Мозг и психика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Цель контрольной работы – рассмотреть психику и ее структуру.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Мозг и психика. Структура психики 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Контрольная Мозг и психика. Структура психики..docx

— 48.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Мозг и психика. Структура психики 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

список использованных источников 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Психология  – это наука о фактах, закономерностях  и механизмах психики как складывающегося  в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом  психологии является изучение «психики», «психического».

Структура современной  психологии включает разнообразные  отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения и  функционирования психических явлений  в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы  и закономерности человеческого  общения, взаимодействия и взаимоотношений  в группах людей, а также комплексные  групповые явления (социально-психологический  климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.). Предметом  возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с  возрастным развитием человека и  генезисом различных психических  функций.

Этимологически слово “психика”  (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Цель контрольной работы – рассмотреть  психику и ее структуру.

 

 

 

 

Мозг и психика. Структура психики

 

Давно замечено, что психические явления тесно  связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё  в первом тысячелетии до новой  эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 - ок. 377 г. до н. э.). В течение  более чем двухтысячелетней истории  развития психологических знаний она  оставалась неоспоримой, развиваясь и  углубляясь по мере получения новых  данных о работе мозга и новых  результатов психологических исследований. Мозг осуществляет психику как отражение объективного мира.

Психика –  функция мозга, заключающаяся в  отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом  отражении материальной действительности, в результате которого формируются  идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием  психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти  образы возникают у различных  людей своеобразно. Они зависят  от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния  и т.д. Иначе говоря, психика –  это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения  не означает, что это отражение  неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще  и понятием «сознание». Но понятие  психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в  себя сферу подсознания и надсознания. В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению
  • уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения
  • лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей [2, c. 67].

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психики являются:

• отражение;

• регулирование;

• сохранение целостности организма [4, c. 88].

Эти функции взаимосвязаны и  взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство  психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции  поведения».

Как следствие, осуществляется адаптация  живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных  функций обеспечивает целостность  психики, единство всех психических  проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.

На рис. 1 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.

 

 
 
Рисунок 1.1 - Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену)

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам:

1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального  мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции — субъективные реакции  человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся  в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают  в организме как результат  подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного  или приобретенного опыта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую  значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает  необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В  одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более  сложные и высшие процессы — чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат  систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство  или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную  позицию.

Чувства — результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной  жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и  обогащает наши контакты с внешним  миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

  • Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
  • Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
  • Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д. [3, c. 70].

Таким образом, психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов,/а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Информация о работе Мозг и психика