Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа
Целью данной работы является подробное изучение понятия занятости населения. Для достижения этой цели мы рассмотрим виды занятости, ее формы и проблемы.
Введение
1. Понятие психики………………………………………………………..3
2. Особенности строения головного мозга………………………………6
3.
Список литературы……………………………………………….………10
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
Кафедра «Электрический транспорт железных дорог»
Контрольная работа по дисциплине
«Психология»
Выполнил
студент группы
ЛЭ-3-618
Проверил
2013
Содержание
Введение
1. Понятие психики………………………………………
2. Особенности строения головного мозга………………………………6
3.
Список литературы…………………………………
Введение
В системе рыночных отношений
важное место занимает рынок - один
из основных факторов производства труда.
На этом рынке сталкиваются интересы
трудоспособных людей и работодателей,
представляющих государственные, муниципальные,
общественные и частные организации.
Отношения, складывающиеся на рынке
труда, имеют ярко выраженный социально-экономический
характер, они затрагивают насущные
потребности большинства
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.
Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.
Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.
Целью данной работы является подробное изучение понятия занятости населения. Для достижения этой цели мы рассмотрим виды занятости, ее формы и проблемы.
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Занятость является важнейшей
характеристикой экономики и
благосостояния населения страны, одновременно
представляя собой
Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения.
В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в российской Федерации» сформулированы основные принципы занятости.
Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
Второй принцип – создание государством
условий для обеспечения права
на труд, защиту от безработицы, помощь
в трудоустройстве и
Третий принцип – отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.
Все трудоспособное население, находящиеся в трудоспособном возрасте, в зависимости от того, занято оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых.
Согласно статье 2 упомянутого выше Закона занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
- самостоятельно обеспечивающие
себя работой, включая
-избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
-проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;
-трудоспособные учащиеся
-выполняющие работы по
-временно отсутствующие на
В зависимости от количественных и качественных характеристик различают занятость полную и, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, непериодическую и др.
Полная занятость – это
Продуктивная (эффективная) занятость – характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.
Свободно избранная занятость -
предполагает, что право распоряжаться
собственной способностью к труду
принадлежит исключительно
Таким образом, полная занятость отражает
количественную, а продуктивная –
качественную сбалансированность между
потребностью населения в работе
и рабочими местами, при которой
создаются благоприятные
Многообразие социально- экономических
процессов, протекающих в рамках
рынка труда, порождает существование
различных форм занятости. Одной
из классификаций занятости
Стандартной занятостью считается занятость в режиме полного рабочего времени, на основе бессрочных трудовых договоров, под непосредственным контролем работодателя.
Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.
В рыночной экономике всегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако не всякий неработающий человек считается безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не относятся к безработным. Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.
Безработицасоциально-
Выделяют следующие виды безработицы:
Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
Безработица зарегистрированная – незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.
Безработица маргинальная – безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Безработица неустойчивая – вызывается временными
причинами (например, при добровольной
смене работниками мест работы или увольнении
в сезонных отраслях промышленности).
Безработица сезонная – зависит от колебаний
в уровне экономической активности в течение
года, характерными для некоторых отраслей
экономики.
Безработица
структурная – обусловлена изменениями
в структуре спроса на труд, когда образуется
структурное несовпадение между квалификацией
безработных и требованием свободных
рабочих мест.
Структурная
безработица обуславливается масштабной
перестройкой экономики, изменениями
в структуре спроса на потребительские
товары и в технологии производства, ликвидацией
устаревших отраслей и профессий;
Безработица технологическая – безработица, связанная
с механизацией и автоматизацией производства,
в результате часть рабочей силы становится
либо излишней, либо нуждается в более
высоком уровне квалификации.
Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в
наше время оказалась молодежь. Массовая
безработица среди молодежи, в
силу специфики, не устоявшейся еще
психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных
специалистов, юношеского максимализма
и реактивности, является глубокой
проблемой. Молодые специалисты - это
гордость и надежда любого развитого
государства, а если эта «надежда»
не имеет соответствующей