Основы речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

1.Риторика
Риторика(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Файлы: 1 файл

основы речевого общения.docx

— 34.26 Кб (Скачать)

1.Риторика

    Риторика(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

 

2 .Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком,по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Риторике софистов, которую  Платон не считает наукой, он противопоставляет  подлинное

красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное  только философу.

Достижения греческого ораторского  искусства были обобщены и возведены  в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей  из трех книг.

3. Античные риторики были и остаются историческим фундаментом для современной риторики. Они высказали, сформулировали так много общих принципов, правил публичного выступления, ораторского мастерства, что до сего времени их наследие остается базисным в разработке любого современного курса риторики. Авторы античной теории и практики красноречия — Аристотель, Платон, Цицерон и другие, прежде всего известные как представители классической риторики, заложили тот культурно-эстетический фундамент, который и ныне служит для нас источником простоты, гармонии и красоты. Приходится только поражаться, насколько античные риторики глубоко и всесторонне вели поиски критериев истины и меры, симметрии и ритма, гармонии и красоты!

5 .В конце прозапрошлого века трудами А. А. Потебни было провозглашено первенство поэзии над прозой, проза стала считаться как бы «вырождением» поэзии. Литература вдруг оказалась сведенной к поэзии, а вся словесность (документальная, научная, эпистолярная, судебная, проповедническая и т. п.) сузилась до литературы только художественной. Риторика, бывшая, вообще говоря, частью философии, сузилась до поэтики, которая все более и более стремилась к формализации. В итоге в XX веке риторика практически исчезает из предметов начального гуманитарного образования, а в научном обиходе присутствует лишь частично внутри разработок по стилистике и поэтике.   

7.До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

 Сам термин "риторика" впервые появляется в переводе  греческой рукописи "Об образах"  в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники  на русском языке. Обучение  искусству говорить ведется на  основе подражания образцам торжественного  и учительного красноречия, практические  же наставления разбросаны по  различным памятникам ("Пчела", "Домострой"). Первый переводной  учебник - книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

К началу XVIII в. искусство  красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").

Первой научной русской  риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое  руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765).

 Конец XVIII - начало XIX в.  характеризуются симптомами приближающегося  кризиса общественной феодально-крепостнической  системы, первыми попытками социальных  реформ. Инициатива их проведения  обычно связывается с именем  Михаила Михайловича Сперанского  (1772-1839). Характерная черта этого  времени - нарастающий интерес  к конфронтационному красноречию  в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет  к теоретическому аппарату риторики  свои практические требования.

Ответом на них служат "Правила  высшего красноречия" Сперанского, известные в рукописи, созданные  на основе лекционного курса, который  он читал в 1792 г. в Главной семинарии  при Александро-Невском монастыре  в Петербурге.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х  гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При  этом вслед за революционно-демократической  критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня и А. Н. Веселовский - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича (1829-1906),

Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина,  И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие исследования. Например, "Программа курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.

Тем не менее в последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов           (1895-1969).

Интерес к риторике как  науке и учебному предмету возродился в 70-80 гг. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и многих других.Таким образом, мы видим, что расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.Сейчас в России происходит риторический “бум” при “очередной” смене общественно-политического стиля. Создание новой идеологии, морали, нового стиля приходится признать как существующую реальность и необходимость. Благополучие будущей жизни не может не зависеть от языка. А практическим языком как раз и занимается риторика. Какой будет новая риторика не в последнюю очередь зависит от наших конкретных сегодняшних усилий.

 

 

 

 

 

8 .в золотой фонд русского  ораторского искусства входят  речи известнейших юристов: Петра  Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея  Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича (1829-1906),

Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина,  И. В. Склифосовского од ним из известных русских оратором был Фёдор Никифорович Плевако

9. Основные этапы развития риторики в России

Отметить, какие из этих утверждений  правильны:

1. Риторика зародилась в Древней Греции.1

2. Риторика зародилась в Древнем Риме.

3. Аристотель – ученик Платона.

4. Сократ – ученик Демосфена.

5. Аристотель – учитель Александра Македонского.5

6. Основатель науки риторики – Аристотель.6

7. Основатель науки риторики – Цицерон.7

№1.        1. В чем разница между вербальными и невербальными сигналами?

Вербальные сигналы – это устное словесное общение.

Невербальные сигналы — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).

2. Какие функции выполняют невербальные сигналы?

Невербальные сигналы  выполняют следующие функции:

· Передают информацию собеседнику;

· Воздействуют на собеседника;

· Воздействуют на говорящего (самовоздействие).

3. Какие виды невербальных сигналов выделяются?

Выделяют следующие виды невербальных сигналов:

1. Сигналы внешности (одежда, прическа и т.д.)

2. Язык телодвижений:

· Взгляд;

· Мимика;

· Жесты и позы;

· Осанка;

· Стойка;

· Посадка;

· Движение;

· Походка;

-Физические контакты;

· Манипуляции с предметами.

3. Сигналы пространства:

· Дистанция;

· Горизонтальное расположение;

· Вертикальное расположение.

4. Как соотносится информативность вербальных и невербальных сигналов? Соотношение вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают "вторичный план" коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью. Синхронное употребление высказываний и жестов наблюдается при выражении чувств и эмоций.

5. Кто лучше распознает невербальные сигналы – мужчина или женщина? Женщины лучше, чем мужчины распознают невербальные сигналы, особенно развита эта способность у тех, кто воспитывает маленьких детей.

6. Какая позиция усиливает коммуникативную позицию человека?

7. Влияет ли прическа, цвет волос, силуэт говорящего на доверие к этому человеку?

  Высокая прическа повышает статус ее носителя. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных. Короткая прическа мужчины говорит о его деловитости, невысоком интеллекте, длинные волосы - о творческом начале, интеллектуальности.

Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды, а шарообразный силуэт, мягкие свитера, джинсы наоборот, ослабляют коммуникативную позицию  говорящего. Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее  производимое им впечатление. Костюм для  мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление  авторитетного, компетентного, надежного  человека.

8. Надо ли смотреть собеседнику в глаза? Как? В каких случаях?

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается  как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени  на собеседника, он понимает, что нравится нам.

Приветливый, с улыбкой, кратковременный  взгляд в глаза рассматривается  как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.

При продолжительном общении этикет требует смотреть не в глаза, а  в лицо, не фиксирую внимание на глазах собеседника. Пристальный взгляд в  глаза рассматривается как проявление враждебности - не надо смотреть слишком  пристально ни на кого.

При решении деловых вопросов надо использовать деловой взгляд - направленный на треугольник «глаза - нос», это  создает впечатление серьезности  намерений.

При дружеском общении взгляд лучше  опускать ниже - на треугольник «глаза - рот», такой взгляд демонстрирует  дружеское отношение, желание контактировать. Взгляд ниже, от глаз до груди, называется интимным, он показывает личную заинтересованность.

Взгляд искоса обычно говорит об интересе, или о враждебности. Когда  он соединяется со слегка поднятыми  бровями или улыбкой, то говорит  об интересе. Если же он соединяется  с опущенными бровями, нахмуренными бровями, или уголки рта опущены, то это говорит о подозрительном, либо ироническом отношении.

Если собеседник вам неприятен, пытается оказать на вас давление - смотрите ему в «третий глаз» - на переносицу. Этим вы усиливаете свою коммуникативную позицию и ослабляете коммуникативную позицию собеседника.

9. Перечислите открытые и закрытые жесты и позы 

 Для эффективного общения  позы должны быть открытыми,  ноги и руки не должны быть  скрещены, грудная клетка должна  быть открытой, подбородок слегка  приподнят.

Позы:

Руки на бёдрах – агрессивная  поза;

Скрещенные руки на груди – поза зашиты;

Ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – поза зашиты, слабость;

Рука обхватывает вторую руку за спиной – страх, волнение; Руки в  карманах – скрытность, нервозность;

Откидываетесь на спинку кресла –  явное несогласие с мнением собеседника. Жесты: Жесты указательным пальцем - это обвинительный жест;

Информация о работе Основы речевого общения