Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:05, реферат
Проблемой является то, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Тесная связь естественным образом существует, так как повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Мозг это центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозг).
Введение ...................................................................................................... 3
1. Структура мозга и психики человека ..................................................... 4
2. Психика,нервная система,мозг …………………………………………7
3. Психика и организм ……………………………………………………12
4. Основные психические процессы человека и их связь с мозгом ……..…17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………...…24
Оглавление
Введение ..............................
1. Структура мозга и психики
человека ..............................
2. Психика,нервная
система,мозг …………………………………………7
3. Психика и
организм ……………………………………………………12
4. Основные психические
процессы человека и их связь с мозгом
……..…17
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………...…
Введение
Тема данного
реферата «Мозг и психика: связь
основных структур мозга с психическими
процессами и состоянием человека»
занимает важное место при изучении
психологии личности в рамках дисциплины
«Психология и педагогика».
Каждый человек
в современном обществе должен обладать
научным знанием о психике человека. Эти
знания помогают в решении проблем, как
в повседневной, личной жизни, так и в сфере
профессиональной деятельности. Так же
такие знания активно используются специалистами
разных отраслей для решения, например,
проблем рационального распределения
функций между человеком и компьютером,
проблем проектирования автоматизированных
рабочих мест специалистов разных профилей,
проблем разработки систем искусственного
интеллекта, робототехники и других.
Проблемой является
то, что проявления психики человека
нельзя рассматривать только через
изучение деятельности мозга. Тесная связь
естественным образом существует, так
как повреждения или
Поэтому в реферате
будут рассмотрены: структура мозга и
психики человека, основные психические
процессы человека, связь структуры мозга
с психическими состояниями, психические
свойства человека.
Человек не просто
проникает в мир с помощью
своих познавательных процессов. Он
живет и действует в этом мире, творя его
для себя с целью удовлетворения своих
потребностей, совершает определенные
поступки. Психические процессы, состояния
и свойства вряд ли могут быть осмыслены
до конца, если их не рассматривать в зависимости
от условий жизни человека, от того, как
организовано его взаимодействие с природой
и обществом. Хотя все формы проявления
психики исследуются отдельно, в действительности
они связаны друг с другом и составляют
единое целое.
1.Структура
мозга и психики человека
Головной мозг
(лат. cerebrum, др.-греч. ἐγκέφαλος) — часть центральной
нервной системы подавляющего большинства
хордовых, её головной конец; у позвоночных
находится внутри черепа. В анатомической
номенклатуре позвоночных, в том числе
человека, мозг в целом чаще всего обозначается
как encephalon — латинизированная форма греческого
слова; изначально латинское cerebrum стало
синонимом большого мозга (telencephalon)[1].
Головной мозг
состоит из большого числа нейронов,
связанных между собой
Важнейшими
областями и деталями строения
мозга, имеющими отношение к
психике являются: левое и правое полушарие[2].
Психика человека
— качественно более высокий
уровень, чем психика животных. Сознание,
разум человека развивались в
процессе трудовой деятельности, которая
возникла в силу необходимости осуществления
совместных действий для добывания
пищи при резком изменении условий жизни
первобытного человека. И хотя видовые
биологически-морфологические особенности
человека устойчивы уже в течение тысячелетий,
развитие психики человека происходило
в процессе трудовой деятельности. Трудовая
деятельность имеет продуктивный характер;
труд, осуществляя процесс производства,
запечатлевается в своем продукте, т. е.
происходит процесс воплощения, опредмечивания
в продуктах деятельности людей их духовных
сил и способностей. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества — это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.Таблицу 1)[3].
Таблица 1.Структура
психики человека.
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства |
Ощущения | Эмоциональные | Характер |
Восприятие | Познавательные | Темперамент |
Внимание | Волевые | Способности, Направленность |
Память | ||
Мышление | ||
Речь | ||
Воображение |
Психические процессы
— динамическое отражение действительности
в различных формах психических
явлений. Психический процесс —
это течение психического явления,
имеющего начало, развитие и конец,
проявляющиеся в виде реакции. При
этом нужно иметь в виду, что конец психического
процесса тесно связан с началом нового
процесса. Отсюда непрерывность психической
деятельности в состоянии бодрствования
человека. Все психические процессы подразделяются
на познавательные — к ним относятся ощущения
и восприятия, представления и память,
мышление и воображение, эмоциональные—
активные и пассивные переживания, волевые—
решение, исполнение, волевое усиление
и т. д.
Психические процессы
вызываются как внешними воздействиями,
так и раздражениями нервной
системы, идущими от внутренней среды
организма. Психические процессы обеспечивают
формирование знаний и первичную регуляцию
поведения и деятельности человека. В
сложной психической деятельности различные
процессы связаны и составляют единый
поток сознания, обеспечивающий адекватное
отражение действительности и осуществление
различных видов деятельности. Психические
процессы протекают с различной быстротой
и интенсивностью в зависимости от особенностей
внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
2) эмоциональные
состояния, или настроения (жизнерадостное,
восторженное, грустное, печальное, гневное,
раздраженное и т. д.). Интересные исследования
имеются об особом, творческом состоянии
личности, которое называют вдохновением.
Психические свойства
личности – это высшие и устойчивые
регуляторы психической деятельности.
Под психическими свойствами человека
следует понимать устойчивые образования,
обеспечивающие определенный качественно-количественный
уровень деятельности и поведения, типичный
для данного человека.
Каждое психическое
свойство формируется постепенно в
процессе отражения и закрепляется в практике.
Оно, следовательно, является результатом
отражательной и практической деятельности.
Свойства личности
многообразны, и их нужно классифицировать
в соответствии с группировкой психических
процессов, на основе которых они формируются.
Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной
деятельности человека. Для примера приведем
некоторые интеллектуальные свойства
— наблюдательность, гибкость ума, волевые
— решительность, настойчивость, эмоциональные
— чуткость, нежность, страстность, аффективность
и т. п. Психические свойства не сосуществуют
вместе, они синтезируются и образуют
сложные структурные образования личности,
к которым необходимо отнести:
1) жизненную
позицию личности (систему потребностей,
интересов, убеждений, идеалов, определяющую
избирательность и уровень активности
человека);
2) темперамент
(систему природных свойств
3) способности
(систему интеллектуально-волевых и эмоциональных
свойств, определяющую творческие возможности
личности) и, наконец,
4) характер
как систему отношений и
2.Психика,
нервная система, мозг
Как известно, нервная система
— центр деятельности всего организма,
она выполняет две главные функции: функцию
передачи информации,за которую ответственны
периферическая нервная система и связанные
с нею рецепторы (чувствительные элементы,
находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту
и пр.), и эффекторы (железы и мышцы). Второй
важной функцией нервной системы, без
которой теряет смысл и ее первая функция,
является интеграция и переработка получаемой
информации и программирование наиболее
адекватной реакции.Эта функция принадлежит
центральной нервной системе ивключает
широкий диапазон процессов — от простейших
рефлексов на уровне спинного мозга до
самых сложных мыслительных операций
на уровне высших отделов мозга. Центральная
нервная система состоит из спинного мозга
и различных структур головного мозга.
Повреждение или неадекватное функционирование
любого участка нервной системы вызывает
специфические нарушения в функционировании
организма и психики. Наиболее сильно
на психику влияет характер полноценности
и адекватности функционирования головного
мозга, особенно коры головного мозга.
В коре головного мозга выделяются сенсорные
зоны, куда поступает и обрабатывается
информация от органов чувств и рецепторов,
моторные зоны, которые управляют скелетной
мускулатурой тела и движениями, действиями
человека, и ассоциативные зоны, которые
служат для переработки информации. Например,
примыкающие к сенсорным областям гностические
зоныответственны за процесс восприятия,
а соседние с моторно-двигательной областью
праксические зоны обеспечивают тонкую
моторику и автоматические движения. Ассоциативные
зоны, расположенные в лобной части мозга,
особенно тесно связаны смыслительной
деятельностью, речью, памятью и осознанием
положения тела в пространстве.
Специализация
мозговых полушарий достигает наивысшего
развития у человека. Известно, что
примерно у 90% людей доминирует левое полушарие
мозга, в котором расположены центры речи.
В зависимости от того, какое полушарие
у человека лучше развито, более активно
функционирует, появляются свои отличительные
различия в психике человека, его способностях.
Индивидуальность
личности во многом определяется спецификой
взаимодействия отдельных полушарий
мозга. Впервые эти отношения
были экспериментально изучены в
60-х годах
XX в. профессором психологии
Таблица 2.
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |