Основные подходы к природе фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:51, лекция

Краткое описание

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов и механизмы согласования их целей. Основными субъектами микроэкономики являются: домашние хозяйства и потребители, фирмы, отдельные предприниматели, а также наемные рабочие. Она рассматривает поведение отдельного индивида или отдельного домашнего хозяйства, отдельной фирмы, а также изучает функционирование рынка отдельно взятого товара.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 35.75 Кб (Скачать)

 

1. Понятие фирмы, функции,  принципы организации

Термин «фирма»  впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных  областях Италии на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия и характеризовались следующими признаками:

1) использование  подневольного труда; 

2) традиционный  характер деятельности;

3) второстепенная  роль в экономике по сравнению  с господствующим в то время  нетоварным типом ведения хозяйства.

Современная фирма представляет собой организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров  и услуг с целью получения  прибыли.

К функциям фирмы  относят:

1) ресурсную  - предполагает концентрацию и  использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным  и стоимостным характеристикам  должны быть пригодны для производства  конкурентоспособной продукции.  Реальная фирма, действующая в  условиях рыночной среды, может  приобрести только доступные  ресурсы, поскольку имеет ограниченные  возможности. Отсюда вытекает  с одной стороны, качественная  однородность фирмы, а с другой  стороны, перед каждой фирмой  встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей  использовать сильные стороны  тех ресурсов, на которые была  сделана ставка.

2) организационную  функцию - организация определенного  вида производства. При этом влияние  рыночной среды на фирму проявляется  на «входе» в производственный  процесс через цены и качество  потребляемых ресурсов и на  «выходе» из него через спрос  на готовую продукцию. Сама  же организация производства, т.е.  выбор технологий, создание стимула  к труду, контроль качества, структура  управления является сугубо внутрифирменным  делом.

3) сбытовую  функцию – осуществление фирмой  сбытовой деятельности. Готовая  продукция может быть доведена  до потребителя с помощью различных  схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование  реализации продукции с использованием  маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного  вида доставки продукта до  конечного потребителя оказывает  влияние на стоимость произведенной  продукции. Поэтому фирма в  состоянии регулировать стоимость  выпускаемой продукции посредством  установления тех или иных  схем продажи товаров.

4) функцию  получения прибыли и несение  риска. Прибыль является целью  деятельности фирмы и служит  источником ее дальнейшего развития. Однако помимо прибыли фирма  может нести убытки, что связано  с несением ею рисков и обусловлено  функционированием в изменчивой  рыночной среде. Готовность фирм  рисковать является непременным  условием гибкости всей экономики,  а также потенциальной возможностью  получения сверх прибылей.

5) творческую функция и накопление опыта. Предпринимательский талант является одним из факторов производства. Некоторые исследователи выделяют его в качестве пятого фактора производства наряду с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.

Основные  цели фирмы:

1) максимизация  экономической прибыли; 

2) максимизация  продаж;

3) завоевание  престижа фирмы на рынке; 

4) ограничение  проникновения других фирм на  данный рынок.

Основные  принципы организации фирм:

1) фирма базируется  на иерархическом принципе организации  экономической деятельности;

2) принцип  концентрации средств производства, в то время как на рынке существует обособление средств производства;

3) использование  прямых методов контроля, в то  время как на рынке присутствуют  косвенные методы контроля;

4) единоначалие, которое основывается на административных  формах управления.

 

2. Преимущества и недостатки базовых  форм организации предпринимательской  деятельности

Для исследования деятельности отдельной фирмы в  рыночной экономике необходимо рассмотреть  организационную структуру фирмы. Среди многообразия форм организации  предпринимательства принято выделять три основных формы:

1) единоличное  владение или частнопредпринимательская  фирма;

2) партнерство; 

3) корпорация.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах,  управляет фирмой, получает всю прибыль или остаточный доход и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.

Достоинства данной формы организации бизнеса: простота и дешевизна организации  и управления, свобода и оперативность  деятельности, а также сильный  экономический стимул, т.е. возможность  получения всей прибыли одним  лицом.

К недостаткам  относят: ограниченность финансовых и  материальных ресурсов, связанных, как  правило, с недостаточностью собственных  средств, а также с трудностью получения кредита; отсутствие развитой системы внутренней специализации  производственных и управленческих функций; существование неограниченной ответственности, т.е. в случае банкротства  собственник рискует не только капиталом, но и личной собственностью.

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат здесь всем партнерам, однако по степени участия в деятельности фирмы партнерства бывают разными. В некотором случае партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, т.е. помимо внесения средств участвуют в управлении. Некоторые играют пассивную роль, т.е. участвуют в распределении конечной прибыли на вложенные средства. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, т.е. наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничена внесенным вкладом.

Преимущества  партнерства: легко организуются, преобладает  более высокая степень специализации, шире возможности использования  и привлечения финансовых ресурсов.

Недостатки  партнерства: высока вероятность несовместимости  интересов партнеров; большое количество участников может делать управление фирмой довольно затруднительным и  неоперативным; выход одного участника  влечет за собой, как правило, распад фирмы; каждый партнер несет ответственность  не только за результаты собственных  решений, но и за последствия действий другого партнера.

Корпорация – правовая форма бизнеса, отличная от двух предыдущих разделением функций собственности и функций контроля. Владение тем или иным объемом прав выражается количеством акций, что дает возможность привлекать финансовые средства множества участников через выпуск и продажу акций.

Преимущества: высокие возможности привлечения  дополнительного финансирования; облегченный  доступ к кредитным ресурсам; принцип  ограниченной ответственности; более  высокая специализация и возможность  широкого привлечения высококвалифицированных  кадров; применение технологий массового  производства; стабильность и продолжительность  существования.

Недостатки: сложность организации, возможность  злоупотребления управляющими корпорацией  своим положением или разглашение  коммерческой тайной; двойное налогообложение.

 

 

 

3. Количественные и качественные  критерии разграничения типов  деловых предприятий

Многообразие  типов фирм классифицируется по ряду признаков: 1) количественные критерии: объем продаж или выручка от реализации продукции, активы фирмы, размер оборотного капитала, уставный капитал, чистая прибыль  фирмы, численность занятых.

2) качественные  критерии: форма собственности, вид  хозяйственной деятельности, страна  базирования материнской компании, организационно– правовая форма и организационно–экономическая форма.

 

4. Характеристика коммерческих  предприятий

 

Таблица 1.2.

 

Основные  организационно-правовые формы коммерческих предприятий, регламентированные на территории Российской Федерации

 

Формы

Разновидности и их характеристики

1.Хозяйственные товарищества

Полные товарищества

Товарищества на вере (коммандитные)

Участники (полные товарищи) в соответствии с  заключенным между ними договором  занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества (т.е. обязательное трудовое участие) и несут ответственность  по его обязательствам, принадлежащим  им имуществом (неограниченная ответственность), складочный характер уставного капитала. Предполагает солидарную субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Участники состоят из полных товарищей и  одного или нескольких участников (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах сумм, внесенных ими вкладов (ограниченная ответственность), и не принимают участия в предпринимательской  деятельности товарищества.

 

 

Не разрешено выпускать ценные бумаги поскольку уставной капитал хозяйственных товариществ именуется складочным, разделен на доли или вклады учредителей, что не дает возможность выпуска ценных бумаг.

Отсутствуют в полной мере органы управления, что обусловлено спецификой принципа неограниченной ответственности.

2.Хозяйственные общества

«ООО»

«ОДО»

«ОАО»

«ЗАО»

Участники общества не отвечают по его обязательства  и не несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Не разрешено выпускать акции, но имеют право выпуска облигаций

Участники солидарно несут субсидиарную ответственность (неограниченную) по его обязательствам всем своим имуществом, но в одинаковом для всех кратном размере к  стоимости их вкладов, определенных в учредительных документах.

Участники могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров. Общество проводит открытую подписку на свои акции и их свободную продажу.

Акции общества распространяются только среди  его учредителей или заранее  определенного круга лиц. Общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и предлагать их неограниченному кругу лиц. Верхний  предел численности общества 50 человек.

 

 

 

 

Уставной капитал именуется  складочным, отсутствуют органы управления

Уставный  капитал именуется акционерным, существует полный спектр органов управления

Дочернее общество

Зависимое общество

 

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное, материнское, головное) хозяйственное  общество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (в силу преобладающего участия в  его уставном капитале либо в соответствии с заключенным договором).

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество (преобладающее, участвующее  общество) имеет более 20% голосующих акций (простые акции) акционерного общества или 20% уставного капитала «ООО».

3.Производствен-

ный кооператив (артель)

 

Добровольное  объединение граждан на основе членства для совместной производственной или  иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии (и ином участии) и объединении его участниками  имущественных, паевых взносов. Уставной капитал состоит из паевых взносов  и называется паевым капиталом.

Участники несут по обязательствам кооператива субсидиарную (неограниченную) ответственность. Число членов кооператива  не должно быть менее пяти. Кооператив не вправе выпускать ценные бумаги.

4. Государствен-

ные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные)

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, cоответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Имущество находится в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве оперативного управления. Предприятие создается  по решению  Правительства РФ на базе федерального имущества и РФ несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам казенного предприятия.

Не  вправе выпускать ценные бумаги


 

1 Черкашина Т.А. Экономическая теория фирмы: Учебное пособие/ РГЭА. – Ростов-на-дону, 1999. – с. 22 – 23.

2 Трансакция – сделка, соглашение, сопровождаемое взаимными уступками.


Информация о работе Основные подходы к природе фирмы