Основные подходы к решению проблемы «мозг и психика»: физикалистский, бихевиоральный, функциолистский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Психофизиологическая проблема является одной из точек соприкосновения философии с группой частных наук и в первую очередь с физиологией высшей нервной деятельности животных и человека и психологией человека. Однако, весьма важно видеть единство и различие философского истолкования проблем материи и сознания, духовного и телесного, с одной стороны, и собственно научных или общенаучных подходов к исследованию связи психики и мозга - с другой.

Оглавление

Основные подходы к решению проблемы «мозг и психика»: физикалистский, бихевиоральный, функциолистский……………………………………..………2
Нарушения высших корковых функций при поражении теменных долей головного мозга......…………………………………………………………….....9
Метод вживлённых электродов как метод исследования…………………….13
Практическая часть………………………………………………………….......17
Определение степени концентрации и устойчивости внимания с помощью методики «Перепутанные линии»……………………………………………...17
Протокол исследования № 1……………………………………………………17
Протокол исследования № 2……………………………………………………19
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Основные подходы к решению проблем1.docx

— 74.48 Кб (Скачать)

           В лабораторных условиях используется  метод микрополяризации, суть которого состоит в пропускании слабого постоянного тока через отдельные участки коры головного мозга. При этом электроды прикладываются к поверхности черепа в области стимуляции. Локальная микрополяризация не разрушает ткань мозга, а лишь оказывает влияние на сдвиги потенциала коры в стимулируемом участке, поэтому она может быть использована в психофизиологических исследованиях.

           Наряду с электрической допустима  стимуляция коры мозга человека  слабым электромагнитным полем. Основу этого метода составляет  принципиальная возможность изменения  характеристик деятельности ЦНС  под влиянием контролируемых  магнитных полей. В этом случае  также не оказывается разрушающего  воздействия на клетки мозга. В то же время, по некоторым  данным, воздействие электромагнитным  полем ощутимо влияет на протекание  психических процессов, следовательно, этот метод представляет интерес  для психофизиологии.

В начале 70-х гг. Хосе Мануэль Родригес Дельгадо, профессор физиологии Йельского университета, считался одним из самых прославленных (и самых неоднозначных) нейрофизиологов. В 1970 г. The New York Times Magazine назвал его «страстным пророком нового психоцивилизованного общества, члены которого обретут способность управлять своими психическими функциями»[7].

Устройства для электрической стимуляции мозга, изобретённые Хосе Дельгадо для исследования поведения и управления движениями, были имплантированы обезьянам, быкам, кошкам и людям. Вживлённые электроды могли оставаться в мозге более двух лет.

Так или иначе, Дельгадо заложил основы новой технологии — вживления в мозг электронных устройств, способных обмениваться сигналами с нейронами и влиять на психику. Такая идея часто встречается в научной фантастике — от «Человека, несущего смерть» (The Terminal Man) до «Матрицы» (The Matrix). Однако в настоящее время подобные приборы действительно испытываются и даже применяются для лечения эпилепсии, болезни Паркинсона, паралича, слепоты и других заболеваний. Несколько десятилетий назад Дельгадо поставил эксперимент, который во многих отношениях превзошёл всё, что делается сегодня. Он имплантировал кошкам, обезьянам, шимпанзе, гиббонам, быкам и даже людям радиоуправляемые электродные матрицы, которые назвал «стимосиверами» (stimoceiver — соединение слов stimulation receiver, стимулирующий приёмник радиосигналов), и показал, что можно управлять психикой и телом простым нажатием на кнопку.

Дельгадо доказал, что стимуляция моторной коры должна вызывать характерные физические проявления, например, движения конечностей. У одного из пациентов при воздействии на мозг рука непроизвольно сжималась в кулак, даже если он пытался этому сопротивляться. «Мне кажется, доктор, что ваше электричество сильнее моих желаний», — признался пациент. А другой больной, в ответ на стимуляцию, поворачивавший голову из стороны в сторону, утверждал, что делает это сам: «Я просто ищу свои тапочки».

Раздражая различные области лимбической системы, которая регулирует эмоции, Дельгадо мог вызывать страх, ярость, вожделение, веселье, болтливость и другие реакции, которые иногда достигали пугающей интенсивности. В ходе одного из экспериментов Дельгадо и двое сотрудников Гарвардского университета начали стимуляцию височной доли мозга молодой женщины, страдавшей эпилепсией, в тот момент, когда та спокойно играла на гитаре. В результате она пришла в ярость и разбила гитару о стену, едва не задев голову исследователя[7].

В процессе исследований Дельгадо сделал ещё одно многообещающее открытие. Оказалось, что воздействие на лимбическую область под названием перегородка могло вызывать эйфорию, причём в ряде случаев настолько сильную, что она была способна преодолеть депрессию и даже физическую боль. Однако учёный всё же ограничил свои опыты на людях, поскольку лечебный эффект от имплантантов был нестабильным, результаты сильно отличались не только у разных пациентов, но даже у одного и того же человека.

В конце концов, Дельгадо стал отказывать большинству больных, опасаясь непредсказуемых реакций.

Дельгадо провёл обширные исследования мозга обезьян и других животных, причём больше всего его интересовали области, ответственные за возникновение или подавление агрессии. В ходе эксперимента, призванного выяснить, как раздражение определённых участков мозга влияет на социальное поведение, он вживил стимосивер макаке с задиристым характером. Затем он установил в клетке рычаг, включавший стимуляцию хвостатого ядра (области мозга, управляющей произвольными движениями), при воздействии на которое хулиган успокаивался. Самка, жившая в той же клетке, вскоре открыла для себя действие рычага и дёргала за него всякий раз, когда самец угрожал ей. Дельгадо, никогда не избегавший антропоморфных интерпретаций, писал: «Древняя мечта человека в одиночку одолеть диктатора с помощью дистанционного управления реализовалась, по крайней мере, в нашей колонии обезьян».

Однако когда Дельгадо в 1974 г. переехал в Испанию, его известность в США стала убывать. Он описал результаты своих исследований более чем в 500 научных статьях, а также в книге, изданной в 1969 г., однако современные учёные редко цитируют его труды, а многие из тех, что знакомы с его ранними работами, полагают, что он уже умер. На самом деле Дельгадо, недавно вернувшийся из Испании и поселившийся в Сан-Диего, штат Калифорния, жив и бодр и обладает собственным мнением относительно современных попыток лечения различных заболеваний при помощи стимуляции специфических областей мозга[7].

Электрическое раздражение какой-либо «точки» глубоких структур мозга всегда сопровождается активацией разных структурных элементов нервной ткани: проводящих путей, пронизывающих эту зону, короткоаксонных нейронов вставочного типа и нейронов, имеющих восходящие и нисходящие связи с иными отделами мозга. Поэтому возможны разные причинные механизмы возникновения ответных реакций при стимуляции тех или иных отделов мозга.

При использовании монополярных изолированных электродов активный участок мозга невелик. Это доказывается тем, что незначительное перемещение электрода на 200—250 мкм может вызвать совершенно иной тип ответа, который нельзя было получить с первой точки изменением параметров раздражения. Однако при этом вовлекаются достаточно большие массы нервных элементов. Так, в 0,01 мм3 в гипоталамусе локализуется около 300— 600 нейронов и в несколько раз большее число нервных волокон.

Электрическое раздражение может активировать афферентные проекции, связанные с разными субстратами мозга, участвующими в интеграции эмоций или мотиваций. При этом возникает определенный сдвиг состояния, близкий к мотивационному или эмоциональному, хотя, очевидно, и не столь специфичный, как при натуральных состояниях, так как электрическое раздражение не имеет селективного характера.

Под влиянием доминирующей мотивации или наведенного эмоционального состояния того или иного качества находящиеся в окружении предметы (или другие животные) приобретают характер «пусковых» стимул-объектов и порождают определенный вид поведения.

Электрическое раздражение может захватить так называемые триггерные зоны эмоциональных реакции, т. е. тот нервный субстрат, активацией которого в норме «запускаются» эти реакции. В этом случае ответная реакция не должна отличаться от естественной эмоции, ибо весь механизм ее развития  отличается от натурального.

Однако концепция "триггера" эмоций нуждается в выявлении и доказательстве специфических источников активации этих механизмов в физиологических условиях, поскольку электрическая стимуляция не может считаться адекватным видом «запуска» подобных механизмов.

Сам факт возникновения разнообразных психических, в том числе эмоционально-аффективных, проявлений после внедрения в клинику метода вживленных электродов и лечебной электростимуляции отдельных субстратов мозга не вызывает более сомнений, но механизмы такого «запуска» психических процессов пока не расшифрованы. Очевидно, что они возникают не на «кончике электрода»[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

 

Определение степени концентрации и устойчивости внимания с помощью методики «Перепутанные линии».

 

Протокол исследования № 1.

Дата: 16. 12. 2012г.

Испытуемый: Сергей.

Социальное положение: работает.

 Возраст: 32 года.

 Самочувствие испытуемого: удовлетворительное.

 Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.

 Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».

 Экспериментальный материал: бланк методики «Перепутанные линии», ручка, секундомер.

 Процедура проведения: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

 В нашем случае исследование  проходило индивидуально с ограничением  времени выполнения задания.

Инструкция:  «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Время на работу отпущено 10 минут. По моему сигналу "Стоп!" прекратите работу».

Бланк ответа: смотри «Приложение №1»

Отчёт испытуемого: инструкция была понятна, плохое качество печати (невозможность определения пересечения линий), работа не вызвала сильного интереса.

Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей. При выполнении задания у испытуемого преобладала установка на скорость; испытуемый в начале испытания уверен в себе, не проверяет себя, на второй минуте испытуемый начал проверять себя; после семи минут исследования испытуемый пытается помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, сопровождает слежение за линиями звуками. После исследования испытуемый сказал, что считает свой результат не очень хорошим.

Обработка результатов: Обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными).

 

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более- отлично;

10- 18- хорошо;

4- 9- удовлетворительно;

3 и менее не удовлетворительно.

 

Наш испытуемый проследил 17 линий, при этом допустил 3 ошибки, таким образом у испытуемого хорошая степень концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Интерпретация: у испытуемого хорошая степень концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Вывод: уровень не вербального интеллекта нормальный, выше среднего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол исследования № 2.

Дата: 16. 12. 2012г.

Испытуемый: Виктория.

Социальное положение: в декретном отпуске.

 Возраст: 25 лет.

 Самочувствие испытуемого: удовлетворительное.

 Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.

 Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».

 Экспериментальный материал: бланк методики «Перепутанные линии», ручка, секундомер.

 Процедура проведения: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

 В нашем случае исследование  проходило индивидуально с ограничением  времени выполнения задания.

Инструкция:  «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Время на работу отпущено 10 минут. По моему сигналу "Стоп!" прекратите работу».

Информация о работе Основные подходы к решению проблемы «мозг и психика»: физикалистский, бихевиоральный, функциолистский