Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.
Введение……………………………………………………….…………......………3
1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств............4
1.1. Понятие и признаки типа государства. Цель типологии государств………4
2. Основные подходы к типологии государств…….…………………………...8
1. Основные подходы к типологии государств…………………………………..8
2.. Типы государств согласно формационной теории……………………………..9
2.3. Личностный подход к типологии государств…………………………………13
2.4. Цивилизационный подход к типологии государств…………………………..15
25. Цивилизационная концепция А. Дж. Тойнби….. …………………………….18
Заключение………………………………………………………...............….……23
Список использованных источников…………………………………….……...24
Завершая изложение основных положений концепции Тойнби, отметим что слабыми сторонами цивилизационной концепции и цивилизационного подхода являются:
1. недооценка социально-экономических факторов;
2. существования множества критериев и несовпадающих классификаций;
3. отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.
К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности.
Заключение
В
курсовой работе были представлены типы
государств, согласно двум основным подходам
– формационному и цивилизационному.
Особо нами был выделен личностный подход,
поскольку он наиболее близок к актуальному
и распространенному в современной науке
цивилизационному подходу, но по вполне
определенным причинам не отождествим
с ним. Современное понимание прогресса
государственности выдвигает на первый
план качество жизни, положение личности,
которое обеспечивает государство. Свобода
личности, благоприятные материальные
условия, возможность творческого самоутверждения,
наличие прав – эти и другие составляющие
«человеческого измерения» превращают
его в основной критерий оценок прогресса
государства. Причем человек – это не
абстракция, а вполне реальная личность,
более конкретная, чем те «классы» с их
отношением к средствам производства,
к собственности, которые населяют формационную
теорию.
В современной теории государства проявляется
конкретный критерий прогресса государственности.
Борьба за качество жизни наполняет реальным
смыслом существование многих коллективных
образований, конкретных личностей.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и сама история нашего государства свидетельствует о наличии недостатков и недоработок в данной теории. Вместе с тем, нельзя не отметить несомненной важности и актуальности упомянутой теории для времени ее появления в науке и последуюшего развития теории государства и права. Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Важно подчеркнуть, что необычайная актуальность цивилизационной концепции обусловлена затронутыми в ней глобальными проблемами современных государств, связанными с будущим человечества, с господством на мировой арене нескольких крупных, конкурирующих друг с другом держав. Именно выход цивилизационного подхода на упомянутые глобальные проблемы и делает этот, а не формационный подход наиболее актуальным для современной науки.
Список использованных источников
Учебники, монографии, брошюры
13. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999.
14. Чистяков О.И. «История отечественного гос-ва и права» М.: Юристъ, 2001.
Диссертации и авторефераты диссертаций
Периодические издания
16. Бади Б., Бирнбаум П. Переосмысление социологии государства // Международный журнал социальных наук, 1994, №4 (7). С. 17-36.
17. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. //Государство и право,
2001, №3. С. 94-100.
18. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений. //Общественные науки и современность, 1996, №4. С.45-55.
19. Натан Р., Хаффман Э.Современный федерализм: сравнительныеперспективы// Международная жизнь, 1991, №4. С. 35.
20. Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады //Свободная мысль,1999, № 3.
21. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права //СибЮрВестник, 2001, № 3.
22. Поздняков Е.А. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения, 1990, № 5.
23. Панфилова Т.В. Формационный и цивилизационный подходы: возможности и ограниченность // Общественные науки и современность. 1993, № 6, С. 33.
24. Чистяков О. И. Введение в историко-правовые науки // Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 1996, № 4, С. 5—6.
Электронные ресурсы
25. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник
Нижегородского Университета, 1999. [http ://www.unn.ru/rus/books/
26. Теория государства и права. 3. Понятие «тип государства» и его значение. [http: // www.kuda.ru/ distance/ur_1/ tgp - 2006/lek4. html]
27. Тойнби, Арнольд Джозеф. http// ru.wikipedia.org /wiki/
28. Хантингтон, Самюэль Филлипс. http// ru.wikipedia.org /wiki/
29. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994 - № 1 – С.33-48.
[http: // www.humanities.edu.ru 03/12/2005].
Защита курсовой работы.
Типология государств.
Понятие «тип государства» служит для обозначения общих черт государств, дающих возможность определить их типовую принадлежность, родство с другими государствами. Значение типологии в общетеоретическом и политико-практическом плане заключается в следующем: обеспечивается понимание внутренней логики исторического развития государства, типология выступает как основа научного предвидения будущности государства, позволяет осуществлять государственно-правовое строительство в различных странах на научной, подтвержденной жизнью основе.
Вопрос о понятии «тип государства» относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется многообразием подходов к пониманию основных критериев типологии государства.
Целью моей работы является освещение основных подходов к типологии государств, представление точек зрения ведущих ученых по данному вопросу. В курсовой представлены типы государств, согласно трем подходам – формационному, цивилизационному и личностному.
В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. В рамках формационного подхода выделены следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические, внешние условия и др. Выделяются переходные (промежуточные) типы государства. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» обусловлена тем, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
В
рамках цивилизационного подхода вместо
общественной формации выступает категория
«цивилизация». Цивилизация, по Тойнби, противопоставляется
примитивным обществам и характеризуется
иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В понятии цивилизационного типа государства
выражаются такие культурные особенности государства,
как:
1) отношения государства с природой;
2) межгосударственные отношения;
3) взаимоотношения государства с обществом.
Тойнби отрицает цивилизационное единство в человеческой истории и разделяет цивилизации на три поколения. Первое поколение — примитивные бесписьменные культуры. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», такое общество продолжает жить как будто «вызова» нет и гибнет, либо переходит на новый уровень развития, превращаясь в цивилизацию второго поколения.
Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, рынок. Возникают слои ремесленников, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы,
правовая система, самоуправление,
разделение властей.
Цивилизации третьего поколения
формируются на основе церквей: из первичной
минойской рождается вторичная эллинская,
а из нее — на основе возникшего в ее недрах
христианства — формируется третичная,
западноевропейская.
В своем 12-томном труде «Постижение истории» (1934-61), который посвящен фундаментальному анализу цивилизаций всемирной истории, Тойнби выделял 21 цивилизацию. Позже он выделял уже 36 цивилизаций и 5 «живых» цивилизаций третьего поколения: западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.
Цивилизации, по А. Тойнби, имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ – иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ.
Итак, Личностный подход. Здесь критерием типизации государств и их правовых систем является степень экономической, социальной, политической и духовной свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Ведь вся последующая история обществ – это история борьбы классов за свободу.
Западно-европейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
Немецкий политолог Р.Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая дня всех основа, и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.
В отечественной науке распространен собственно юридический подход
(Г.В. Назаренко), в котором критерием
типологии государств
В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.
Сословное государство законодательно закрепляет неравное положение разных классов и сословий. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан, которое не гарантирует равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката и не имеет связей в обществе.
В качестве
третьего типа формируется