Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:51, лекция
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов и механизмы согласования их целей. Основными субъектами микроэкономики являются: домашние хозяйства и потребители, фирмы, отдельные предприниматели, а также наемные рабочие. Она рассматривает поведение отдельного индивида или отдельного домашнего хозяйства, отдельной фирмы, а также изучает функционирование рынка отдельно взятого товара.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ФИРМЫ»
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИРОДЕ ФИРМЫ
1. Предмет и методология курса «Экономическая теория фирмы»
В экономической теории существуют два уровня анализа – макроуровень и микроуровень. Поэтому общая экономическая теория дает начало двум самостоятельным наукам - макро- и микроэкономике.
Макроэкономика изучает экономику в целом, в масштабе страны, обращая внимание на такие крупномасштабные явления, как: занятость, безработица, инфляция и причины ее возникновения, предложение денег в экономике, государственный долг, государственный заем, налоговая система и экономические циклы. Выявляет причины сложившейся в экономике страны какой-либо экономической ситуации и прогнозирует ее дальнейшие изменения.
Микроэкономика
изучает поведение отдельных
экономических субъектов и
Микроэкономика включает в себя три основные части:
1) спрос и предложение;
2) теория потребительского выбора;
3) теория фирмы.
Теория фирма является основным разделом микроэкономики. При этом фирма играет роль центрального механизма саморегулирования и саморазвития общества.
Предметом курса «Экономическая теория фирмы» является познание логики поведения фирмы в рыночном хозяйстве, а также принятие ею решений по поводу распоряжения экономическими благами. Фирма - есть основной экономический инструмент рыночного хозяйства, нацеленный на коммерческий успех. Фирма является основной, организационной единицей бизнеса, тогда как предприятия являются основной технологической единицей бизнеса.
Теория фирмы обладает также определенными методами исследования. Метод формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, места данной науки в общей системе знаний и специфические методы исследования. Основными методами теории фирмы (как и микроэкономики в целом) являются:
1. Метод индукции и дедукции. Индукция - есть выведение различных теорий, основываясь на фактах (от частного к общему). Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.
2. Метод
научной абстракции
3. Метод анализа и синтеза. Анализ – метод расчленения целого на части, синтез – объединение раздробленного воедино.
4. Нормативный
и позитивный анализ. Позитивный
анализ дает констатацию
5. Предельный
анализ. Его сущность заключается
в рассмотрении явлений, как
в законченном виде, так и измененном.
В данном случае фирма
6. Метод
сравнения. Предполагает
7. Метод аналогии – это перенесение одного или ряда известных свойств с известного явления на неизвестное.
7. Метод моделирования – это процесс формализованного описания какого–либо явления, отражающий взаимосвязь между факторами, абстрагирование от второстепенных элементов системы и концентрация на главных, влияющих на результат.
Модели делятся на математические, графические, вербальные.
Кроме того, выделяют равновесные и оптимизационные модели. Равновесные показывают зависимость системы от воздействующих на нее факторов. Оптимизационные модели исходят из концепции экономического рационализма, отражая максимизацию выгод при минимуме затрат.
2. Теория фирмы: альтернативные подходы
В настоящее время различают 3 альтернативных подхода в изучении поведения фирм: 1) неоклассический, или маржиналистский; 2) неоинституциональный; 3) бихевиористский1.
2.1. Общая характеристика неоклассического подхода
Исторически
зафиксировано три школы
Представители австрийской школы - Карл Менгер, Фридрих Визер разработали маржиналистскую теорию, рассмотрели полезность одного блага в сравнении с другим, определили цену спроса и предложения. Согласно их теории в основе стоимости благ лежат субъективные оценки предельной полезности и редкости, которые формируются участниками рынка. Считается, что поведение участников рынка всегда рационально. Таким образом, австрийские представители абстрагировались от трудовой теории стоимости и свели стоимостное определение вещей к их полезности. Они доказали, что полезность одной и той же вещи может быть различной, в зависимости от того, насколько насыщен рынок тем или иным товаром. Решающим значением для хозяйственной оценки выступает предельная полезность, т.е. полезность последней единицы блага. Если предельная полезность равна нулю или отрицательной величине, то данная вещь или благо перестает быть экономичным.
Наиболее яркими представителями лозаннской школы являются Леон Вальрас и Вильфредо Парето. Вальрас построил модель общего рыночного равновесия, Парето ввел функцию предпочтения и предложил математическую интерпретацию полезности, используя для этого кривые безразличия. Именно представители данной школы широко использовали дифференциальное и интегральное исчисление для иллюстрации различных рыночных ситуаций. Эту школу еще называли математической.
Англо-американская школа, ее представители Пол Самуэльсон, Альфред Маршал, Уильям Джевонс, Колин Кларк, развили математическую интерпритацию экономических процессов. С именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма. Джевонс оперирует математическим понятием предельной полезности. Им выведено уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства.
Маршал
в своих работах уделял внимание
выявлению количественных взаимосвязей
между различными элементами экономической
системы. Применил к экономическому
анализу математическое значение функций,
является сторонником эволюционной
теории развития экономики. В качестве
основного объекта анализа
В целом,
все школы неоклассиков отличаются
поиском путей оптимизации
В настоящее время неоклассическая теория является господствующей теорией, т.е. все современные экономические исследования опираются на теоретическую базу неоклассики.
В исследовании
фирмы все неоклассики
Классическая «модель» поведения фирмы в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции, т.е. каждая фирма осуществляет экономические расчеты объемов выпуска и количества необходимых для этого ресурсов. В общем виде - это и есть расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде: Q = f (L, K), где Q – объём выпуска продукции, L – количество используемого труда, K – объём капитала.
Для каждой
фирмы вычисление собственной производственной
функции означает нахождение оптимального
соотношения факторов производства
для определённого объема выпуска.
Для минимизации издержек фирма
выпускает такое количество продукции,
при котором предельные издержки
равны рыночной цене. При соблюдении
этого условия прибыль
Кроме того, неоклассиками рассматривается горизонтальный и вертикальный размер фирм. Горизонтальный размер определяется положительным эффектом от масштаба, т.е. производство нескольких товаров в рамках одного предприятия предполагает меньшие затраты, чем производство тех же самых товаров и в том же объеме на нескольких других предприятиях.
Вертикальный
размер определяется выбором фирмы
между покупкой сырья на рынке
и производством его внутри фирмы.
Фирма будет вертикально-
Необходимо также отметить, что неоклассический подход не рассматривал организационные проблемы фирмы, а также проблемы, связанные с принятием фирмой решений, договорные отношения и контроль за выполнением обязательств.
2.2. Неоинституциональная теория. Трансакционная концепция
В центре внимания неоинституционализма лежат объяснения существования многообразия деловых предприятий, а также проблем мотивации труда, объяснение пределов роста фирмы, вопросы организации фирмы, проблемы контроля и планирования.
Неоинституционалисты понимают под фирмой, прежде всего, социальный институт, т.е. общность людей, объединенных едиными мотивами деятельности. Они предполагают, что фирма является механизмом реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, именуемые трансакциями. Трансакционная концепция наиболее известна в рамках данного направления, согласно ей фирма рассматривается как сеть взаимовыгодных контрактов. Расторжение и перезаключение сделок несет ряд дополнительных издержек.
Наиболее известным представителем неоинституционализма является Рональд Коуз. Им была впервые обоснована контрактная природа фирмы и введено понятие трансакционных издержек2. Фирма по Коузу - это коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация издержек.
Представители неоинституционализма для объяснения существования фирмы ввели такие понятия, как оппортунистическое поведение, ассиметрия информации и трансакционные издержки.
Оппортунистическое поведение фирм - есть снижение ими цены на товары по сравнению с имеющейся ценой на рынке. Данное поведение будет иметь место только в том случае, когда разница цен высока по сравнению с издержками на поиск информации о более низкой цене других производителей. Чем больше продавцов на рынке, тем при прочих равных условиях, менее вероятен поиск покупателями фирм, способных предоставить более низкие цены. Экономическая прибыль продавцов за счет цен, превышающих предельные издержки, вызовет вход новых фирм на рынок. Остаточный спрос каждой фирмы будет понижаться до тех пор, пока средние издержки не достигнут уровня рыночной цены, а экономическая прибыль - уровня нуля. В этом случае на рынке возникнет равновесие, которое свойственно рыночной конкурентной монополии. Но основным отличием здесь является не разнообразие товаров, а неинформированность покупателей.
Ассиметрия информации – это ситуация когда одна группа владеет необходимой для ведения дел информацией, а другая нет. Симметричное распределение информации происходит только в условиях совершенной конкуренции, когда цена определяется только спросом и предложением и соответствует альтернативным издержкам. Во всех других типах рыночных ситуаций информация распределяется ассиметрично.
Оппортунистическое поведение основывается на ассиметричном распределении информации.
Трансакционные издержки не связаны с производством как таковым, а с вязаны с сопутствующими ему затратами.
Р. Коуз классифицировал трансакционные издержки следующим образом: 1) издержки, связанные с поиском информации о контрагентах, а также ценах и ценовых ожиданиях; 2) издержки, связанные с разработкой и ведением переговоров по условиям контрактов и заключению сделок; 3) издержки, связанные с принятием системы стандартов, контролем за уровнем количества, потерями от ошибок; 4) издержки по правовому регулированию собственности, соблюдению правового режима; 5)издержки, связанные с нарушением условий контракта.
Р. Коуз впервые в рамках неоинституционализма объединил проблемы организации и анализ издержек, добавив к ним аппарат сравнительных исследований, и за эито получил Нобелевскую премию.
2.3. Бихевиористское объяснение теории фирмы
Бихевиоризм
изначально возник как направление
в психологии. Основатель бихевиоризма
- Джон Б. Уотсон. В 20-е годы прошлого
столетия бихевиоризм стал проникать
в другие науки. Бихевиоризм в
экономике – изучение психологических
аспектов поведения потребителя
в процессе выбора и покупки товара,
выявление мотиваций и
ТЕМА 2. ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ