Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат:
Дисциплина: психология и педагогика.
Тема: Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Факультета ИТУ
Специальность: информационные технологии
Чистоусова Е. Н.
Москва,2013
План
Психика возникла и формировалась
как способность живых
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Психика выступает как свойство живой высокоорганизованной материи, мозга.
Нервная система — центр деятельности всего организма. Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки; после восьмой недели нервная система начинает функционировать в результате появляются первые движения эмбриона. К моменту рождения все нервные клетки (нейроны) сформированы и больше в течении жизни не обновляются и не формируются. Общее количество нейронов в головном мозге достигает 100 млрд. Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого человека варьируют от 900 до 2000 г, причем больший вес мозга не гарантирует высокий уровень интеллектуальных возможностей.
Нервная система делится на центральную, представленную спинным и головным мозгом, и периферическую, которая включает нервы и нервные узлы, расположенные во внутренних органах (они иннервируют сердце, легкие, пищеварительный тракт, сосуды, мышцы). Периферийная вегетативная нервная система управляет работой организма и практически не зависит от волевых усилий человека.
Основными компонентами головного мозга являются два полушария, мозжечок и ствол мозга. Кора полушарий отвечает за речь, мышление, память, принятие решений. Мозжечок в основном помогает координировать движения тела. Ствол мозга управляет физиологическими процессами в организме: ритм сердца, дыхания, уровень артериального давления и т.п.
Нервная система выполняет две главные функции:
а) функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и т,д.) и эффекторы (железы и мышцы);
б) функцию интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе.
Мозг состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление нервных волокон) вещества. В каждом кубическом сантиметре коры головного мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой.
Профессор Ричард Хайер из университета Калифорнии (США) обнаружил, что мужчины и женщины используют различные части головного мозга для размышлений. Мужчины больше думают серым веществом, ответственным за обработку информации, женщины же в процессе мышления задействуют в 10 раз больше белого вещества, ответственного за связи различных информационных структур.
Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно его коры. В коре головного мозга выделяют:
- сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов;
- моторные зоны, управляющие скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека;
- ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.
Психика – функция мозга, заключающаяся
в отражении объективной
Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.
А. Г. Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:
♦ надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
♦ неосознаваемые мотивы
поведения – будучи
♦ неосознаваемые резервы
органов чувств – воздействие
на поведение таких
♦ неосознаваемые регуляторы
способов выполнения
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Функциональной зрелости мозг достигает к 18 годам (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с ветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон, образованием различных многоуровневых мозговых функциональных систем, развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).
Начиная с 25-летнего возраста ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако в начале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга их насчитывается около 40 млрд. Функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых «коллеги». Так, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших (она увеличивается в размерах, формирует новые отростки и связи с другими нейронами). После 45 лет процесс гибели нейронов усиливается (каждый день могут погибать Сотни тысяч нейронов), что приводит к снижению скорости восприятия, усвоения новой информации, замедлению скорости и точности реакций, к нарушениям памяти, ослаблению интеллекта (вплоть до старческого слабоумия), к расстройству движений, эмоциональным и личностным изменениям. При нездоровом образе жизни, под влиянием стрессов, алкоголя, наркотиков, плохой экологии процессы гибели нервных клеток мозга резко ускоряются и усиливаются, что приводит к деградации психики и интеллекта, к деменции (слабоумию) и летальному исходу.
Полноценное функционирование нейронов поддерживается глиальными клетками (их в девять раз больше, чем нейронов), которые транспортируют питательные вещества из кровеносных сосудов в нейроны, поддерживают нормальный баланс ионов в мозге, обезвреживают болезнетворные микробы, влияют на образование синапсов и установление нервных связей между зонами мозга, обмениваются сигналами с нейронами и другими глиальными клетками. Есть гипотеза, что высокие концентрации глиальных клеток в мозге превращают некоторых людей в гениев.
Следует учитывать, что, несмотря на высокую пластичность человеческого мозга, любое повреждение или удаление части мозга меняет личность человека, влияет на его психику, а гибель определенных зон мозга (центры дыхательной и сердечной деятельности) способна приводить и к летальному исходу. При повреждении зоны Брака (в задней трети нижней лобной извилины) у человека нарушается речь, но если повреждена зона Вернике (в задней трети верхней височной извилины), больной может говорить, однако его речь становится бессодержательной. Если поражена лобная кора мозга, то реальное восприятие внешней среды и самооценка нарушаются, человек не может интегрировать информацию восприятия, памяти с эмоциями и мотивациями, не может вырабатывать программу действий с учетом желаемых последствий.
Асимметрия полушарий мозга. У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). «Правши» составляют 80 — 90% современных людей. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. Известно, что центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания; упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов.
Асимметрия полушарий мозга
— динамическое образование. В процессе
онтогенеза происходит постепенное
нарастание асимметрии мозга (наибольшая
выраженность асимметрии полушарий
наблюдается в среднем