Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:00, контрольная работа
Общее строение нервной системы человека: центральная и периферическая. Представительство основных психологических процессов и состояний человека в коре головного мозга.
Сознание и бессознательное. Какую роль в жизни человека играют явления бессознательного? Каким образом человек получает информацию об этих процессах? Проиллюстрируйте примерами из своей жизни.
1.Теоретическая часть.
а. Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии. (стр. 3-10)
б. Внимание и его роль в жизни. ( стр. 11-13)
2.Экспериментальная часть.
а. Внимание .( стр. 14-16)
б. Память. (стр. 16-18)
в. Мышление. (стр. 18-19)
3. Список используемой литертуры. (стр. 20)
Оглавление:
1.Теоретическая часть.
а. Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии. (стр. 3-10)
б. Внимание и его роль в жизни. ( стр. 11-13)
2.Экспериментальная часть.
а. Внимание .( стр. 14-16)
б. Память. (стр. 16-18)
в. Мышление. (стр. 18-19)
3. Список используемой литертуры. (стр. 20)
Теоретическая часть
Вариант №3
1 Проблема изучения мозга,
психики и сознания в
Общее строение нервной системы человека: центральная и периферическая. Представительство основных психологических процессов и состояний человека в коре головного мозга.
Сознание и бессознательное. Какую роль в жизни человека играют явления бессознательного? Каким образом человек получает информацию об этих процессах? Проиллюстрируйте примерами из своей жизни.
2 Внимание и его роль в жизни человека.
Особенности внимания как психологического процесса и психического состояния человека. Какие функции выполняет внимание в процессе познавательной деятельности и общения?
Представьте характеристику видов и свойств внимания, проиллюстрировав собственными примерами.
Как связано внимание с эмоциональной сферой и волей? Теоретический анализ сопроводите примерами из Вашей жизни.
Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управления им.
Общий план строения нервной системы у всех позвоночных одинаков. Ее основными элементами являются нервные клетки, или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела клетки, дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греческого - застежка). В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами.
По расположению в организме и функциями нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющие в основ проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.
Ценральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозг - управляющая, обработка поступающей от периферии информации и выработка команд исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым, который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг, мозжечок, еще выше - промежуточный мозг.
Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг. В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием , сердечной деятельностью, работой желудка , кишечного тракта .В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха, и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.
Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария . Большие полушария –парное образование, состоящие из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3-4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.
Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр, осуществляются основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся ценры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи; эта часть коры головного мозга отвечает за выполнение экспрессивных функций речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод, и т. д.) Здесь же находится центр музыкального понимания. Функцией затылочных долей является анализ зрительной информации (свет, цвет).
Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга– различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором складывается преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.
Человек - единственное живое существо на планете, способное анализировать происходящие и прошедшее, строить планы на будущее и реализовывать их.
Этим он обязан сознанию. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического
развития общества человек изменяет
способы и приемы своего поведения,
трансформирует природные задатки
и функции в «высшие
Функции сознания заключаются
в формировании целей деятельности,
в предварительном мысленном
построении действий и предвидении
их результатов, что обеспечивает разумное
регулирование поведения и
У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше,
чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности.
На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением.
Так, например, для меня в семилетнем возрасте, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Я хотела учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста. И это для меня было достаточно. Постепенно, год из года, я все лучше и точнее начинала понимать все значение учения, а потом и науки вообще.
Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же я была первоклассницей, то под руководством учителя осознанно и старательно выводила в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буковку. Если же предложить рассказать , как мы делает это сейчас, то я не вспомню все рекомендации, которыми руководствовалась в первом классе.
Или например, читаю книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидя в кресле дома. В психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически я существую в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”. Мы наблюдаем себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед нами в сознательном образе. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное - это
совокупность психических
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся, например, сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.
Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками.
Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения. Другой пример - бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного . Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки. Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.).
Давно было замечено,
что человек нередко не
Многие поступки человека,
если он впоследствии
Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.
Информация о работе Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии