Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:31, лекция
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого. реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс — ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.
Воспитательный
процесс рассматривается как
целостная динамическая
Движущей силой
воспитательного процесса является
разрешение противоречия между разнообразными
(часто разнонаправленными) воздействиями
на ученика и целостным формированием
его личности. Это противоречие становится
источником развития, если выдвигаемые
педагогами цели воспитания находятся
в пределах развития возможностей учеников
и соответствуют их оценкам значимости
воспринимаемого. И, наоборот, подобное
противоречие не будет содействовать
оптимальному развитию системы, если ребенок
не готов к восприятию позитивных влияний,
в том числе со стороны педагога. В связи
с этим нужно хорошо изучать учеников,
умело проектировать близкие, средние
и далекие перспективы развития, превращая
их в конкретные воспитательные задачи.
Необходимо отметить,
что все действия участников воспитательного
процесса направлены на упорядочение
всевозможных влияний на ребенка. В результате
воспитания должно происходить как изменение
уровня воспитанности каждого ученика,
так и изменение характера отношений между
участниками воспитательного процесса.
В этом плане важно рассмотреть соотношение
понятий «воспитательный процесс» и «воспитательная
система».
По мнению Л.И.Новиковой,
«С одной стороны,
она — система психолого-
Между понятиями
«воспитательная система» и «воспитательный
процесс» четко просматривается
взаимосвязь. С одной стороны, в
процессе поставленных педагогических
целей в образовательном учреждении
создается и развивается воспитательная
система, с другой — эта система выступает
в качестве главного фактора успешного
решения воспитательных задач. I
Если воспитательный процесс рассматривать
с позиции системного подхода, то понятия
«развитие воспитательной системы» «
и «воспитательный процесс» идентичны.
Воспитание состоит
из отдельных взаимосвязанных
В воспитательном
процессе проявляется единство внешних
воздействий и влияние на объекты
их внутреннего отражения, преломления
(причем это отражение носит опережающий
характер), возникновение обратного действия,
а также самостоятельного влияния объекта
на себя, которое проявляется в самовоспитании.
Это взаимодействие осуществляется не
стихийно, а определенным образом управляется
и самоуправляется. В воспитательном процессе
объективное социальное переходит в субъективное,
индивидуально психическое состояние
человека. В этом определении подчеркивается
именно «внутренняя» сторона процесса.
В состав динамической
системы «воспитательный
Структура воспитательного
процесса
Структура воспитательного процесса предполагает наличие четко поставленной воспитательной цели, содержания воспитания, отвечающего поставленной цели, форм и методов его реализации, предполагаемые результаты и условия, влияющие на эффективность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с принципами, разработанными советской педагогической наукой Подход к воспитательному процессу не только как к воздействию, но и взаимодействию, отношению предполагает диалектическое рассмотрение его целей.
В условиях школы воспитательный процесс направлен на:
целостное формирование личности с учетом цели коммунистического воспитания всестороннего, гармонического развития личности;
приобщение школьников к общественным ценностям в области идеологии, морали, труда, науки, искусства, культуры (освоение общественной культуры и духовных ценностей в процессе обучения школьников постоянно обогащает воспитательный процесс);
организацию познавательной деятельности учащихся, ведущей к развитию общественного сознания школьников;
организацию социально ценной, многообразной деятельности при ведущей роли трудовой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей личности;
развитие важнейшей социальной функции личности — общения в условиях коллективного взаимодействия в различных объединениях школьников;
развитие активной
жизненной позиции, проявляющейся
в системе отношений к
формирование
нравственных качеств и общественно
ценной мотивации, гармоничности
организацию специальных воздействий, нейтрализующих развитие негативных черт в развитии личности, неправильного выбора способов освоения ею социальных отношений.
Содержание воспитания обеспечивает путем различных форм и методов всестороннее развитие личности. Оно включает: процесс формирования коммунистического мировоззрения, нравственное, трудовое, идейно-политическое, эстетическое, физическое развитие личности, создание условий для многообразной деятельности коллективов школьников, пионерской и комсомольской организаций, внеклассной и внешкольной работы.
Содержание процесса воспитания взаимосвязано с деятельностью общественности и воспитанием, осуществляемым в семье.
Методы воспитания
определяются в соответствии с его
целью и содержанием. Существуют
различные классификации
Методы воспитания
реализуются путем
Между всеми компонентами воспитательного процесса (целью, содержанием, методами, условиями) существуют разнообразные связи и зависимости. Они возникают как в результате процессов, происходящих в широкой социальной среде, вызываемых общественным прогрессом, так и вследствие организации педагогического процесса в условиях конкретного региона, конкретной школы.
Педагогическое
назначение воспитательного процесса
состоит в построении определенной
системы воспитательного