или болезненных  действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий (определенные формы любовной игры, носящей садомазохистский характер). Самоубийство также не является агрессией, так как здесь агрессор выступает в роли собственной  жертвы. Поэтому подобные действия не могут быть классифицированы как  агрессия. Даже если целью суицида  является не смерть, а отчаянный  призыв к помощи, самоубийца все-таки стремится причинить вред себе.

Феномен агрессии, с точки  зрения Э. Фромма, является реакцией человека на разрушение нормальных условий бытия. Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он – жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности».2

Поведение человека Э. Фромм не сводит целиком к врожденным нейропсихологическим механизмам – стимулам. Поведение человека – это реализация его свободы. Но свобода – это удел немногих. Подавляющее большинство людей не способны на поступок, то есть не могут реализовать силу своего духа и воли, в силу своей безликости. Большинство людей живет исключительно по шаблонам и стандартам. Реализация человеческой свободы сопровождается деструктивностью. При этом Э. Фромм всегда исходит из тезиса о первичности психических процессов, которые во многом определяют структуру социальных феноменов в истории человечества.

Проблему деструктивности он рассматривает с биосоциальной точки зрения. Он исходит из того, что тип и склад личности вписывается в конкретный социальный фон, оказывающий воздействие на индивида, вырабатывающий социальные характеры.

Информация о работе Особенности человеческой агрессии