Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:19, контрольная работа
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека. Они получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Возникает адекватное отражение окружающего мира или состояния организма.
Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как запах, вкус, твердость, мягкость, звук, свет и т. п. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве.
Как известно, специальной математической дисциплиной, изучающей пространственные формы и отношения, является геометрия. Однако, когда мы говорим о перцептивном пространстве, мы исходим из некоторого обобщенного варианта трактовки ее предмета. Возможность такого рода обобщения можно проиллюстрировать, обратившись к механизмам цветоразличения, о которых мы уже говорили.
Обычное реальное пространство в геометрии понимают как непрерывную совокупность точек. Аналогично и непрерывную совокупность возможных состояний какой-либо системы, каких-либо явлений можно трактовать как своего рода пространство. Мы уже отмечали, что нормальное человеческое зрение трехцветно, т.е. всякое цветовое ощущение (Ц) есть комбинация красного (К), зеленого (3) и синего (С) цветов с определенными интенсивностями. Обозначая эти интенсивности в некоторых единицах через х, у, z, можно записать Ц = хК + уЗ + zC. Подобно тому, как точку можно двигать в пространстве вверх и вниз. вправо и влево, вперед и назад, так и ощущения цвета может непрерывно меняться в трех направлениях с изменением составляющих его компонентов. По аналогии можно сказать, что совокупность всех цветов есть трехмерное пространство. Непрерывное изменение цвета можно изображать как линию в этом пространстве. Можно ввести понятия о других простейших формах и отношениях (ближе, дальше) в пространстве цветов. Далее, можно ввести определение расстояния (например, по числу порогов различения, которое можно проложить между двумя цветами), определить поверхности и области цветов, подобно обычным поверхностям и геометрическим телам. Так возникает учение о пространстве цветов, которое путем обобщения геометрических понятий отражает реальные свойства цветового зрения человека.
Современная математика определяет пространство как множество каких-либо элементов (точек) при условии, что в этом множестве установлены отношения, сходные с обычными пространственными отношениями. Пространством считается множество элементов, в котором
задана группа взаимооднозначных преобразований этого множества в себя,
выделены специальные фигуры (множества точек),
введена система координат,
задан закон измерения расстояний.
Перцептивное пространство с этой точки зрения является композицией пространств, связанных с различными анализаторными системами: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной, кинестетической. Элементами этих пространств выступают различимые интенсивности переживаний разной модальности. Эти пространства являются конечными, неоднородными, анизотропными.
Свойства перцептивного образа. Перцептивным образом является фигура в перцептивном пространстве. В отличие от ощущений, которым соответствуют свойства, признаки, параметры внешних воздействий, в восприятии получает воспроизведение объективная целостная связность явления. Если ощущения локализованы в пространстве, центром координатных осей которого является человеческое тело (определенный анализатор), то для восприятий в первую очередь характерна отнесенность к объективному пространству, вынесенность, проецированность образов вовне. Но возможность изучения восприятия как определенного рода психического феномена мы получаем лишь тогда, когда мы способны дифференцировать субъективные и объективные составляющие образа. Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорных данных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта, его перцептивных действий. В этом смысле образы восприятия более субъективны, чем ощущения, которые возникают как эффект преимущественно экстрапсихического воздействия. Однако будучи спроецированными во внешнее пространство, их свойства переживаются именно как свойства самого объекта.
К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостностность, константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначе говоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действий является возможность дифференциации объективных и субъективных компонентов образа. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что это следствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную, я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько я голоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говорить о восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающей машины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелой вишни и т.д.)
Свойство целостности перцептивного
образа обнаруживается тогда, когда, например,
неполнота или выпадение, искажение каких-либо
деталей изображения объекта не мешают
его узнаванию (слово, написанное с "ошипкой"),
когда мы группируем разрозненные детали,
структурируем нерасчлененную совокупность
так, что они образуют осмысленное целое
(
Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия, т.е. то, когда изменение фоновых характеристик в определенном диапазоне не влияет на величину признака воспринимаемой фигуры. В Других обстоятельствах имеет место прямо противоположный эффект, но эти случаи мы квалифицируем как иллюзии восприятия. Наиболее известными видами константности являются константность величины, формы и цвета. Фигура человека, который удалился от нас с расстояния в 3 метра на расстояние в 30 метров, не становится для нас меньше в 10 раз, хотя его изображение на сетчатке нашего глаза изменилось именно таким образом. Если предъявлять испытуемому кольца под разными углами в линии взора, в определенном диапазоне они будут восприниматься как кольца, хотя проекцией их на сетчатке будет эллипс. Классическим является пример Э. Геринга: кусок угля на ярком солнце может отражать света больше, чем мел на рассвете, тем не менее, уголь на солнце будет восприниматься как черный, а мел на рассвете как белый.
Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете. Поскольку наш интерес целиком связан с постоянством цвета объектов, то мы учимся игнорировать изменения цвета, обусловленные изменениями освещенности. Теорию Гельмгольца можно квалифицировать как интеллектуалистическую. Его оппонентом выступил, в частности, Э. Геринг. Он пытался объяснять механизмы константности периферическими факторами. Дискуссия, начало которой положило столкновение позиций Гельмгольца и Геринга, характеризует одну из магистральных линий развития всей проблематики, относящейся к сфере восприятия. В частности, С.В. Кравковым были проведены специальные исследования, в которых были получены данные, противоречащие периферической теории. Он вводил в глаз атропин, исключая тем самым зрачковый рефлекс, однако константность размера сохранялась.
Важное значение для понимания механизмов перцепции имеют исследования иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Если испытуемому предложить несколько раз подряд поднять одновременно двумя руками пару предметов, заметно отличающихся по весу (объему), а затем дать пару предметов, одинаковых по весу (объему), то в той руке, где до этого был предмет более тяжелый, вес будет восприниматься меньшим. Эта иллюзия имеет эквивалент и для зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа многократно экспонируется пара неравных кругов. Предъявленная затем пара одинаковых кругов оценивается как неравная.
Проблемы психологии восприятия – это в первую очередь проблемы психического синтеза. Важно понять (объяснить), каким образом оказывается возможным построение и удержание образа значимого объекта в хаосе воздействий, падающих на человеческое тело, каким образом происходит выделение сигнала из шума, за счет чего происходит разделение фигуры и фона. Исследование механизмов перцепции преимущественно шло в направлении обнаружения условий, ведущих к ошибкам восприятия, к возникновению иллюзий. При этом оказалось, что и ошибки, и иллюзии возникают, если ограничено время восприятия. Не случайно многочисленные эксперименты были проделаны с использованием тахистоскопа. При очень коротких экспозициях было зафиксировано отсутствие дифференцировки фигуры и фона; возникало впечатление гомогенной картины. По мере увеличения времени экспозиции постепенно происходит выделение границ экспонируемой фигуры, пока. наконец, восприятие не примет устойчивый характер. Иной способ зашумливания экспонируемого объекта используется тогда, когда границы фигуры и фона размываются за счет пространственной удаленности или когда экспонат маскируется другими изображениями. При этом перед испытуемым ставится задача выделить называемый в инструкции объект, найти определенный маршрут в лабиринте и т.п.
Зависимость полноценного восприятия от сохранности психофизиологических механизмов центрального синтеза эффективно демонстрируют особенности восприятия у людей, у которых расщеплен мозг. Например, Сперри (Sperry, 1968) продемонстрировал изменения в восприятии, когда полностью перерезано мозолистое тело, т.е. когда передача информации из одного полушария в другое стала невозможной. Хотя такая операция обычно не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений повседневного поведения, однако было замечено, что люди, перенесшие такого рода операцию, ведут себя так, как если бы у них было два мозга. Один из экспериментов Сперри состоял в следующем. Перед испытуемым находился экран, который закрывал его руки и на который проецировались изображения разных предметов, так чтобы информация поступала либо в правое, либо в левое полушарие. На столе, где находились руки испытуемого, лежали предметы, которые он мог ощупывать. Иначе говоря, у испытуемого формировались как бы независимо друг от друга зрительный и гаптический образы предметов в одном или в разных полушариях. Было обнаружено, что испытуемый мог после ощупывания предметов левой рукой взять тот из них, изображение которого на короткое время появлялось в левой части экрана, но он не мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левой руки. Когда изображение проецировалось в правую часть зрительного поля и была задействована правая рука, такого явления не наблюдалось. Если же разные изображения направлялись в разные полушария одновременно и испытуемого просили выбрать предмет левой рукой, то он выбирал предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие, но при этом называл тот предмет, который был спроецирован в левое полушарие. Иначе говоря, назывался образ, спроецированный в "говорящее полушарие", в противоречие с тем, что левая рука выбирала предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие.
3. Восприятие
31. Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в определенно значимой для человека совокупности их различных свойств и частей, связанных с переживанием и пониманием целостности отражаемого.
Результат восприятия — всегда целостный образ предмета в системе значимых для человека свойств. Поэтому, в отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно и предметно. Оно интегрирует много ощущений, идущих от различных анализаторов, но не является прямым результатом такой интеграции. При этом процессе огромную роль играет апперцепция, или прошлый опыт человека. Поэтому восприятия могут быть:
Все это зависит не только от чувствительности органов ощущения, но и от предшествующего опыта и знаний; внимательности наблюдения; способностей воспринимающего и его умственного развития; от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
· зрительные
· осязательные
· вкусовые
· обаятельные
2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:
· восприятие пространства
· восприятие времени
· восприятие движения
32.
33.
34. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы: