Ощущение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека. Они получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Возникает адекватное отражение окружающего мира или состояния организма.
Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как запах, вкус, твердость, мягкость, звук, свет и т. п. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве.

Файлы: 1 файл

Коллоквиум1.docx

— 183.61 Кб (Скачать)

   - двигательные (кинестетические),

   - осязательные,

   - обонятельные,

   - вкусовые,

   - температурные,

   - органические.

   Б. М. Теплов предложил классифицировать  представления по содержанию:

   - математические,

   - географические,

   - технические,

   - музыкальные и т. д.

   Он же предложил другое основании классификации, по степени обобщённости:

   - частные представления,

   - общие представления.

   Другое основание классификации - по степени проявления волевых  усилий:

   - спонтанные представления (возникающие без участия воли),

   - вызванные представления (с участием воли).

   Зрительные представления

 

   Зрительные представления  в отдельных случаях бывают  предельно конкретными и передают  все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Но в большинстве  случаев в зрительных представлениях  преобладает какая-нибудь одна, а  другие в это время или очень  неясны или отсутствуют вовсе.

   Зрительные представления  обычно лишены объёмности и  воспроизводятся в виде двухмерной  картины. Эти картины в одном  случае могут быть красочными, в другом — бесцветными.

   Характер зрительных представлений  зависит от содержания и той  практической деятельности, в процессе  которой они возникают. У художников  в процессе рисования зрительные  образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует  с натуры, для перенесения зрительного  образа на бумагу необходимо  представление. Тут проявляется  ещё одна интересная особенность  зрительных представлений - они могут  накладываться на ощущения, совмещаться  с ними. Художник рисует с открытыми  глазами, воображаемый образ он  совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.

   Недаром представление относят  к познавательным психическим  процессам. Оно играет огромную  роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано  со зрительными представлениями. На уроке математики школьник  представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет  персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет  действие, которое предстоит совершить.

Слуховые представления

 

   Самые характерные слуховые  представления - речевые и музыкальные. Речевые представления:

   - фонетические,

   - темброво-интонационные.

   Фонетическое представление - представление какого-то слова  без привязки к голосу, интонациям, звуковой окраске. Речь идёт о  представлении "слова вообще".

   Темброво-интонационные представления - представление именно тембра  голоса и характерных особенностей  интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют  большое значение в работе  актёров и, а также вообще в  работе людей над собственным  произношением.

   Музыкальное представление - представление последовательности  звуков, их соотношении между  собой по высоте и длительности, по ритму. Музыкальное представление  хорошо развито у композиторов  и музыкантов, способных представить  звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления

 

   Двигательные представления - образы движений разной степени  сложности. Интересно, что двигательные  представления всегда связаны  с реальными ощущениями, тонусом  мышц. Представляя себе движение  какой-нибудь части тела, у человека  происходит слабое сокращение  соответствующих мышц. Если представить, что сгибаешь в локте правую  руку, то в бицепсах произойдут  сокращения, которые можно регистрировать  чувствительными электрофизиологнческими приборами.

   Экспериментально доказано, что любое двигательное представление  всегда сопровождается сокращениями  мышц. Даже при произнесении какого-то  слова (про себя) приборы отмечают  сокращение в мышцах языка, губ, гортани. Таким образом, всё тело  человека является как бы моделью  самой себя (или самой себе).

   Двигательные представления  порождают зачаточные движения, которые порождают слабые двигательные  ощущения, которые в свою очередь  всегда образуют неразрывное  целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Иными словами, эти слабые двигательные ощущения выступают материальной основой двигательных представлений.

   Двигательные представления  делятся на группы:

   - представления о движении  всего тела,

   - представления о движении  отдельных частей,

   - речевые двигательные представления.

   Представления о движении  тела и отдельных частей обычно  являются результатом слияния  двигательных ощущений со зрительными  образами. Например, двигательные ощущения, идущие от мышц руки, в сочетании  со зрительными образами согнутой  руки порождает представление  о сгибании руки. Речевые двигательные  представления являются слиянием  рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

   Первые два вида представлений  называют ещё зрительно-двигательными. Третий вид - слухо-двигательными.

   Представления о движении  всего тела более сложны в  сравнении с представлениями  о движении отдельных частей. К тому же это единое представление  состоит из отдельных (парциальных) представлений и тесным образом  связано с представлением о  текущей деятельности человека.

Пространственно-временные представления

 

   В пространственно-временных  представлениях ясно представляются  пространственная форма и размещение  объектов, изменения этой формы  и размещения во времени. Сами  объекты при этом представлении  могут представляться очень неопределённо, в самых ключевых своих свойствах. Эти представления настолько  схематичны и бесцветны, что использование  понятия "зрительный образ" к  ним неприменим. Поэтому пространственно-временные  представления и были выделены  в отдельную группу. Ещё их  можно было назвать "схематичные  представления".

   Пространственно-временные  представления в основном являются  зрительно-двигательными представлениями, то есть основываются на зрительных  и на двигательных представлениях. Примеры использования пространственно-временных  представлений - шахматисты, просчитывающие  разные варианты развития партии; тренеры футбольных команд, представляющие  схемы атаки и защиты при  игре с командой соперника; водители, оценивающие дорожную ситуацию.

   Пространственно-временные  представления очень важны в  освоении ряда научных дисциплин, особенно физико-технических. Физик-теоретик, решая ту или иную задачу, оперирует  именно пространственно-временными  представлениями, в которых физические  тела рассматриваются как элементарные  шары или бруски.

44. Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

 

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

 

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.

 

Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

 

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется».

 

По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

 

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.

 

Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

5. Воображение

45. Воображение

 

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

 

Воображение - это психический процесс создания нового в ферме образа, представления или идеи.

 

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

 

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

 

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

 

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

 

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

 

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

 

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

 

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

 

В психологии различают произвольное или непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреф-лексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

 

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

46. Механизм создания образов в воображении человека

 

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, — одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Информация о работе Ощущение