Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:56, реферат
Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
Деловое общение: закономерности и тактика……………………………………….3
Социально-психологический анализ общения……………………………………...6
Общение и его функции……………………………………………………………6
Виды межличностных отношений………………………………………………...8
Фазы общения……………………………………………………………………….9
Средства общения…………………………………………………………………..10
Этикет и культура общения………………………………………………………….13
Деловой этикет……………………………………………………………………...13
Современные взгляды на место этики в деловом общении……………………...15
Общее этические принципы и характер делового общения……………………..16
Правила этикета…………………………………………………………………….23
Правила вербального этикета……………………………………………………...25
Правила общения по телефону…………………………………………………….28
Эффективность слушания…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
2.1
Общение и его функции
Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.
Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.
Исследование
психологов и социологов показывают,
что до 70% управленческих решений
принимаются руководителями в устной
форме в процессе делового взаимодействия.
Без преувеличения можно
Даже в век ЭВМ главным инструментом общения людей является слово. Тот, кто в совершенстве овладел навыками в процессе общения, получает возможность жить по принципу «пришел, увидел, уговорил». Общение – это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс. В нем говориться о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном.
Под непосредственном общении понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. [4]
Человек
не может сознательно
Опосредованное
общение может рассматриваться
как неполный психический контакт
при помощи письменных или технических
устройств, затрудняющих или отделяющий
во времени получение обратной связи
между участниками общения. Очевидно,
что появление различных
Типы общения. Общение на уровне социальных ролей (ролевое общение) – начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуется исполняемой ролью, фиксируется то место, которое занимает человек в системе общественных социальных отношений.
Под межличностным отношением
подразумевается (наиболее
Деловое общение можно легко
выделить из функционально-
Типы общения определяют по
тем правилам, выполнение которых
подразумевается. Так, если
По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.
Известный английский психиатр
Р. Д. Лейнг видел в
Повседневный опыт
2.2
Виды межличностных отношений
В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно
назвать группу социальных видов
деятельности, в которых использование
императивного вида общения вполне
оправданно и с целевой, и с
этической точек зрения. К ним
относятся военные уставные отношения,
отношения «начальник-
Вместе
с тем можно определить и те
сферы межличностных отношений,
где применение императива неуместно
и даже неэтично. Прежде всего речь
идет об интимно-личностных отношениях,
супружеских и детско-
Манипуляция – это
В отношении манипуляции также
можно сказать, что есть
Сравнение императивного и
выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно
охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.
В качестве реальной
1. Психологический настрой на
актуальное состояние
2. Безоценочное восприятие
3. Восприятие партнера как
4. Персонификация общения –
Анализ общения показывает
Столь же сложной является
внутренняя структура самого
общения. В ней можно выделить
три взаимосвязанных стороны:
коммуникативную, перцептивную
Коммуникативная сторона
2.3
Фазы общения
Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения – вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера, освоиться самому. Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.
Далее идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме,
задаче
сторон и разработке тем, затем –
мотивационный зондаж. Цель его –
понять мотивы собеседника и его
интересы. Потом следует фаза аргументации
и убеждения, если есть расхождения
во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата.
Это всегда критический момент в
отношениях. В противоположность
перерыву, разрыв отношений – это
конец контактов. И ошибка в этой
фазе иногда может полностью изменить
результат многочасовой беседы. Надо
всегда завершать общение так, чтобы
была перспектива продолжения. [5]
2.4
Средства общения
В психологии категория «общение» определяется как взаимодействия двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.
В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.
Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника. [5]