Основы межличностного общения в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Краткое описание

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
Деловое общение: закономерности и тактика……………………………………….3
Социально-психологический анализ общения……………………………………...6
Общение и его функции……………………………………………………………6
Виды межличностных отношений………………………………………………...8
Фазы общения……………………………………………………………………….9
Средства общения…………………………………………………………………..10
Этикет и культура общения………………………………………………………….13
Деловой этикет……………………………………………………………………...13
Современные взгляды на место этики в деловом общении……………………...15
Общее этические принципы и характер делового общения……………………..16
Правила этикета…………………………………………………………………….23
Правила вербального этикета……………………………………………………...25
Правила общения по телефону…………………………………………………….28
Эффективность слушания…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

РЕФ.docx

— 75.68 Кб (Скачать)

   В практике деловых отношений  всегда есть какие-то стандартные  ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и выбирают  формы и правила поведения.  Этот набор правил и составляет  этикет делового общения. Этикет  деловых отношений определяется, в частности, как свод правил  поведения в бизнесе, который  представляет внешнюю сторону  делового общения.

   Деловой этикет – результат  длительного отбора правил и  форм наиболее целесообразного  поведения, которое способствовало  успеху в деловых отношениях. Не всегда легко давалось освоение  этих правил, поэтому предприниматели  «от сохи» не редко отзывались  о них не очень лестно: «Зачем  мне все это?».

   Можно следовать и данному  принципу. Однако если вы хотите  установить прочные деловые отношения  с зарубежными партнерами, то  знание делового этикета зарубежных  стран просто обязательно. [5]

   Правила делового этикета, культура  поведения помогают сближения  экономических и финансовых интересов  торговых людей, бизнесменов.  Для многих прибыль была и  остается выше всех различий  национального характера, вероисповедания,  социального положения, психологических  особенностей. Эти различия подчинялись  этикету интересующей бизнесмена  страны. Подчинения правилами игры  определяющей стороны создавало  основу для успеха сделки.

     Какие же правила поведения  надо знать предпринимателю? Прежде  всего следует помнить, что  деловой этикет включает точное  соблюдение правил культуры поведения,  которая предполагает первую  очередь глубокое уважение человеческой  личности. Социальная роль, которого  играет тот или иной человек,  не должна быть самодавлеющей,  не должна она оказывать и  гипнотическое влияние на делового  партера. Культурный предприниматель  будет в равной степени уважительно  относиться и к министру, и  к рядовому техническому работнику  министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е.  всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена. Ему надо научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете его как «темную лошадку», стремящуюся вас обязательно обойти на прямом вираже, а говоря проще – обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер – хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного. 
 

     3.5 Правила вербального этикета 
 

     Культура  поведения в деловом общении  немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасов, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении  данного круга деловых людей. Существует исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русские купцы, предприниматели, а сейчас их используют культурные российские и зарубежные деловые  люди. Эти слова: «дамы», «господа», «судари» и «сударыни». [1]

     Среди деловых людей обращение «господин» имеет право на жизнь. Это слово  подчеркивает, что данные граждане, социальная группа свободны и независимы в своих действиях более, чем  какая-либо другая социальная группа в  современной России. Кроме того, эта форма обращения не заимствована слепо где-либо на  Западе или  Востоке. Бездумные заимствования, запускаемые в оборот чаще всего  не очень культурными теле- и радиожурналистами, репортерами, как правило, режут  слух и подчеркивают убогость и претензионность  подобных заимствований, например: «состоялась  презентация», «формируется новый менталитет русских» или «спонсоры вернисажа» и т.п. «Господин» - исконно русское  слово. Оно имеет самое распространенное значение как форма вежливого  обращения к группе лиц и отдельному лицу, употреблявшаяся в привилегированных  слоях общества. Кроме того, в  другом его значении - «хозяин имущества» есть и уважительное к человеку.

     В деловом разговоре надо уметь  дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно  по несколько раз «Как дела?», всегда необходимо помнить о чувстве  меры. Ничего не ответить невежливо; буркнуть «нормально» и пройти мимо тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах  – прослыть занудой. В таких случаях  деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально»,  «Спасибо, пока жаловаться грех», и  в свою очередь поинтересоваться: «Надеюсь, что и у Вас все  обстоит нормально?». Такие ответы нейтральны.

     В вербальном (словесном, речевом) общении  деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Одни из них – «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи Вам!», «Желаю успеха2, известные фразы: «Большому кораблю – большое плавание», «Ни пуха, ни пера!» и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяют такие речевые знаки, как «Салют», «нет проблем», «О’кей» и т.п.

  В  речевом общении деловых людей  большое значение имеют комплименты  – приятные слова, выражающие  одобрение, положительную оценку  деятельности в бизнесе, подчеркивающие  вкус в одежде, внешности, сбалансированность  поступков партнера, т.е. оценку  ума делового партнера. Как говорила  героиня популярного в 60-е годы  фильма «Старшая сестра», ласковое  слово и кошке приятно. С  этой точки зрения комплимент  – не механизм лести. Лесть,  особенно грубая, - это маска, за  которой чаще всего скрывается  меркантильный интерес. Комплимент, тем более, если партнер –  женщина, - необходимая часть речевого  этикета. Во время делового  общения всегда есть реальная  возможность для комплиментов. Они  воодушевляют вашего делового  партнера. Придают ему уверенность,  ободряют. Особенно важно помнить  о комплименте, если вы имеете  дело с новичком, к тому же  потерпевшим на первых порах  неудачу. 

  Деловой  этикет предписывает неукоснительное  соблюдение при переговорах правил  поведения страны – партнера  по бизнесу. Правила общения  людей связаны с образом и  стилем жизни, национальными обычаями  и традициями. Все это результат  многовекового жизненного опыта,  быта предшествующих поколений  того или иного народа. Какие  бы ни были традиции. Правила  поведения, - их приходиться выполнять,  если, конечно, вы хотите добиться  успеха. Здесь особенно справедлива  пословица «В чужой монастырь  со своим уставом не ходят». Нередко надо соблюдать все  правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов  и пристрастий.

    Можно привести немало примеров  особенностей правил поведения  бизнесменов различных стран.  Если, например, американцы, подчеркивая  свое расположение, дружески хлопают  вас по плечу и охотно принимают  такой же жест от вас, то, похлопав по плечу японца или  попытавшись дружески обнять  китайца или вьетнамца, вы можете  сорвать всю сделку.

 Во  время деловой беседы с итальянцем  постарайтесь не  демонстрировать  своего неприятия их громкой,  чрезмерно оживленной речи, горячности  обсуждения даже несущественного  вопроса, а при общении с  японцами не удивляйтесь употреблению  ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению  к партнеру и «приниженность»  собственного «Я» (например, «Я, недостойный,  и моя ничтожная жена приглашаем  Вас, Высокопочтимого и благородного, к нам в гости») не мешают, а  помогают японцам прекрасно вести  свои дела. Трудно найти другого  делового партнера, который заранее  с такой скурпулезностью просчитал  самые невероятные предстоящей  сделки и рассчитал столько  различных (финансовых, юридических  и других) ловушек своему партнеру  по переговорам, как японец. Японская  сверхвежливость – своего рода  наркотик, усыпляющий бдительность  партнера по переговорам. В  любой финансовой, технической и другой деловой сделке японцы, как правило, обводят вокруг пальца наших излишне поддающихся на банальные комплименты и лесть отечественных бизнесменов.

     Деловой этикет требует особого  поведения в общении с клиентами.  В каждом виде услуг, оказываемых  клиентам, есть свои профессиональные  тонкости в поведении. Но надо  помнить, что определяет отношения  с клиентами самый главный  принцип: клиент – самый дорогой  и желанный человек в вашем  офисе (магазине, предприятии). Если  клиентов много, то обычно стараются  в первую очередь обслуживать  женщин и престарелых. Но в  любом случае в работе с  клиентами надо быть хорошим  психологом.

   Важно также соблюдать определенные  правила в отношении одежды  и внешнего вида. Сверхмодный  костюм совсем необязателен. Важно,  чтобы он был в приличном  состоянии, не висел мешком, а  брюки не должны напоминать  засаленную старую гармошку. Но  костюм должен быть к месту  и ко времени. Если переговоры  с партнером назначены на дневное  время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть  различных цветов. Но если переговоры  вечером, костюм должен быть  темным, рубашка – обязательно  свежей, глаженой, галстук – не  кричащим, ботинки – вычищенными.  Элегантность делового человека  определяют рубашка, галстук и  ботинки, не количество костюмов, которые он привез с собой.

   Для поездки за границу достаточно  иметь три комплекта одежды: темный  и светлый костюмы, приличную  куртку и свитер для прогулок. Если маршрут вашей поездки  проходит через страны востока,  то помните, что женщинам не  следует надевать брюки, они  не должны появляться на улице,  в общественных местах без  чулок и колготок (особенно в  странах, исповедующих ислам), а  мужчинам в ярких галстуках.  [2]

   Необходимо помнить, что в деловых  отношениях мелочей нет. Для  бизнеса этикет значит много.  Одежда, поведение предпринимателя,  менеджера – это его визитная  карточка. О госте начинают составлять  представление заранее, собирая  о нем информацию. Источниками  информации служит поведение  бизнесмена в пути к месту  деловой встречи, поведение в  гостинице, во время самой встречи.  Помните, вас повсюду окружают  люди, которые с тоц или иной  степенью пристрастностью вас  изучают.

   Соблюдение важнейших правил  с незнакомыми людьми – признак  вашей респектабельности, воспитанности,  уверенности в себе. Существует  целый ряд правил поведения  в различных видах транспорта: самолете, поезде, автомобиле. Долгое  путешествие располагает к неторопливой  беседе. Надо уметь вести ее. Прежде  всего, не следует злоупотреблять  вниманием попутчиков, не стремиться  как можно быстрее завладеть  всеми сторонами беседы, не быть  излишне говорливым: болтливость  – признак дурного тона. Другая  крайность – замкнутость, мрачный  вид, нелюдимость. Следует также  помнить, что разговоры во время  полета или поездки об авариях,  катастрофах на транспорте не  создадут вам благоприятного  имиджа, не способствуют установлению  дружеских или деловых контактов  с окружающими. После приземления  самолета в знак признательности  не спешите вручить стюардессе чаевые, она их не возьмет. Можно поблагодарить экипаж корабля аплодисментами за мастерство. Культуру обслуживания. 

     3.6 Правила общения по телефону 

     Современную деловую жизнь невозможно представить  без телефона. Благодаря ему многократно  повышается оперативность решения  множества вопросов и проблем, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другое учреждение, город для выяснения  обстоятельств какого- либо дела. По телефону можно сделать очень  многое: провести переговоры, отдать распоряжения, изложить просьбу и т.д. Очень  часто первым шагом на пути к заключению делового договора является телефонный разговор.

     У телефонного разговора по сравнению  с письмом есть одно важное преимущество: он обеспечивает непрерывный двусторонний обмен информацией независимо от расстояния. Но к деловому разговору  надо тоже тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем  главное, лаконично, емко и грамотно излагать свои мысли приводит к значительным потерям рабочего времени (до 20-30%). Так  утверждает американский менеджер А. Маккензи. Среди 15 главных причин потерь рабочего времени бизнесменов, менеджеров он поставил на первое место телефонные разговоры. Психологи отмечают, что  продолжительность телефонных разговоров зависит от их эмоциональной окраски. Излишняя эмоциональность создает  предпосылки для речевой нечеткости, неделовитости фраз, что увеличивает  время телефонного разговора.

     Искусство ведения телефонного разговора  состоит в том, что чтобы кратко сообщить все, что следует, и получить ответ. В японской фирме не будут  долго держать сотрудника, который  не решит деловой вопрос по телефону за три минуты.

     Основа  успешного проведения делового телефонного  разговора – компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или  оказать помощь в ее решении. Важно, чтобы служебный, деловой телефонный разговор велся еще в спокойном  вежливом тоне и вызывал положительные  эмоции.

    Эффективность делового телефонного  общения зависит от эмоционального  состояния человека, и его настроения.

   Существенное значение имеет  также умелое проявление экспрессии. Она свидетельствует об убежденности  человека в том, что он говорит,  в его заинтересованности в  решении рассматриваемых проблем.  Во время разговора надо уметь  заинтересовать собеседника своим  делом. Голос, тон, тембр, интонации  внимательному слушателю говорят  очень многое. Нужно стараться  говорить ровно, сдерживать свои  эмоции, не пытаться прерывать  речь собеседника.

Информация о работе Основы межличностного общения в бизнесе