Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:55, контрольная работа
Пубертатный кризис подразумевает биологические и физиологические изменения, связанных с развитием соматических и половых функций. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов.
1.Этапы возрастного развития человека: подростковый возраст
а) Психологическая характеристика
б) Развитие личностной сферы
в) Поведенческие модели и реакции
2.Основные направления и содержание воспитательного процесса
а) Специфические черты и цели процесса воспитания
б) Самовоспитание и перевоспитание
Заключение
Список литературы
1) склонностью
к генерализации, т.е.
2) склонностью
приобретать свойство
3) склонностью
приводить к социальной
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление во что бы то ни стало стать такими, как все, с другой стороны – желание выделиться. При этом самооценка зависит от мнения референтной группы.
В общении со взрослыми появляются новые черты – стремление к независимости, уважению, серьёзному отношению со стороны взрослых. Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростками, учитывая появившееся чувство взрослости, тогда отношения строятся на новой основе без каких-то кризисов.
Слабость и неудачливость в какой-либо области подросток старается компенсировать успехами в другой. Часто встречается гиперкомпенсация.
Особенности поведения подростков:
1. Школа и родители отходят на второй план и не оказывают такое влияние на развитие, как раньше.
2. Возникает потребность побыть наедине с собой.
3. Появляются
секреты от других.
2.Основные направления и содержание воспитательного процесса
а) Специфические черты и цели процесса воспитания
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Процесс - разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.
Процесс воспитания - это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.
Специфические черты процесса воспитания:
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.
1. Процесс
воспитания - процесс многофакторный,
в нём проявляются
2. Воспитательный
процесс отличается
3. Одна
из особенностей
4. Процесс
воспитания - процесс комплексный.
Комплексность в данном
5. Важна связь с самовоспитанием.
6. Скрытая позиция воспитателя.
7. Сложность диагностики результата.
Цели воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.
Сущность процесса заключается в том, что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного). Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности.
б) Самовоспитание и перевоспитание
Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.
Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.
Отличительные черты самовоспитания:
1. самостоятельная работа.
2. целеустремлённая работа.
3. систематическая
работа по укреплению
Структура:
1. Адекватная самооценка;
2. Потребность в самовоспитании;
3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные-семья, широко-социальные -общество);
4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);
5. Составление
программы и плана (план
6. Принятие решений (волевой аспект);
7. Применение методов самовоздействия:
а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;
б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)
в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).
8. Мобилизация
своей активности и
9. Итоговый самоконтроль.
10. Формирование новой адекватной самооценки.
Организация с/воспитания учащегося:
1. Побуждение школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в самопознании и научить составлять план и программу.
2. Вооружение
школьников методами
3. Помощь
в мобилизации эмоционально-
Перевоспитание
- это целенаправленное влияние на
личность ребёнка с отклонениями
в поведении, целью которого является
актуализация положительного фонда
и преодоление своих
Основные идеи процесса перевоспитания
1.Любая личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить.
2.Стремление не подавить отрицательные, а развить положительные качества, которые уже есть у ребёнка.
3.Перевоспитание
предполагает обращение к внутренним
силам и потенции самого ребёнка.
Заключение
Под подростковым возрастом понимается период онтогенез от 11 до 15 лет.
Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т.д. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью..
Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби – реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Цели воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.
Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.
Перевоспитание
- это целенаправленное влияние на
личность ребёнка с отклонениями
в поведении, целью которого является
актуализация положительного фонда и
преодоление своих недостатков.
Список литературы
1. Божович
Л. И. Личность и её
2. Божович
Л. И. Социальная ситуация
3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.
4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.
6. Подласый
7. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.
8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
9. Эльконин
Д. Б. Избранные
Информация о работе Основные направления и содержание воспитательного процесса