Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:05, реферат
Проблемой является то, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Тесная связь естественным образом существует, так как повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Мозг это центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозг).
Введение ...................................................................................................... 3
1. Структура мозга и психики человека ..................................................... 4
2. Психика,нервная система,мозг …………………………………………7
3. Психика и организм ……………………………………………………12
4. Основные психические процессы человека и их связь с мозгом ……..…17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………...…24
Наблюдается зависимость
специфики психики и
Женское начало
(в рамках человеческой популяции) призвано
обеспечивать неизменность потомства
от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано
на сохранение уже имеющихся признаков.
Отсюда большая психическая устойчивость
женщин и усредненные параметры их психики.
Мужское начало связано с необходимостью
адаптации к совершенно новым, неведомым
условиям, что и объясняет большую психологическую
индивидуализированность мужчин, среди
которых чаще встречаются не только сверхталантливые,
но и совершенно никчемные особи. Исследования
показали, что уровень общих способностей
средней женщины выше, чем у среднего мужчины,
но среди мужчин действительно чаще встречаются
показатели, значительно превышающие
средний уровень и намного ниже него. Следовательно,
можно предполагать: особенности как мужской,
так и женской психики определяются эволюционно-генетической
целесообразностью (Геодакян). Женщины
легко приспосабливаются на индивидуальном
уровне к внешнему миру, но они в то же
время более подвержены действию популяционных
и видовых закономерностей, их поведение
в большей степени биологически детерминировано.
Специфика мужской психики предполагает
большее разнообразие типов мужской психики
при значительно меньшей способности
к выживанию в неблагоприятных условиях.
Поэтому признаки вырождения в любой популяции
обнаруживаются прежде всего у мужских
особей. [9]
4.Основные психические процессы человека и их связь с мозгом
Ощущения –
это отражение отдельных
1) экстерорецептивные
– возникают при воздействии
внешних стимулов на рецепторы,
расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные
– сигнализируют о том, что
происходит в организме (голод,
3) проприорецептивные
– расположены в мышцах и
сухожилиях.
Общую массу
экстерорецептивных ощущений схема
И. Шеррингтона позволяет разделить на
дистантные (зрительные, слуховые) и контактные
(осязательные, вкусовые). Обонятельные
ощущения занимают в этом случае промежуточное
положение. Наиболее древней является
органическая чувствительность (чувство
голода, жажды, насыщения, а также комплексы
болевых и половых ощущений), затем появились
контактные, прежде всего тактильная (ощущения
давления, прикосновения) формы. И самыми
эволюционно молодыми следует считать
слуховые; и особенно зрительные системы
рецепторов.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие:
1) Восприятие зависит
от прошлого опыта, от содержания психической
деятельности человека. Эта особенность
называется апперцепцией. Когда мозг получает
неполные, неоднозначные или противоречивые
данные, он обычно интерпретирует их в
соответствии с уже сложившейся системой
образов, знаний, индивидуально-психологических
различий (по потребностям, склонностям,
мотивам, эмоциональным состояниям). Люди,
обитающие в круглых жилищах (алеуты),
с трудом ориентируются в наших домах
с обилием вертикальных и горизонтальных
прямых линий. Фактор апперцепции объясняет
значительные различия при восприятии
одних и тех же явлений различными людьми
или одним и тем же человеком в разных
условиях и в разное время.
2) За сложившимися
образами предметов восприятие
сохраняет их размеры и цвет
независимо от того, с какого расстояния
мы на них смотрим и под каким углом видим.
(Белая рубашка остается для нас белой
и на ярком свету ив тени. Но если бы мы
видели только небольшой ее кусок через
отверстие, она показалась бы нам в тени
скорее серой). Эта особенность восприятия
называется константностью.
3)Человек воспринимает
мир в форме отдельных
4)Восприятие
как бы «достраивает» образы
воспринимаемых им предметов, дополняя
данные ощущений необходимыми элементами.
В этом заключается целостность восприятия.
5)Восприятие
не сводится только к
Для восприятия
любого явления необходимо, чтобы
оно смогло вызвать реакцию, которая
и позволит нам «настроить» на
нее свои органы чувств. Подобная произвольная
или непроизвольная направленность
и сосредоточенность психической деятельности
на каком-либо объекте восприятия называется
вниманием. Без него восприятие невозможно.
Внимание обладает
определенными параметрами и
особенностями, которые во многом являются
характеристикой человеческих способностей
и возможностей. К основным свойствам
внимания обычно относят следующие.
1.Концентрированность.
Это показатель степени
2.Интенсивность.
Характеризует эффективность
3.Устойчивость.
Способность длительное время
поддерживать высокие уровни
концентрированности и
4.Объем —
количество однородных
5.Распределение,
то есть способность
6. Переключение
внимания понимается как
Память –
познавательное качество, механизмы и
процессы, обеспечивающие запоминание
человеком, сохранение и воспроизведение
опыта и значимой информации. Запоминание,
сохранение, узнавание, припоминание и
воспроизведение – основные процессы
памяти[5].
Принято различать
механическое и смысловое запоминание.
Процесс механического запоминания скучен.
Внутренние, существенные связи явлений,
событий при этом не вскрываются, требуются
многократные повторения. Смысловое, или
логическое, запоминание опирается на
глубокое проникновение в смысл явлений
или предметов. Сохранение — непассивный
процесс удержания информации. В психологии
раскрыта зависимость сохранения от установок
личности (профессиональная направленность
памяти, злопамятство эмоциональной памяти),
условий и организации заучивания. Особую
роль в сохранении информации, алгоритмов
действий играет практическое их применение,
практика. Воспроизведение — процесс
извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение бывает непроизвольное,
когда мысль всплывает в памяти без намерения
личности и произвольное, когда устанавливается
идентичность воспринимаемого и сохраненного
в памяти. Лучшим вспомогательным средством
припоминания является опора на узнавание.
Сопоставляя несколько сходных идей или
образов, человек может легче вспомнить,
а иногда и просто узнать среди них нужные.
Память развивается
в борьбе с забыванием. Забывание
— процесс, обратный запоминанию. Забывание
оказывается тем более
Различают следующие
типы памяти: словесно-логический и
образный. Образную память подразделяют
на зрительную, слуховую, двигательную.
В зависимости от установки на
длительность сохранения (помнить в течение
нескольких минут или удерживать в сознании
длительное время) выделяют краткосрочную
и долговременную память.
Большое значение
для развития профессиональной памяти
имеют воспитание добросовестности,
ответственности, интереса к своей
специальности, ознакомление с приемами
эффективного запоминания, сохранения
в памяти и воспроизведения информации,
соответствующие тренировки памяти[6].
Мышление - психический
познавательный процесс, состоящий
в опосредованном и обобщенном отражении
человеком действительности в ее существенных
и сложных связях и отношениях. Мышление
невозможно без языка. Благодаря мышлению
человек познает не только то, что может
быть непосредственно воспринято с помощью
наших органов чувств, но и то, что скрыто
от прямого восприятия и может быть познано
лишь в результате анализа, сравнения,
обобщения.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения:
1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению.
2) дедуктивные
(дедукция) - от общего положения
(суждения) к частному случаю.
Отражение окружающего
мира в процессе мышления осуществляется
с помощью мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения, конкретизации, систематизации,
классификации. Анализ - разложение целого
на составные части.
Синтез - восстановление
расчлененного в целое на основе
вскрытых анализом существенных связей.
Операция сравнения заключается
в сопоставлении вещей, явлений,
их свойств и выявлении общности
или различий между ними. Операция абстракции
состоит в том, что человек мысленно отвлекается
от несущественных признаков изучаемого
предмета, выделяя в нем основное, главное.
Обобщение сводится к объединению многих
предметов явлений по какому-то общему
признаку. Конкретизация — это движение
мысли от общего к частному, нередко это
выделение каких-то определенных сторон
предмета или явления. Классификация предполагает
отнесение отдельного предмета, явления
к группе предметов или явлений. Это подведение
частного под общее, осуществляемое обычно
по наиболее существенным признакам. Систематизация
— это мысленное расположение множества
объектов в определенном порядке. В зависимости
от характера познавательной деятельности
человека в психологии различают мышление
наглядно-действенное, образное и отвлеченное.