Основные направления и содержание воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

Пубертатный кризис подразумевает биологические и физиологические изменения, связанных с развитием соматических и половых функций. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов.

Оглавление

1.Этапы возрастного развития человека: подростковый возраст
а) Психологическая характеристика
б) Развитие личностной сферы
в) Поведенческие модели и реакции
2.Основные направления и содержание воспитательного процесса
а) Специфические черты и цели процесса воспитания
б) Самовоспитание и перевоспитание
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

псих..doc

— 80.00 Кб (Скачать)

1) склонностью  к генерализации, т.е. способностью  возникать в самых разных ситуациях  и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными поводами;

2) склонностью  приобретать свойство патологического  стереотипа, повторяя по разным  поводам один и тот же поступок;

3) склонностью  приводить к социальной дезадаптации.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление во что бы то ни стало стать такими, как все, с другой стороны – желание выделиться. При этом самооценка зависит от мнения референтной группы.

В общении  со взрослыми появляются новые черты  – стремление к независимости, уважению, серьёзному отношению со стороны  взрослых. Если взрослые меняют систему  взаимоотношений с подростками, учитывая появившееся чувство взрослости, тогда отношения строятся на новой основе без каких-то кризисов.

Слабость  и неудачливость в какой-либо области подросток старается  компенсировать успехами в другой. Часто встречается  гиперкомпенсация.

Особенности поведения подростков:

1. Школа  и родители отходят на второй  план и не оказывают такое  влияние на развитие, как раньше.

2. Возникает  потребность побыть наедине с  собой.

3. Появляются  секреты от других. 
 
 
 
 

2.Основные  направления и  содержание воспитательного  процесса

а) Специфические черты и цели процесса воспитания

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В  целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Процесс - разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания - это разворачивающийся  во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

Специфические черты процесса воспитания:

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1. Процесс  воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные  объективные и субъективные факторы,  обуславливающие своим совокупным  действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

2. Воспитательный  процесс отличается длительностью.  По сути, он длится всю жизнь. 

3. Одна  из особенностей воспитательного  процесса - его непрерывность и  необратимость. Процесс школьного  воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4. Процесс  воспитания - процесс комплексный.  Комплексность в данном контексте  означает единство целей, задач,  содержания, форм и методов воспитательного  процесса, подчинение идее целостности  формирования личности.

5. Важна  связь с самовоспитанием.

6. Скрытая  позиция воспитателя.

7. Сложность диагностики результата.

Цели  воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия  для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.

Сущность  процесса заключается в том, что  внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного). Перевод  в область сознания человека с  тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

б) Самовоспитание и перевоспитание

Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая  деятельность человека над собой, возникает  в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Движущей  силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет  добиться.

Отличительные черты самовоспитания:

1. самостоятельная  работа.

2. целеустремлённая работа.

3. систематическая  работа по укреплению достоинств  и изжитию недостатков.

Структура:

1. Адекватная  самооценка;

2. Потребность  в самовоспитании;

3. Развитие  мотивации (личностные, узко-социальные-семья,  широко-социальные -общество);

4. Определение  цели (цель должна быть простой  и осознаваемой, реально достижимой);

5. Составление  программы и плана (план должен  быть кратким и включать действия  по выполнен6ию программы, программа  - содержательная сторона работы  над собой);

6. Принятие  решений (волевой аспект);

7. Применение  методов самовоздействия: 

а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;

б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)

в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).

8. Мобилизация  своей активности и воспитанности.

9. Итоговый  самоконтроль.

10. Формирование  новой адекватной самооценки.

Организация с/воспитания учащегося:

1. Побуждение  школьников к с/воспитанию (необходимо  убедить детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в самопознании и научить составлять план и программу.

2. Вооружение  школьников методами самовоспитания.

3. Помощь  в мобилизации эмоционально-волевой  активности (поддержка, оптимизм).

Перевоспитание - это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда  и преодоление своих недостатков.

Основные  идеи процесса перевоспитания

1.Любая личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить.

2.Стремление не подавить отрицательные, а развить положительные качества, которые уже есть у ребёнка.

3.Перевоспитание предполагает обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Под подростковым возрастом понимается период онтогенез  от 11 до 15 лет.

Переходный  возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т.д. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью..

Суть  «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби – реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В  целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Цели  воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.

Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Перевоспитание - это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Божович  Л. И. Личность и её формирование  в детском возрасте. М., 1968.

2. Божович  Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000.

3. Возрастная  и педагогическая психология /Под  ред. А. В. Петровского. М., 1980.

4. Кон  И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

5. Обухова  Л. Ф. Возрастная психология. Учебник  для вузов. - М.

6. Подласый 

7. Рабочая  книга школьного психолога / Пол  ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер  Э. Эротика и сексуальность  в юношеском возрасте. Проблемы  становления личности. М., 1994.

8. Цукерман  Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

9. Эльконин  Д. Б. Избранные психологические  труды. М., 1989. 
 
 

Информация о работе Основные направления и содержание воспитательного процесса