Ощущение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека. Они получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Возникает адекватное отражение окружающего мира или состояния организма.
Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как запах, вкус, твердость, мягкость, звук, свет и т. п. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве.

Файлы: 1 файл

Коллоквиум1.docx

— 183.61 Кб (Скачать)

 

Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

 

Точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

 

Полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

 

Быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

 

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

 

Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

 

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

 

Структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

 

Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

 

Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

 

Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

 

Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

 

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

 

 

 

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация - процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире - там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

 

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

 

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

 

 

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

35. Константность восприятия — восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цветКонстантность - это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Виды К. – к. размера, формы, глубины, скорости, цвета.

Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются верно – это константность формы.Решающим в восприятии константности формы является регистрируемая информация о наклоне объекта. если такая инф. отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для к.ф. можно использовать различную удаленность его сторон, т.е. константность размера.

Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость смещения ретинального изображения. Поэтому дв-е далеко расположенных объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени. Экспериментально это подтвердили, проверяя следующее объяснение восприятия скорости - Восприятие скорости определяется скоростью изменения положения объекта по отношению к своему непосредственному окружению. Эксперимент: удалены все объекты, кроме движущихся. В темноте предъявляются движущиеся круги, кот. движутся вниз на непрерывной ленте. Один круг – стандарт, находился рядом, другой – в 4 раза дальше. наблюдатель устанавливал скорость второго круга равной стандарту-. 2 глаза – незначительно превышал, 1 глаз (искусств. зрачок) – превышала в 4 раза, т.к. искусственный зрачок имеет свойство удалять информацию о расстоянии, и наблюдатель делает вывод на основе скорости смещения ретинального изображения. Восприятие скорости зависит и от размеров системы отсчета. Эксперимент: “ прямоугольника а и б. Б в 2 раза больше, чем а. к обоим с одинаковой скоростью движется круг. Кажется, что круг к прямоугольнику “б” движется в 2 раза медленнее. Этот эффект Браун назвал эффектом транспозиции скорости. Итак, на восприятие скорости влияют 2 параметра:1)характер окружения 2)адекватность информации о расстоянии.

Константности нейтрального цвета. Разработан Кац. Два образца белого цвета предъявляются на белом фоне, но разделяются перегородкой так, чтобы цвет от лампы, помещенной сбоку, освещал фон по обе стороны от перегородки неоднородно. Одна из сторон принимается за стандарт. Испытуемый должен подобрать цвет на второйстороне, равный стандарту. Обычно вбирают серый цвет, который несколько темнее стандартного. Т. о. тенденция к константности налицо. Коэффициент константности. Тенденцию к константности можно выразить и количественно. 1)если наблюдатель подравнивает образцы на основе абсолютной интенсивности, выбирая коэффициент отражения сравниваемого объекта так, чтобы компенсировать разницу в освещении, то никакой тенденции к константности он не проявляет. 2) если же он подравнивает образцы, выбирая коэффициент отражения равным стандарту, они проявляет полную константность 3)Если при подравнивании он выбирает промежуточный вариант (так обычно и бывает), то коэффициент константности может быть выражен значением коэффициента отражения от 0 до 100 %. .

Константность глубины. независимость видимой глубины между двумя точками от их абсолютной удаленности. Эксп. (Голлах и Цукерман)В стереоскопе создавались иллюзорные изменения увеличение или уменьшение вдвое – эгоцентрической удаленности. Достигалось это соотношением аккомодационной и конвергенционной удаленности. Изменение видимой глубин происходило в направлении константности, хотя полной константности глубины не было. В этом эксперименте полная константность могла отсутствовать по двум причинам: 1)посредством аккомодации и конвергенции глаза не всегда можно вызвать требуемое изменение воспринимаемой удаленности. 2)зрительная система, возможно, компенсирует уменьшение диспаратности с удаленностью по закону константности. К.Г. подразумевает, что при условии адекватного восприятия абсолютной удаленности видимая глубина между двумя точками должна быть пропорциональна диспаратности и произведению видимых удаленностей до этих точек.

Константность видимой величины и видимой формы. Видимая величина определяется скорее дистальным стимулом (физ. величина о-та), чем проксимальным (величина сетчаточного изображения). Зрительная система тонко реагирует на 1% изменения видимой величины. А с др. стороны, при удалении объекта мы не замечаем уменьшения его видимой величины, хотя его угловая величина и уменьшается обратно пропорционально удаленности. Предположим, что зрительная система учитывает изменение абсолютной удаленности объекта и компенсирует уменьшение его ретиню изображением в удалением объекта. Опыты показывают, что уменьшение числа признаков абсолютной удаленности приводит к исчезновению константности объекта.

Эксп-ты (дополнение). 1) Комната Эймса (константность восприятия знакомой формы). 2) Эксп-ты с кубами на младенцах (подтверждающие константность) 3) Закон Эммерта для наклонных проекций (проекция последовательного образа на наклонную плоскость имеет такой вид, как будто объект расположен в этой плоскости, что полностью подтверждает константность). Эти эксп-ты были с успехом проведены на животных и на 6-8 недельных детях. 4) Классические исследования константности величины: исследования Холдей, Боринга. Испытуемый находится на стыке 2 коридоров. В одном он видит объекты, расположенные на разном расстоянии, величину которых надо оценить. В другом – объекты разной величины, с которыми надо сравнивать. Условия предъявления: а) вне контекста, б) без предметов для сравнения, в) как обычно. Результаты: феномен константности. Формула Брунсвика-Таулесса для подсчета константности: K= ((V-P) / (R-P)) * 100 % , где R - реальная (объективная) , величина эталона, V - воспринимаемая величина (выбранный перем. стимул, P - проекционная величина (расчетная величина при отсутствии константности).у и т. д.

 

36. Теории константности восприятия (3 шт.)

1) Ядерно-контекстная теория константности (Холуэй и Боринг)

Предлагается различать две переменные:

• ядерная переменная (Я) — характеристика сетчаточного образа объекта, константность которого измеряется (например, размер);

• контекстная переменная (К) — информация об условиях, в которых предъявляется объект (например, об удаленности, наклоне, освещенности…).

Таким образом, константность является результатом взаимодействия этих двух переменных и вычисляется по формуле:

К = f (Я; К)

Эксперимент Холуэя и Боринга

 

 

 

• Испытуемый помещался в месте пересечения двух коридоров, расходящихся на 90°.

• В одном коридоре на расстоянии 3 м от испытуемого располагался переменный стимул — световое пятно, размер которого испытуемый мог регулировать.

• В другом коридоре на различных расстояниях от испытуемого (от 3 до 36 м) предъявлялся эталонный стимул —  световое пятно, реальные размеры которого менялись вместе с расстоянием так, что пятно всегда имело один и тот же угловой размер, т.е. размер сетчаточного образа был всякий раз одинаковым (чем ближе было пятно к испытуемому, тем меньше были его размеры).

• Испытуемому ставилась задача так подобрать размер переменного стимула, чтобы он казался равным эталонному.

 

Предлагалось 4 варианта предъявления:

1) условия бинокулярного зрения (можно двигать головой; освещение  нормальное);

2) монокулярное наблюдение (один  глаз закрыт; можно двигать головой; освещение нормальное). Это исключает  все бинокулярные признаки, например, диспаратность.

3) монокулярное наблюдение через  «искусственный зрачок» — т.е. маленькую дырочку (Поскольку нет  движении глаз и головы, такое наблюдение исключает монокулярный параллакс и линейную перспективу);

4) затемненное помещение (плохо  различим градиент текстуры как  признак глубины пространства).

Результаты:

1) прямая «1»; небольшой эффект сверхконстантности, связанный с переоценкой удаленности;

2) прямая «2», восприятие удаленности было все еще хорошим, полученные значения находятся все еще в соответствии с законом константности;

3 и 4)  результаты еще больше  приблизились к закону угла  зрения.

 

 

Ось Y — видимый размер эталонного стимула,

ось X  — удаленность эталонного стимула.

«закон константности» имел бы место в случае 100% константности (пунктир I; K=1);

«закон угла зрения» – в случае полного отсутствия константности (пунктир II; К=0).

 

Вывод: Чем меньше контекстных стимулов, тем больше доминируют ядерный стимул. (Т.е. наблюдатель может правильно оценивать размеры неизвестного ему предмета лишь в той мере, в какой у него есть надежные источники информации об его удаленности).

2) Теория перцептивных уравнений (Иттельсон)

Как и Боринг, Иттельсон предлагает различать две переменные:

• ядерная переменная (Я) — характеристика сетчаточного образа объекта, константность которого измеряется (например, размер);

• контекстная переменная (К) — информация об условиях, в которых предъявляется объект (например, об удаленности, наклоне, освещенности…).

Таким образом, константность является результатом взаимодействия этих двух переменных и вычисляется по той же формуле, что и у Боринга:

К = f (Я; К)

Как связаны две эти субъективных величины — видимый размер и видимое удаление?

По Иттельсону, их связь описывается формулой:

 

ВР (видимый размер) = 2 tg (α / 2) ВУ (видимое удаление),

где α — телесный угол.

 

Т.о., всё зависит от того, как воспринимает наблюдатель расстояние до объекта:

• если субъект оценивает расстояние правильно, то и размер оценивает правильно;

• если расстояние оценивается как меньшее, то и размер оценивается как меньший;

• если расстояние оценивается как большее, то и размер оценивается как больший.

Теория перцептивных уравнений хорошо объясняет следующие феномены:

1) опыт Эймса с игральными картами. Испытуемому в условиях полной редукции признаков удаленности одновременно предъявлялись три ярко освещенные игральные карты. Все три карты находились на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна — нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Оценивая удаленность этих карт, испытуемый решил, что большая карта находится в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты.

Информация о работе Ощущение