Структура воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:31, лекция

Краткое описание

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого. реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс — ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Файлы: 1 файл

структура воспитательного процесса.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

  Воспитательный  процесс рассматривается как  целостная динамическая система,  системообразующим фактором которой  является цель развития личности  воспитуемого. реализуемая во взаимодействии  педагога и ученика. Воспитательный  процесс — ядро педагогической  деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды. 

Движущей силой  воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи. 

Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного  процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий «воспитательный процесс» и «воспитательная система». 

      По мнению Л.И.Новиковой, большое  значение для реализации воспитательной  функции учебного заведения имеет  развитие воспитательной системы,  у которой достаточно сложная  структура, включающая в себя  цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею. 

«С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в- окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)»1. 

Между понятиями  «воспитательная система» и «воспитательный  процесс» четко просматривается  взаимосвязь. С одной стороны, в  процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. I   Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» «   и «воспитательный процесс» идентичны. 

Воспитание состоит  из отдельных взаимосвязанных процессов: из воспитательных воздействий, принятия их личностью и осуществляемого  при этом самовоспитания. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную сторону воспитательного процесса, которую можно условно считать «внешней». Исследователи воспитательного процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние воспитательные взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования качеств человека. 

В воспитательном процессе проявляется единство внешних  воздействий и влияние на объекты  их внутреннего отражения, преломления (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, которое проявляется в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса. 

В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные  связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых  протекает процесс их взаимодействия. 

Структура воспитательного  процесса  

Структура воспитательного  процесса предполагает наличие четко  поставленной воспитательной цели, содержания воспитания, отвечающего поставленной цели, форм и методов его реализации, предполагаемые результаты и условия, влияющие на эффективность воспитательного процесса.

Воспитательный  процесс осуществляется в соответствии с принципами, разработанными советской  педагогической наукой Подход к воспитательному  процессу не только как к воздействию, но и взаимодействию, отношению предполагает диалектическое рассмотрение его целей.

В условиях школы  воспитательный процесс направлен  на:

целостное формирование личности с учетом цели коммунистического  воспитания всестороннего, гармонического развития личности;

приобщение школьников к общественным ценностям в области  идеологии, морали, труда, науки, искусства, культуры (освоение общественной культуры и духовных ценностей в процессе обучения школьников постоянно обогащает воспитательный процесс);

организацию познавательной деятельности учащихся, ведущей к  развитию общественного сознания школьников;

организацию социально  ценной, многообразной деятельности при ведущей роли трудовой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей личности;

развитие важнейшей  социальной функции личности — общения  в условиях коллективного взаимодействия в различных объединениях школьников;

развитие активной жизненной позиции, проявляющейся  в системе отношений к обществу, данному коллективу, личности, самому себе; установок и мотивов, которыми руководствуется личность в своей  деятельности; целей и ценностей, которыми она руководствуется;

формирование  нравственных качеств и общественно  ценной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

организацию специальных  воздействий, нейтрализующих развитие негативных черт в развитии личности, неправильного выбора способов освоения ею социальных отношений.

Содержание воспитания обеспечивает путем различных форм и методов всестороннее развитие личности. Оно включает: процесс  формирования коммунистического мировоззрения, нравственное, трудовое, идейно-политическое, эстетическое, физическое развитие личности, создание условий для многообразной деятельности коллективов школьников, пионерской и комсомольской организаций, внеклассной и внешкольной работы.

Содержание процесса воспитания взаимосвязано с деятельностью общественности и воспитанием, осуществляемым в семье.

Методы воспитания определяются в соответствии с его  целью и содержанием. Существуют различные классификации методов  воспитания. Методы постоянно разрабатываются и усовершенствуются. В качестве основных выделяется несколько их групп: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания реализуются путем многообразных  способов и приемов, обусловленных  мастерством воспитателя, своеобразием педагогической ситуации и индивидуальными  особенностями учащихся.

Между всеми  компонентами воспитательного процесса (целью, содержанием, методами, условиями) существуют разнообразные связи и зависимости. Они возникают как в результате процессов, происходящих в широкой социальной среде, вызываемых общественным прогрессом, так и вследствие организации педагогического процесса в условиях конкретного региона, конкретной школы.

Педагогическое  назначение воспитательного процесса состоит в построении определенной системы воспитательного взаимодействия, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности и самовоспитания учащихся, направленных на реализацию социальной цели и создание положительного опыта воспитанников.

Информация о работе Структура воспитательного процесса