Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Общее строение нервной системы человека: центральная и периферическая. Представительство основных психологических процессов и состояний человека в коре головного мозга.
Сознание и бессознательное. Какую роль в жизни человека играют явления бессознательного? Каким образом человек получает информацию об этих процессах? Проиллюстрируйте примерами из своей жизни.

Оглавление

1.Теоретическая часть.
а. Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии. (стр. 3-10)
б. Внимание и его роль в жизни. ( стр. 11-13)
2.Экспериментальная часть.
а. Внимание .( стр. 14-16)
б. Память. (стр. 16-18)
в. Мышление. (стр. 18-19)

3. Список используемой литертуры. (стр. 20)

Файлы: 1 файл

контрольная психология-1 (Автосохраненный).docx

— 49.92 Кб (Скачать)

Оглавление:

1.Теоретическая часть.

а. Проблема изучения мозга, психики сознания в современной  психологии. (стр. 3-10)

б.  Внимание и его роль в жизни. ( стр. 11-13)

2.Экспериментальная  часть.

а. Внимание .( стр. 14-16)

б. Память.  (стр. 16-18)

в. Мышление. (стр. 18-19)

 

3. Список используемой  литертуры.  (стр. 20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Вариант №3 

1 Проблема изучения мозга,  психики и сознания в современной  психологии.

Общее строение нервной системы  человека: центральная и периферическая. Представительство основных психологических  процессов и состояний человека в коре головного  мозга.

Сознание и бессознательное. Какую роль в жизни человека играют явления бессознательного? Каким  образом человек получает информацию об этих процессах? Проиллюстрируйте примерами  из своей жизни.

2 Внимание и его роль  в жизни человека.

Особенности внимания  как  психологического процесса и психического состояния человека. Какие функции  выполняет внимание  в процессе познавательной деятельности и общения?

Представьте характеристику видов и свойств внимания, проиллюстрировав собственными примерами.

Как связано внимание с  эмоциональной сферой и волей? Теоретический  анализ сопроводите примерами из Вашей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. Нервная  система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управления им.

Общий план строения нервной  системы у всех позвоночных одинаков. Ее основными элементами являются нервные клетки, или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела клетки, дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна  покрыты  белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение  возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греческого - застежка). В этом пункте осуществляется   функциональная связь между нейронами.

По расположению в  организме  и функциями нервная система  делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющие  в основ проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.

Ценральная нервная система  состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены  центры целого ряда врожденных безусловных  рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозг - управляющая, обработка поступающей от периферии информации и выработка команд  исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым, который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг, мозжечок, еще выше - промежуточный  мозг.

Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг. В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием , сердечной деятельностью, работой желудка , кишечного тракта .В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха, и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.

Наиболее развитая часть  головного мозга – его большие полушария . Большие полушария –парное образование, состоящие из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3-4 мм.  Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг  осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

Кора головного мозга  функционально организована. В ней выделяют лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр,  осуществляются основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы  достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся ценры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи; эта часть коры головного  мозга отвечает за выполнение экспрессивных функций речи. Теменные поля обоих полушарий имеют  центры чувствительности (боль, тепло, холод, и т. д.) Здесь же находится центр музыкального понимания. Функцией затылочных долей является анализ зрительной информации  (свет, цвет).

Установлено, что психические  функции  определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга– различная степень выраженности тех или иных  функций  в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще  преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым  и понимаемым объектам. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором складывается преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.

Человек - единственное живое  существо на планете, способное анализировать  происходящие и прошедшее, строить  планы на будущее и реализовывать  их.

Этим он обязан сознанию. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического  развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции в «высшие психические  функции. Единство высших психических  функций образует сознание человека.

Функции сознания заключаются  в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

У ребенка очень рано развиваются  такие потребности, как потребность  в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в  действиях. Маленький ребенок активно  тянется к повешенной перед ним  игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится  разобраться в окружающих его  взрослых, таких трудных для его  понимания. Его органы чувств и связанные  с ними ощущения развиваются даже несколько раньше,

чем его движения. Потребности  не остаются неподвижными, они развиваются  и изменяться. Возникают и новые  потребности.

На основе потребностей возникают  интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под  интересом понимается известная  сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему  его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным  эмоциональным отношением.

Так, например, для меня в семилетнем возрасте, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Я хотела учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста. И это для меня было достаточно. Постепенно, год из года, я  все лучше и точнее начинала понимать все значение учения, а потом и науки вообще.

Например, грамотный человек  пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая  неизвестно чем. Когда же я была  первоклассницей, то под руководством учителя осознанно и старательно выводила в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буковку. Если же предложить рассказать , как мы делает это сейчас, то я не вспомню  все рекомендации, которыми руководствовалась в первом классе.

Или например,  читаю книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидя в кресле дома. В психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически я существую в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”. Мы  наблюдаем себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед нами в сознательном образе. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.

Сознание не исчерпывает  всего богатства психической  жизни человека. Наряду с сознанием  в психике человека существует еще  сфера бессознательного.

 Бессознательное - это  совокупность психических явлений,  состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. .К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); Сновидения составляют особую категорию бессознательного.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными  чувствами забывающего по отношению  к человеку, который носит забытое  имя, или к событиям, ассоциируемым  с этим именем.

 Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся, например, сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положению  рук. Затем отрабатывается аппликатура  пальцев и формируется техника  исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения. Другой пример - бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного . Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки. Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.).

 Давно было замечено, что человек нередко не осознает  смысл и значение мотива своего  поведения. А если при этом  попросить объяснить свое поведение,  то он часто называет такие  причины, которые не отражают  его подлинных намерений.

 Многие поступки человека, если он впоследствии задумывается  над ними, оказываются загадочными  не только для окружающих, но  и для него самого. Не удивительно  поэтому, что мотивационная деятельность  индивида, движущие силы, стоящие  за его поступками, причины, побуждающие  его поступать так, а не иначе,  всегда привлекали внимание пытливых  умов человечества, стремившихся  постичь сущность человеческой  природы.

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в  ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это  максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала  эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.

Информация о работе Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии