Основы межличностного общения в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Краткое описание

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
Деловое общение: закономерности и тактика……………………………………….3
Социально-психологический анализ общения……………………………………...6
Общение и его функции……………………………………………………………6
Виды межличностных отношений………………………………………………...8
Фазы общения……………………………………………………………………….9
Средства общения…………………………………………………………………..10
Этикет и культура общения………………………………………………………….13
Деловой этикет……………………………………………………………………...13
Современные взгляды на место этики в деловом общении……………………...15
Общее этические принципы и характер делового общения……………………..16
Правила этикета…………………………………………………………………….23
Правила вербального этикета……………………………………………………...25
Правила общения по телефону…………………………………………………….28
Эффективность слушания…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

РЕФ.docx

— 75.68 Кб (Скачать)

     Все невербальные средства общения делятся  на следующие группы:

       - кинетические,  т.е. зрительно  воспринимаемые (мимика, поза, жесты,  походка, взгляд);

      - просодические, т.е. ритмико-интонационные  стороны речи (высота тона, громкость,  тембр, сила ударения) и экстралингвистические  – включение в речь пауз, вздохов,  смеха, плача и т.д.;

      - такесенические, т.е. динамические  прикосновения в форме рукопожатия,  похлопывания, поцелуя;

      - проксемические, т.е. ориентация  партнеров в момент общения  и дистанция между ними (дистанцирование).

      Возможность трактовать некоторые невербальные сигналы можно увидеть в табл.1. 

     

Табл.1 Как трактовать некоторые невербальные сигналы

Сигнал Трактовка
Жесты
Руки  сцеплены на груди

Легкое  постукивание по столу

Молитвенно  сложенные ладони, пальцы слегка расставлены

Руки  под столом 

Руки  на столе (позиции разнообразны, но не сцеплены)

Улыбка, легкий наклон головы, ритмичное кивание  головой

Легкий  наклон головы вбок

Оборонительная  позиция

Нетерпение

Чувство превосходства, собеседник считает, что  он хитер

Не готов  к разговору, или боится выдать неуверенность, нервозность

Готовность  вступить в социальный контакт

Понимание, готовность к контакту 

Спокойствие

Взгляд  и отсутствующие движения
Подъем  головы и взгляд вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением

Долгий  неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Взгляд  в сторону

Взгляд  в пол

Партнер не готов  к контакту, раздумывает 

Желание подчинить себе 

Пренебрежение

Страх и желание убежать

 

     Существенным, на мой взгляд, будет следующее  замечание: использование целого ряда невербальных средств общения довольно жестко ограничено национальными, культурными  и религиозными традициями того или  иного народа. Если мимика, дающая ясное  и четкое представление об эмоциональном  состоянии человека, интерпретируется одинаково вне зависимости от национальности и культуры, то конкретный смысл таких невербальных знаков, как поза, жесты, дистанции или  нормы приближения, различен в разных культурах.

     Итак, невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и  изменения смысла вербального сообщения, для придания или усиления эмоциональной  окраски сказанного. [3]

     Несмотря  на важность неречевых способов передачи информации, смысл сообщения, его  содержание передается все-таки вербальным, или речевым, способом.

     Умение  правильно говорить, или ораторскому  искусству, обучали еще в Древней  Греции. В настоящее время ему  посвящено большое количество публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых  существенных моментах, позволяющих  сделать речь более красивой и  убедительной:

    - речь должна быть четкой, тон  - умеренным;

    - необходимо интонационно усиливать,  выделять важные слова и подчинять  им неважные;

    - смена темпа речи придаст  ей выразительность;

    - до и после важных мыслей  необходимо сделать паузу.

    Самым трудным обычно является  начало выступления. Оно должно  быть кратким, достаточно одного  или двух предложений, а иногда  можно и вовсе обойтись без  него.

     Концовка речи – это тот  элемент выступления, который  помниться больше всего. Поэтому  закончить свое выступление можно  как подходящей к случаю цитатой,  так и кратким резюме высказанных  положений.

     При произнесении речи важно  смотреть не на пол или поверх  собеседника, а на него. Выступление  должно быть ясным, конкретным; если излагаемый факт является  достаточно абстрактным, используйте  примеры. Для усиления главного  в излагаемом материале, эти  мысли можно повторить, но не  употреблять каждый раз одни  и те же фразы. Не стоит  пытаться охватить сразу много  вопросов. Старайтесь избежать словесных  штампов, избитых слов и выражений.

     Если вы рассчитываете на активное  участие в беседе партнера  по общению, то переведите ее  из рамок монолога, при котором  возможна большая потеря информации, в форму диалога. Самым способом  сделать это является применения  вопросов: информационных, вызывающих  к жизни более полную информацию; зеркальных, позволяющих обратиться  к первооснове какой-либо мысли,  т.е. с вопросительной интонацией  повторяется заинтересовавшая часть  сообщения собеседника; эстафетных, опережающих высказывание партнера, но не перебивающих, а помогающих  ему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ЭТИКЕТ  И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 
 

     3.1 Деловой этикетЭтикет и культура общения 

     Этикет (от французского etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. Здесь «культура поведения» будет рассматриваться как часть делового этикета, отлично понимая, что сам термин «культура» в широком смысле гораздо объемнее понятия «деловой этикет». Последний относится к категории «культура» как особенное к общему.

     Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание его  – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать  и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных деловых  людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения  и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым  опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги  писал: «Успехи того или иного  человека в его финансовых делах  процентов на 15 зависят от его  профессиональных знаний и процентов  на 85 – от его умения общаться с  людьми». Немало рушится карьер и  теряется денег из-за неправильного  поведения или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим  манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни  миллионов долларов в год. Они  хорошо знают, что успех любой  фирмы во многом зависит от способности  ее работников, от их умения дружно трудиться  над достижением цели. Знание этикета, культура поведения – вот ключевые условия для успешной работы в  любой организации – таково мнение ведущих специалистов фирм. [5]

     К сожалению, российские деловые  люди до сих пор не придают  серьезного значения этим аспектам  своей деятельности. Подчеркну, что  соблюдение делового этикета,  умение культурно вести себя  особенно важно при работе  с представителями иностранных  фирм, при выезде для заключения  сделок за границу. У многих  ”новых русских” заметен дурной  вкус в одежде, в украшениях (будь  то массивные золотые цепи  с крестами на шее или иные  многочисленные изделия из драгоценных  металлов и камней на пальцах,  запястьях и т.п.). А еще чаще  своих патронов «подставляют»  различные секретарши, переводчицы,  которых они возят с собой  по «европам».

     В результате новые русские  и их сопровождение становятся  предметом молчаливой, но, тем не  менее, нелицеприятной критики  со стороны партнеров по переговорам.  Уважающие себя и честь своей  фирмы зарубежные предприниматели  нередко после первой же встречи  прекращают все переговоры. Поведение  таких «новых русских» можно  оценить словами из известной  сказки А.С. Пушкина про старуху,  которая «ни ступить, ни молвить  не умеет».

    Чтобы не попасть в нелепую  ситуацию, надо знать правила  хорошего тона. В старые времена  им крепко учил Петр Великий.  В 1709 г. он издал указ, согласно  которому подлежал наказанию  каждый, кто вел себя «в нарушение  этикету». Возможно, надо ввести  наказание и для тех отечественных  бизнесменов, кто выставляет на  посмешище не только себя, но  и бросает тень на российское  предпринимательство.

    Итак, знание делового этикета,  умение культурно вести себя  – основа предпринимательского  успеха.

     Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменились  с изменениями условий жизни  общества, конкретной социальной  среды. [3]

Этикет  возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных  особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцегов и т.п., для закрепления  иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в  Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой  Орде. Нарушение этикета приводило  к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

     Этикет всегда выполнял и выполняет  определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям,  знатности рода, званиям, имущественному  положению. Особенно строго соблюдаются  правила этикета в странах  Дальнего и Ближнего Востока.

     В России в начале ΧVIII в.  стал усиленно внедряться западный  этикет. На русскую почву переносились  одежда, манера, внешние формы поведения.  За соблюдением этих правил  боярами и дворянским сословиям  (особенно в столичных  городах)  постоянно и настойчиво, порой  жестоко следил сам царь Петр I. За их нарушение строго наказывали. В дальнейшем, в царствование  Елизаветы и Екатерины II, отбирались  правила этикета, отвечающие требованиям  и особенностям национальной  культуры России, которая как  евразийская страна во многом  соединяла противоположности Европы  и Азии. А этих противоположностей  много не только в ΧVIII в., но  и сейчас. Английский писатель  Редьярд Киплинг говорил, что  Запад есть Запад, Восток есть  Восток, и не встретиться им  никогда. Так, в Европе траурный  цвет – черный, а в Китае  – белый. Даже в границах  Российской империи правила поведения  различных народов значительно  отличались.

    Конечно, и общественный прогресс  способствовал взаимопроникновению  правил поведения, обогащению  культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения  правилами поведения позволил  выработать взаимоприемлемый, признаваемый  в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д. 
 

     3.2 Современные взгляды на место этики в деловом общении 
 

     Противоречие  между этикой и бизнесом, должным  и сущим весьма остро проявляется  и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями  и вообще деловыми людьми по отношению  к указанному противоречию существуют две основные позиции:

        1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и в бизнесе вообще этика не нужна сама по себе. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

Информация о работе Основы межличностного общения в бизнесе