Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:00, контрольная работа
Общее строение нервной системы человека: центральная и периферическая. Представительство основных психологических процессов и состояний человека в коре головного мозга.
Сознание и бессознательное. Какую роль в жизни человека играют явления бессознательного? Каким образом человек получает информацию об этих процессах? Проиллюстрируйте примерами из своей жизни.
1.Теоретическая часть.
а. Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии. (стр. 3-10)
б. Внимание и его роль в жизни. ( стр. 11-13)
2.Экспериментальная часть.
а. Внимание .( стр. 14-16)
б. Память. (стр. 16-18)
в. Мышление. (стр. 18-19)
3. Список используемой литертуры. (стр. 20)
Однако эта автоматизация
относительна. Сознание в любой момент
может взять под свой контроль
любое автоматизированное действие.
В таких случаях
Наиболее легко осознаются физические переживания, например боль, а также и такие, как сексуальное влечение, голод и т.п.
Пример. Наверное, в крупных городах часто случается, что продавцы посетители бедными посетителями, не имеющими достаточно денег на покупку, скажем, самой дешевой одежды. Можно предположить, что в такой ситуации кто-то из продавцов испытает естественное человеческое желание уступить костюм бедному покупателю за доступную ему цену. Однако я предполагаю, что очень немногие из них допустят осознание подобного чувства, а большинство подавит его в себе. Некоторые из этих продавцов могут агрессивно настроиться против покупателя, пытаясь завуалировать подобным отношением свой бессознательный импульс, который ночью может вызвать сновидение.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.
Структура психики человека: Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений.
Психические процессы: Ощущения отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов Восприятие: Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно. Внимание- обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Концентрация- удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение объекта в качестве некоторой фигуры из общего фона. Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте. Устойчивость-длительность, в течение которого сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием является возможность раскрывать в том предмете , на который оно направлено , новые стороны и связи. Если в течение нескольких минут смотреть на большой и маленький квадрат, то можно заметить, меньший выдвинут -находится перед большим. Объем — количество однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ребенка - не более 2-3.Например, создатели рекламы хотят , чтобы любой прохожий , бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на нем было не более пяти слов. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. Наполеон мог, по некоторым свидетельствам, диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов одновременно. Различают полное и неполное переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Например, если сосредоточить внимание на тиканье часов, то оно будет то появляться ,то исчезать .К основным свойствам внимания обычно относят следующие, память, мышление, невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения). В школе нам часто задавали написать домашнее сочинение о том, как я провел лето. Сначала работа совсем не увлекает. Я бралась за нее неохотно, то и дело отрываясь, делая большие усилия, чтобы заставить себя работать. Наконец сосредотачиваясь постепенно, увлекаясь картины летнего отдыха, приключений встают перед глазами. Захваченная воспоминаниями я спешила отобразить их на странице.
Психические состояния: эмоциональные, познавательные, волевые. Психические свойства: характер -индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных. темперамент -определяется как часть черт свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Способности - свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью. Направленность - включает в себя мировоззрение, потребности человека, его идеалы и жизненные цели, а также интересы, социальные установки, склонности и мотивы.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются
как внешними воздействиями, так
и раздражениями нервной
Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Но в них может преобладать какой–то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные ( волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес , внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.
Знание особенностей психических явлений очень важно для каждого человека. С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные особенности нашего восприятия, мышления, подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов, увлечений, хобби.
Экспериментальная Часть:
Задание №1
Прочтите высказывание, записанное без пробелов. Перепишите, расставляя пробелы и знаки препинания. После выполнения отметьте в работе, какие сложности Вы испытывали при первом прочтении и какими свойствами Вашего внимания это обусловлено?
Вариант №3
«
«Привычка-это приближение к органической системе животных, это признание недостатка высшей меры существования , заключающейся в постоянной самоорганизации»
Свойства внимания проявляющиеся при выполнении данного задания :
Задание №2
Правильно прочитайте и запишите следующее высказывание. Какие свойства внимания необходимы при выполнении данного задания? Поясните.
Вариант №3
«еН ейбор дерпе могарв ийшйетлю гавр каеовлеч он мса.»
«Не робей перед врагом ,лютейший враг человека он сам.»
При выполнении этого задания необходимы такие свойства внимания как:
Устойчивость - временная характеристика, длительность привлечения внимания к данному объекту.
Сосредоточенность- это удержание
внимания на одном объекте или
одной деятельности при отвлечении
от всего остального. Сосредоточенность
внимания обычно связана с глубоким,
действенным интересом к
Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или однойдеятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонним раздражителям
Задание №2 Память
Память-«кладовая» нашего сознания, в котором остается значимая либо интересная нам информация. Для развития этого крайне важного для нашего интеллекта познавательного процесса необходима систематическая работа .Вам необходимо как можно подробнее описать собственные воспоминания по теме, соответствующей Вашему варианту.
Вариант №3
Попробуйте вспомнить события, происходящие с Вами ровно год назад. Проанализируйте, почему эта информация осталась в Вашей памяти. Если не сможете воспроизвести, подробно объясните, почему?
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе, развития и обучения. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл , который, знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблиц у логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому ,он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно , важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.Ровно год назад я отмечала свой день рождения в кругу моих друзей, знакомых и родственников. Все образы этого значимого для меня дня прекрасно сохранились в моей памяти .На запоминание этого дня повлияло мое эмоциональное состояние. Я получила тогда много поздравлений, подарков, улыбок и любви моих самых близких людей, что даже весь нынешний год периодически вспоминала некоторые самыеприятные воспоминания и заново переживала радостные моменты. В этом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, котороеосуществляется автоматически, без моих волевых усилий, без контроля состороны сознания.
При этом отсутствовала специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставилась специальная задача. Этот день мне запомнился, потому что имел жизненно важное значение. Я хорошо помню позитивную обстановку, слова произнесенные сестрой, любимым человеком, пожелания друзей. Подарки, которые мне подарили и столик в кафе, который мы выбрали для празднования, букет цветов, первый звонок, который разбудил меня рано утром. Он был от мамы. Легко могу воспроизвести как подготавливалась к празднованию и какую прическу себе сделала. Мне помогала моя лучшая подруга весь день и создавала позитивный настроение для меня и окружающих. Вечером мы отправились в кафе и я увидела прекрасно украшенный столик, с горящими свечами, окруженный воздушными шарами. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. Поэтому я пользуюсь последовательным воспроизведением от начала до конца.
Задание №1 Мышление
Мыслительный процесс-основа любой интеллектуальной деятельности. Мыщление - сложный процесс, характеризующийся силой, гибкостью, выносливостью, координацией.
В данном разделе Вам необходимо выполнить два задания, проявив при этом перечисленные качества ума. Ход Ваших рассуждений в процессе выполнения задания должен быть описан.
Задание№1
Решите задачу с дуплетами. Например, необходимо превратить слово «бант» в слово «коса». Каждый последующий шаг превращения содержит слово , в котором последовательно меняется только одна буква. Последовательность выглядит так: «бант –рант –рана –раса –роса -коса».
Вариант №3
Обмакните перо в тушь.
«перо -теро-туро-тушо-тушь»
Мышление сложный процесс и многогранный процесс. В зависимости от решаемой задачи , содержания и характера оно может изменять свою форму, свойства, возможности. В процессе выполнения задания я выделила репродуктивное (основанное на решении задач по известной схеме), и наглядно-образное мышление , характеризующееся опорой на представления и образы.
Мышление каждого человека характеризуется качествами ума. Я считаю, что в этом задании выделились: самостоятельность, глубина ума, гибкость и координация.
Задание №2
Информация о работе Проблема изучения мозга, психики сознания в современной психологии