Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:31, контрольная работа
Психофизиологическая проблема является одной из точек соприкосновения философии с группой частных наук и в первую очередь с физиологией высшей нервной деятельности животных и человека и психологией человека. Однако, весьма важно видеть единство и различие философского истолкования проблем материи и сознания, духовного и телесного, с одной стороны, и собственно научных или общенаучных подходов к исследованию связи психики и мозга - с другой.
Основные подходы к решению проблемы «мозг и психика»: физикалистский, бихевиоральный, функциолистский……………………………………..………2
Нарушения высших корковых функций при поражении теменных долей головного мозга......…………………………………………………………….....9
Метод вживлённых электродов как метод исследования…………………….13
Практическая часть………………………………………………………….......17
Определение степени концентрации и устойчивости внимания с помощью методики «Перепутанные линии»……………………………………………...17
Протокол исследования № 1……………………………………………………17
Протокол исследования № 2……………………………………………………19
Список литературы…………………………
Основная идея функционализма состоит в том, что виды ментальных состояний следует считать не видами физического (вообще не какими-либо свойствами, материальными или идеальными), а функциональными состояниями или отношениями. Следовательно, делается вывод о необходимости использовать не сущностную, а реляционную методологию. Существует множество вариантов функционализма, но все они имеют более или менее общие точки соприкосновения.
В русле функционалистской парадигмы решается проблема отношения психических явлений к мозговым процессам и различными представлениями «эмерджентистского материализма». Эмерджентное свойство, будучи историческим новообразованием, не допускает чисто физического объяснения, оно по необходимости носит функциональный характер. Не случайно разработка идей «эмерджентистского материализма» встретила поддержку со стороны ряда крупнейших западных нейрофизиологов, предпочитавших ранее картезианский дуализм неприемлемому для них физикалистскому редукционизму. Мы имеем в виду прежде всего задающегося исследователя мозга Р.Сперри, который еще более десяти лет назад примкнул к позиции «эмерджентистского материализма», широко используя его теоретические установки для объяснения связи психических явлений с мозговыми процессами. Другим примером может служить известный физиолог Д.Хебб, написавший предисловие к книге М.Бунге, в которой защищается один из вариантов «эмерджентистского материализма»[1].
В отечественной психологии сложилось общепринятое понимание психики как отражения действительности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев и другие). Теория отражения разрабатывалась также в философской литературе (Т. Павлов, Б.С. Украинцев, В.С. Тюхтин, А.Д. Урсул) и разделялась таким крупным физиологом как П.К. Анохин. Такое понимание сущности психики исходит из положения о нерасторжимой связи организма и среды, как двух взаимодействующих подсистем. Оно постулирует адаптивное поведенческое взаимодействие живых существ со средой и друг с другом и предполагает внутреннюю репрезентацию характеристик мира. Такая концепция ясно указывает на реальное место психики не только в организации поведения, но и мире в целом[3].
В последнее время такое понимание сущности психики подвергается сомнению по идеологическим соображениям, т.к. в свое время теория отражения была названа «ленинской».
Согласно концепции физиологических основ психической деятельности, сторонником которой является В.В. Орлов, психическое находится в глубокой зависимости от физиологического, но в той же мере подчиняет физиологическое, поскольку является высшим регулятором человеческого поведения. Рассматривая взаимоотношение психического и физиологического, как подчиненного всеобщим законам соотношения высшего и низшего, следует, однако, учесть, что психическое – идеально, а физиологическое – материальная функция мозга.
Необходимо отметить, что в настоящий момент имеются «концептуальные возможности». Они предложены Д.И. Дубровским, который в качестве «третьего понятия» выдвигает понятие информации. Положительным моментом информационной концепции является то, что она коррелирует с материалистическим мировоззрением и служит, в определенной степени, его обоснованию, так как показывает, что духовное выступает в качестве функционального свойства высокоорганизованных материальных систем, и развитие этого свойства прослеживается в ходе биологической эволюции.
И наконец, последние открытия в исследовании компьютерных технологий переводят проблему души и тела в новую плоскость, ставя вопрос о возможностях искусственного интеллекта.
П. Черчленд видит два или три альтернативно возможных решения проблемы души и тела, которые находят выражение в двух особенно активных программах исследования познавательного феномена. Первая относится к недавно сформированной области искусственного интеллекта, вторая – к области неврологии (т.е. науки, занимающейся эмпирическим исследованием мозга и нервной системы). На наш взгляд, даже сравнительно небольшая область эмпирических исследований, приведенных им в качестве примеров, является явным доказательством опоры эмпирического опыта на философское видение обсуждаемой проблемы взаимосвязи души (психического) и тела (физиологического).
Обнаруживается существенная связь между теоретическим решением проблемы «психика и мозг» и конкретными разработками проблематики искусственного интеллекта. Все это позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях парадигма функционализма создает наиболее адекватные общетеоретические и методологические предпосылки для разработки проблемы «психика и мозг», в частности, позволяет оптимальным образом организовать комплексные исследования в этой области, создавая единое концептуальное основание для осмысления результатов различных научных дисциплин[3].
Функционалистский подход связан с развитием кибернетики, теории информации, семиотики, системных и структуральных исследований. Средства функционалистского описания дают широкие возможности для охвата в единой концептуальной модели психических и нейрофизиологических явлений. Они позволяют логически корректно выражать такие свойства психического как смысл, ценностное отношение и интенциональность[1].
Нарушения высших корковых функций при поражении теменных долей головного мозга.
Теменная доля располагается каудальнее центральной борозды. Задней границей этой доли является теменно-затылочная борозда (sulcus parietooccipitalis). Границей между теменной и затылочной долями на дорсолатеральной поверхности полушария большого мозга служит условная линия - продолжение теменно-затылочной борозды книзу. Нижней границей теменной доли является латеральная борозда (ее задняя ветвь), отделяющая эту долю (ее передние отделы) от височной. В пределах теменной доли различают верхнюю теменную дольку и нижнюю теменную дольку, их разделяет внутритеменная борозда.[4]
В области теменной доли расположены первичная сенсорная или проекционная сенсорная корковая область (задняя центральная/постцентральная извилина) и ассоциативная теменная кора. Располагаясь между тактильной и зрительной корой, теменная доля имеет важное значение в перцепции трёхмерного пространства. В верхней теменной дольке интегрируются сенсорные потоки из первичной соматосенсорной коры с влияниями высших психических функций (внимание, мотивация и т.д.) особенно во время произвольных целенаправленных движений конечностями. Нижняя теменная долька, обладает ещё более сложными функциями. Здесь мультимодальная сенсорная информация (соматические ощущения, зрение и слух) интегрируются с процессами перцепции внутреннего и внешнего пространства, языка и символического мышления, направленного внимания на внешние объекты и на собственное тело.
При поражении теменных долей развиваются следующие синдромы:
Астереогнозис - нарушение опознавания предметов на ощупь, тактильная агнозия текстуры объекта (более грубая форма астерегнозиса), пальцевая агнозия - неспособность опознать собственные пальцы с закрытыми глазами, тактильная алексия (неспособность опознания цифр и букв, «написанных» на коже).
Расстройства гнозиса
тела (соматогнозия) - чаще больной плохо ориентируется
в левой половине тела («гемисоматоагнозия»),
что обычно наблюдается при поражении
теменной области правого полушария. Иногда
у больного возникают ложные соматические
образы (соматические обманы, «соматопарагнозия»)
— ощущения «чужой» руки, нескольких конечностей,
уменьшения, увеличения частей тела. При
правосторонних поражениях собственные
дефекты часто не воспринимаются, игнорируются
при уходе за телом и одеванием — «анозогнозия».
Больной игнорирует свою гемиплегию и
гемианестезию и может даже не признавать
левые конечности как свои собственные.
Модально-специфические дефекты (гностические,
мнестические) составляют первичные симптомы
поражения теменных постцентральных областей
коры; а моторные (речевые, мануальные)
нарушения можно рассматривать как вторичные
проявления этих дефектов в моторной сфере[5].
Отмечаются нарушения логических
операций и других интеллектуальных процессов.
Для больных характерны затруднения в
оперировании логическими отношениями,
требующими для своего понимания соотнесения
входящих в них элементов в некотором
условном, не наглядном пространстве (квазипространстве).
К последним относятся специфические
грамматические построения, смысл которых
определяется окончаниями слов (брат отца,
отец брата), способами их расстановки
(платье задело весло, весло задело платье),
предлогами, отражающими разворот событий
во времени (лето перед весной, весна перед
летом), несовпадением реального хода
событий и порядка слов в предложении
(я позавтракал после того, как прочел
газету) и т.д.
Интеллектуальные расстройства проявляются
нарушениями наглядно-образных мыслительных
процессов (типа мысленного манипулирования
объемными объектами или задач на «техническое»
мышление). Такие пациенты не могут прочесть
технический чертеж, разобраться в устройстве
технического механизма.
К основным проявлениям также относятся
и нарушения, связанные с операциями с
числами (арифметические задачи). Понимание
числа связано с жесткой пространственной
сеткой размещения разрядов единиц, десятков,
сотен (104 и 1004; 17 и 71), операции с числами
(счет) возможны только при удержании в
памяти схемы числа и «вектора» производимой
операции (сложение — вычитание; умножение
— деление). Решение арифметических задач
требует понимания условий, содержащих
в себе логические сравнительные конструкции
(больше - меньше на столько-то, во столько
раз и т.д.).
Все перечисленные нарушения особенно
отчетливы при левосторонних очагах поражения
(у правшей). При правосторонних поражениях
в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической
афазии; несколько иными становятся нарушения
счета и наглядно-образного мышления[5].
Итого, топически поражения теменных долей можно суммировать следующим образом:
I. Проявления поражения любой (правой или левой) теменной доли
1. «Корковый чувствительный синдром» (или тотальная гемианестезия при обширных острых повреждениях белого вещества)
2. Легкий гемипарез, односторонняя атрофия конечностей у детей
3. Гомонимная гемианопсия или нижнеквадрантная гемианопсия (за счет вовлечения медиальных волокон зрительной лучистости в теменной доле).
4. Снижение внимания к зрительным стимулам и иногда анозогнозия, игнорирование противоположной стороны тела и окружения
II. Проявления
поражения теменной доли
1. Нарушения речи (в особенности алексия)
2. Синдром Герстмана
3. Тактильная агнозия (двусторонний астереогноз)
4. Двусторонняя идеомоторная и идеаторная апраксии
III. Проявления
поражения теменной доли
1. Конструктивная апраксия
2. Потеря топографической памяти
3. Анозогнозия и апрактогнозия. Эти нарушения могут возникать при повреждении любого полушария, но чаще наблюдаются при повреждении недоминантного полушария
4. При поражении задних отделов теменной доли возможны зрительные галлюцинации, искажение зрения, повышенная чувствительность к раздражениям или спонтанная боль
Метод вживлённых электродов как метод исследования.
Важной вехой в развитии электрофизиологии было изобретение микроэлектродов, т. е. тончайших электродов, диаметр кончика которых равен долям микрона. Эти электроды при помощи микроманипуляторов, можно вводить непосредственно в клетку и регистрировать биоэлектрические потенциалы внутриклеточно. Микроэлектродная техника дала возможность расшифровать механизмы генерации биопотенциалов — процессов, протекающих в мембранах клетки[6].
Электрическая стимуляция мозга является плодотворным методом изучения функций его отдельных структур. Она осуществляется через введенные в мозг электроды в "острых" опытах на животных или во время хирургических операций на мозге у человека. Кроме того, возможна стимуляция и в условиях длительного наблюдения с помощью предварительно вживленных оперативным путем электродов. При хронически вживленных электродах, можно изучать особый феномен электрической самостимуляции, когда животное с помощью какого-нибудь действия (нажатия на рычаг) замыкает электрическую цепь и таким образом регулирует силу раздражения собственного мозга. У человека электрическая стимуляция мозга применяется для изучения связи между психическими процессами и функциями и отделами мозга. Так, например, можно изучать физиологические основы речи, памяти, эмоций.