Основные направления и содержание воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

Пубертатный кризис подразумевает биологические и физиологические изменения, связанных с развитием соматических и половых функций. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов.

Оглавление

1.Этапы возрастного развития человека: подростковый возраст
а) Психологическая характеристика
б) Развитие личностной сферы
в) Поведенческие модели и реакции
2.Основные направления и содержание воспитательного процесса
а) Специфические черты и цели процесса воспитания
б) Самовоспитание и перевоспитание
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

псих..doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Содержание:

1.Этапы возрастного развития человека: подростковый  возраст

а) Психологическая  характеристика

б) Развитие личностной сферы

в) Поведенческие  модели и реакции

2.Основные направления и содержание воспитательного процесса

а) Специфические  черты и цели процесса воспитания

б) Самовоспитание и перевоспитание

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 

1.Этапы  возрастного развития  человека: подростковый  возраст

а) Психологическая  характеристика

Под подростковым возрастом понимается период онтогенез  от 11 до 15 лет.

Пубертатный кризис подразумевает биологические  и физиологические изменения, связанных  с развитием соматических и половых  функций. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что  потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости.

Изменяются  размеры тела, наступает отчётливое ускорение роста. При этом организм подростка развивается гетерохронно: резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменением других. Гормональная регуляция занимает центральное место в половом созревании подростка. Начало полового созревания у мальчиков: 12-13 лет, у девочек – 11-12 лет. Сильные гормональные изменения оказывают влияние и на психическое состояние человека, вызывая депрессию или агрессию. Биологическое созревание подростка оказывает значительное влияние на формирование психологических функций, подготавливает кризис подросткового возраста и обуславливает изменение личности подростка.

В подростковом возрасте в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению.  Память, внимание, воображение приобретают самостоятельность, произвольность.

Переходный  возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене  настроений и т.д. Подростки –  возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.  Эмоции подростков отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями возникает сильное чувство противодействия, подросток бросает дело, реже – становится настойчивее. У подростков сильные эмоции часто блокируют разумное решение. Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый комплекс», а обусловленный ими нарушения поведения проявляются как «пубертатный криз».

Подростковый  комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими. 

Нормы поведения подростков определяются требованиями со стороны родителей и учителей. И все же правила поведения детей в отрочестве в большей степени зависят от нормативов референтной группы сверстников.

Моральные убеждения вырабатываются постепенно. Решающую роль в их формировании играет личный опыт морального выбора, сложившиеся в детстве нравственные привычки и чувства, пример значимых взрослых, требования коллектива сверстников.

Одновременно  с  системой моральных ценностей  у человека складывается система  взглядов на общество и мир, на действительность, на самого себя и других людей. Одним из центральных моментов при этом является поиск смысла жизни. При нарушении позитивных взаимоотношений возникают трудности в поведении.

Уровень Возраст Основания морального выбора Отношение к  жизни
Конвенциональный 11-12  Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, подчиняюсь правилам Жизнь оценивается  как неприкосновенная
Постконвенциональный 13 и старше Поступаю так, согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей Жизнь оценивается  как неприкосновенная и с точки зрения ценности для человечества
 

б) Развитие личностной сферы

Развитие  самосознания. Старший подростковый возраст – возраст кризиса  а, следовательно, особенно уязвимый. В  этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. «Образ Я», создаваемый в «муках самотворчества», определяет психологическое и социальное самочувствие подростка, его веру, надежду, волю.

Данный  период является сензитивным для  формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения, и отношения к окружающей действительности. У подростков появляется вопрос: «Кто я? На что я годен?»

Развитие  личности происходит через межличностные  отношения. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

- умение  познакомиться с понравившимся  человеком;

- свободно  чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы  значимой для него группы;

- ощущать,  что при этом он не теряет  индивидуальность, может высказать  свои мысли и выразить чувства.

Одной из главных особенностей переходного  возраста становится формирование самосознания. В течение этого периода ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь

Наиболее  сложным в старшем подростковом возрасте является новообразование, которое представляет собой идентичность. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Проблемной ситуацией в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Я –  концепция» - это «теория самого себя», или установка относительно собственной личности – имеет  более динамический, изменчивый характер, нежели «Я – идентичность». Различаются  две формы «Я – концепции»: реальная и идеальная. Реальная – представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная «Я – концепция» - это самооценка в координатах, «каким бы я хотел быть».

Источник  бурных переживаний заключается  в различии между реальной и идеальной  самооценками, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое влияние здесь имеет неадекватное представление о своём физическом облике, что может привести к развитию комплекса неполноценности.

Важным  механизмом самосознания является личностная рефлексия – осознание своего внутреннего мира. Параллельно происходит и понимание внутреннего мира других людей.

Чувство взрослости как специфическое новообразование  самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, так  как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Часто в противовес чувству взрослости у подростков проявляется инфантилизм  – незрелость личности. В основном он порождается гиперопекой, поздним половым созреванием.

Признаки  инфантилизма:

1. Импульсивность  и незавершённость действий.

2. Неспособность  объяснить причины своих поступков.

3. Неспособность  планировать свою деятельность.

4. Неспособность брать на себя ответственность.

В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства (интерес к путешествиям, расширение социального окружения). Существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном  измерении. У подростка появляется будущее, жизненная перспектива. Это становится одним из фундаментальных факторов развития личности.

в) Поведенческие модели и реакции

Суть  «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби – реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации проявляется стремлением  высвободиться из – под опеки, контроля, покровительства старших  – родных, учителей, наставников, представителей старшего поколения вообще. Потребность  высвободиться связана с борьбой  за самостоятельность, за самоутверждение собственной личности. Крайней формой проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить своей жизнью».

Другая  специфическая поведенческая реакция  подросткового возраста – реакция группирования со сверстниками, которая у несовершеннолетних принимает почти инстинктивные формы.

Реакция увлечения составляют важнейшую  черту характера несовершеннолетних. Подростковый возраст без увлечений  подобен детству, без игр. Увлечения представляют собой особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, с одной стороны, и наклонностей и интересов – с другой. В отличие от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством.  Подростковые хобби имеют не только диагностическое, но и реабилитационное значение. Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии или использоваться как самостоятельный психотерапевтический метод – хобби – терапия.

Следующий тип подростковых реакций – это  реакции, обусловленные сексуальным  влечением. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности; встречаются и нарушения поведения, не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к этому типу реакций (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий).

Все вышеперечисленные специфические подростковые реакции – эмансипация, группирования, увлечения, сексуальные стремления, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (психологические и непсихологические). Они становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а также, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Сходные критерии могут быть применены в отношении определения патологического характера подростковых поведенческих реакций. Патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками:

Информация о работе Основные направления и содержание воспитательного процесса