Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.
Введение……………………………………………………….…………......………3
1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств............4
1.1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств………4
2. Основные подходы к типологии государств…….…………………………...8
1. Основные подходы к типологии государств…………………………………..8
2.. Типы государств согласно формационной теории……………………………..9
2.3. Личностный подход к типологии государств…………………………………13
2.4. Цивилизационный подход к типологии государств…………………………..15
25. Цивилизационная концепция А. Дж. Тойнби….. …………………………….18
Заключение………………………………………………………...............….……23
Список использованных источников…………………………………….……...24
Оглавление
Введение……………………………………………………….
1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств............4
1.1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств………4
2. Основные подходы к типологии государств…….…………………………...8
2.3. Личностный подход к типологии государств…………………………………13
2.4. Цивилизационный подход к типологии государств…………………………..15
2.5. Цивилизационная концепция А. Дж. Тойнби….. …………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….……...
Введение
В многовековой
истории человечества существовало, сменяя
друг друга, большое количество государств,
да и сейчас их немало. В связи с этим, важное
значение имеет проблема их научной классификации.
Такая классификация, отражающая логику
исторического развития государства,
позволяющая объединить их в группы на
основе определенных критериев, называется
типологией. Типология – это учение о
типах, больших группах тех или иных объектах,
обладающих набором общих, характерных
для каждого типа признаков. Таким образом,
типология – это своеобразная научная
классификация. Типология направлена
на упорядочение полученных данных об
объекте, о возможных формах его существования.
Типология
государства представляет собой довольно
сложный и в то же время очень важный вопрос
в теории государства и права. Исторический
путь развития государства насчитывает
уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий,
веков и даже десятилетий назад государства
были совсем не такими, какими они являются
в настоящее время. Теория государства
и права пытается определить основные
этапы исторического развития государства,
сформулировать логику развития государства.
Считается, что на каждом этапе исторического
развития государство приобретает определенную
совокупность черт, признаков, которые
позволяют отнести его к определенному
типу государств.
Сразу же следует отметить, что вопрос
о понятии «тип государства» относится
к числу дискуссионных и не имеет единообразных
трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной
литературе. Это объясняется в значительной
степени многообразием подходов, которые
сложились в науке относительно понимания
основных критериев типологии государства.
Целью работы является освещение основных
подходов к типологии государств, представление
точек зрения ведущих ученых по данному
вопросу. В настоящее время особенно актуальным
является цивилизационный подход к типологии
государств, представленный трудами таких
западных ученых как А. Тойнби и С. Хантингтон.
Цивилизационная концепция, разработанная
в трудах Тойнби, внесла огромный вклад
в развитие цивилизационного подхода
к типологии государств в современной
науке, поэтому взгляды именно этого ученого
наиболее подробно представлены в данной
работе.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТИПА ГОСУДАРСТВА.
ЦЕЛЬ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
1.1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств
Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами.
В отечественной науке понятие «тип государства» длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший этап.
В настоящее время категория «тип государства» служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт. В целом характеристика каждого конкретного государства должна быть многоуровневой: вначале определяется тип государства, затем его форма во всех трех измерениях – форма правления, государственное устройство и политический режим. Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства [25]. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Ответ на вопросы - каким было государство и право на различных этапах общества, как они соотносились между собой и многие другие подобные этим вопросы - логически подводит к необходимости выделения из совокупности всех когда-либо существовавших, ныне существующих и тех, которые появятся в будущем, государств и правовых систем определенных типов государства и права, к необходимости их типологии ("типизации") или классификации.
Исторический процесс развития государства и права - это не временный и не локальный, а единый, непрерывно протекающий, глобальный процесс. Его нельзя не учитывать не только при рассмотрении всемирной истории развития человечества как единого естественно-исторического процесса, но и при решении проблем типизации государства и правовых систем.
Справедливости ради, однако, следует отметить, что не все авторы разделяют данную точку зрения. Западный философ К. Поппер пытается доказать, например, что «единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой власти». Последнюю, по мнению исследователя, обычно возводят в ранг мировой истории. Реальной всеобщей историей человечества, считает Поппер, если бы таковая была, должна была бы быть история всех людей, а значит — «история всех человеческих надежд, борений и страданий, ибо ни один человек не более значим, чем любой другой». Ясно, делает вывод автор, что такая реальная история не может быть написана. Мы должны от чего-то абстрагироваться, должны чем-то пренебрегать, осуществлять отбор. Тем самым мы приходим не к одной, а к множеству историй [9].
Следуя данному выводу, необходимо было бы отказаться от идеи классификации и типизации государства и правовых систем, рассматривать их с заранее известным — нулевым результатом «в общем и целом, как государство и право вообще».
Точка зрения Поппера в подавляющем большинстве случаев не разделяется ни отечественными, ни зарубежными авторами. Преобладает мнение о всеобщности, непрерывности и глобальности исторического процесса, в рамках которого протекает процесс развития государства и права, и осуществляется их типизация. Говоря о содержании и назначении типологии государства и права, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности, мыслительная операция. Типология государств и правовых систем должна производиться на строго определенной основе, в соответствии с подтвержденными самой жизнью и социально-политической практикой объективными критериями. В научной литературе высказано множество точек зрения по этому вопросу. Соответственно, было предложено не меньшее количество вариантов решения данного вопроса. Основной спор, уже в течение ряда столетий, ведется вокруг двух основных групп проблем, а именно — вокруг требований, которым должны отвечать предлагаемые критерии (критерий), а также вокруг видов данных критериев.
В процессе проведения типологии государств ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным правом и другими.
В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем.
Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах государства и права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов государства и права является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политического содержания и назначения, ни изменения их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.
Во-вторых, в том, что типология вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права тех или иных стран.
В-третьих, в том, что процесс типологии государств и правовых систем позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам государства и права, изучение всего процесса естественно-исторического развития государства и права в целом с процессом развития его отдельных составных частей, конкретных исторических ступеней.
В-четвертых, в том, что в процессе типологии государств и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.
И, наконец, в-пятых, в том, что процесс типологии государств и правовых систем создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в различных странах на остро научной, подтвержденной жизнью основе.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
2.1. Основные подходы к типологии государств
Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение этих вопросов в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход. В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом [3].
В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и цивилизационный подход. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.
В самом
общем виде понятие «цивилизация» можно
определить как социокультурную систему,
обеспечивающую высокую степень дифференциации
жизнедеятельности в соответствии с потребностями
сложного, развитого общества и вместе
с тем поддерживающего его необходимую
интеграцию через создание регулируемых
духовно-культурных факторов и необходимой
иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный
подход к решению вопроса о соотношении
государства и социально-экономического
строя исходит из стремления покончить
с абсолютизацией материально-экономического
начала, из взгляда на государство с предельно
широких позиций определяющего воздействия
на него духовно-нравственных и культурных
факторов общественного развития. В отличие
от формационной теории, обосновывающей
наличие детерминации государства экономическими
причинами, цивилизационная теория доказывает
существование детерминации духовными
факторами, которые могут блокировать,
или поощрять развитие государства. Но
было бы неверным в характеристике и понимании
государства стоять на позициях признания
равноправности двух подходов, или представлений,
что цивилизационное влияние на развитие
государства, осуществляется в рамках
формационного, базисно-надстроечного
и социально-экономического подхода.
Сторонники этого аргумента полагают
следующее: в основе государства лежат
экономические факторы, но влияние на
них достигается выработкой таких стереотипов
поведения, которые либо способствуют,
либо мешают производительному труду.
А стереотипы поведения, трудовая мораль,
менталитет человека формируются именно
в той сфере человеческой деятельности,
которая характеризуется как культура,
или цивилизация. В итоге цивилизация
влияет на социальную организацию общества.
Культурно-идеологические принципы жизни
вполне способны ослабить влияние способа
производства, и тем самым, прервать поступательное
формационное развитие как производства,
так и процесса формирования и функционирования
государства. Пример – это циклическое
развитие государственных форм в странах
арабского мира, Китае, Америке до XX века
и т.д. [4]. И наоборот, социокультурные,
духовные факторы могут усилить формационный
прогресс экономики и государственно-правовой
сферы. В Европе протестантская церковь
с ее культом труда и трудовой этики сыграла
роль катализатора капиталистической
эволюции региона и вызревания адекватных
ей государственно-правовых начал. Каждое
государство становится полем борьбы
двух видов воздействия на него: формационного
и цивилизационного. Какой из них победит,
сказать заранее нельзя. Именно с этим
связана многовариантность развития в
государственной и других сферах общественной
жизни. Поэтому правильное понимание соотношения
государства с социально-экономическим
строем предполагает использование обоих
подходов. Однако, исторический опыт государственности
показывает, что жесткая привязка природы
того или иного государства к социально-экономической
формации не дает ответа на многие вопросы.
В работах
А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются
те культурные цивилизационные критерии,
которые позволяют классифицировать различные
типы государств. Например, у
С. Хантингтона выделяются христианские,
особенно православные, и мусульманские
цивилизации, которые, по его прогнозу
уже вошли в противостояние. Такой подход
наполняет конкретным содержанием такие
категории, как «Восток-Запад» и «Север-Юг».
Формационные критерии мало что объясняют
в современных государственных противоборствах
внутреннем развитии конкретного государства.