Ощущение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека. Они получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Возникает адекватное отражение окружающего мира или состояния организма.
Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как запах, вкус, твердость, мягкость, звук, свет и т. п. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве.

Файлы: 1 файл

Коллоквиум1.docx

— 183.61 Кб (Скачать)

2) иллюзия Луны, известна со 2 в. до н. э. и описана Платоном. Когда  мы смотрим на луну в зените, мы воспринимаем ее меньше, чем если она находится на линии горизонта. Это объясняется тем, что когда наблюдатель смотрит на Луну в зените, он воспринимает ее без контуров домов, деревьев; на фоне безграничного небосвода Луна выглядит меньше, поэтому  расстояние до нее субъективно оценивается как большее.

3) комната Эймса. Наблюдатель не знает, насколько в действительности удалены от него углы комнаты, поэтому исходит из того, что это «обычная прямоугольная комната». Поэтому когда человек внутри комнаты Эймса переходит из правого угла в левый, перцептивная система наблюдателя «решает», что если удаленность объекта не изменилась (а это не так!), следовательно, изменился видимый размер человека.

3) Экологическая теория (Гибсон)

Опыт с восприятием высоты на земной поверхности

Опыты проводились на поле, которое простиралось почти до самого горизонта и было тщательно перепахано, так что на нем не было видно борозд. Требовалось оценить высоту вех (вертикальных шестов), расставленных по полю на расстоянии до полумили. Испытуемыми были авиаторы-стажеры. Задача: сравнить размеры вех, одна из которых находилась возле наблюдателя, а другая была удалена на какое-то расстояние.

В этих опытах было показано, что наблюдатели неосознанно извлекают определенное инвариантное отношение; размер сетчаточного изображения не играет никакой роли. При таком расстоянии оптические размеры элементов текстуры и оптические размеры самих вех были чрезвычайно малы. Константность определяется благодаря следующим инвариантам:

1) плотность градиента текстуры  земной поверхности. Независимо  от того, насколько далеко находится  объект, он заслоняет собой одно  и то же число текстурных  элементов земной поверхности (комьев  земли в поле, пучков травы  на лугу и т.п.). Это число  является инвариантным соотношением, которое извлекает человек для  восприятия константности размера.

2) отношение, в котором горизонт  делит одинаковые вертикальные  объекты. Равные объекты делятся  на линии горизонта в равных  пропорциях (например, уходящие вдаль  телеграфные столбы), т.е. эта пропорция  инвариантна. Горизонт никогда не  движется и является надежной  системой отсчета для оптических  измерений.

Инварианты — не признаки, а информация для прямого восприятия размера.

 

Таким образом, константность размеров и формы, по Гибсону, определяется по формуле:

К = f (инвариантные структуры ООС)  (ООС — объемлющий оптический строй).

37.

38. Под восприятием  понимается отражение в сознании человека каких-либо предметов или явлений вследствие непосредственного воздействия на органы чувств человека.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.

Восприятие формы  обычно осуществляется с помощью:

– зрительного анализатора;

– тактильного анализатора;

– кинестетического анализатора.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур.  Под контуром следует понимать разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осуществляется восприятие формы при помощи осязания.

Восприятие величины.  Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаз к четкому видению равноудаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенции.

Аккомодация  – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.

Конвергенция  – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.

Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодаций и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого предмета.

Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях (аккомодация – 5–6 м, конвергенция – до 450 м). Человек способен различать удаленность воспринимаемых предметов на расстоянии до 2500 м.

39. 40.  Восприятие глубины  и удаленности предметов  осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. На сетчатке обоих глаз имеются точки, которые при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикальной и горизонтальной осей совпали бы. Эти точки называются корреспондирующими. Возбуждение корреспондирующих точек дает нам ощущение одного объекта в поле зрения.

Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспон-дирующие, или диспаратные, точки, то имеет место один из двух эффектов: возникновение двойного изображения или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта.

При восприятии удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и обучается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Таким образом, восприятие осуществляется с помощью различных видов воздействия на органы чувств, а именно восприятие происходит через восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов.

41. Восприятие времени  – отражение длительности и последовательности явлений и событий.

Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.

Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, ритмичный характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время. При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения.

Восприятие времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстротекущего времени. При ожидании приятного события кажется, что время идет очень медленно.

При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.

На оценку времени оказывает влияние возраст человека: детям кажется, что время течет медленно, а взрослые поражаются, как быстро оно летит.

Точность в оценке временных интервалов может повышаться с опытом в практической деятельности человека. При некоторых видах профессиональной деятельности вырабатывается умение очень точно оценивать промежутки времени. (Например, высокопрофессиональный учитель точно определяет продолжительность урока.)

Восприятие движения – отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы.

С помощью зрения мы можем получить информацию о движении объекта двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае изображение объекта не только перемещается по сетчатке, но и все время меняется. Однако благодаря константности восприятия мы видим, как один и тот же объект перемещается в пространстве. Аналогичное перемещение изображений на сетчатке возникает и тогда, когда мы, например, поворачиваем голову. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Или, например, когда человек ходит по комнате, изображение на сетчатке также перемещается, однако он воспринимает комнату неподвижной, а себя – движущимся. (При наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобная корректировка не происходит и человеку при движении кажется, что весь мир движется вокруг него.)

Второй способ восприятия движения – прослеживание взором за движущимся объектом.

Впечатление движения может возникать и при отсутствии реального движения предмета, даже если взор фиксирован. Например, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление движения этого предмета. Такое явление называется стробоскопическим эффектом.

42. Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. В настоящее время в психологии наибольшим признанием пользуются две гипотезы, объясняющие механизм восприятия движения:

 

1. Восприятие движения обусловлено  перемещением образов предметов  на сетчатке глаза. Эта гипотеза  лучше объясняет так называемое  «реальное (физическое) движение», механизм  которого основан на стробоскопическом  эффекте. Отображение предмета возникает  на сетчатке как перцептивном  поле статичного глаза. Затем  по сетчатке перемещаются образы  движущихся предметов в соответствии  с эффектом мультипликации.

 

VertheimerОднако указанная выше гипотеза не в состоянии объяснить, например, фи-феномен, т.е. эффект псевдодвижения М.Вертгеймера. Попеременные вспышки лампочек семафора воспринимаются нами как движущиеся огни. В данном случае подвижен глаз человека, а реальный предмет, напротив, статичен. Нельзя также отличить реально движущийся объект от реально неподвижного объекта (иллюзия перемещения луны на фоне подвижных облаков).

 

2. Восприятие движения является  результатом движения глаз. Так, в эксперименте американского  психолога Л.Мэтина испытуемым закапывали в глаза химическое вещество, вызывающее временный паралич глазных мышц. В результате подвижные объекты воспринимал статичный глаз, а у испытуемых возникал эффект «прыгающего мира».

 

Исходя из этой гипотезы трудно объяснить спровоцированное (вызванное) движение, когда движущийся предмет вызывает движение другого – неподвижного – предмета. Например, иллюстрация теории относительности: движущийся поезд за окном и вы внутри неподвижного вагона.

 

Можно также привести результаты исследования автокинетического (саморегулируемого) движения. Неподвижная светящаяся точка в темной комнате через некоторое время воспринимается испытуемыми как подвижная. Кажется, что она движется и, если сопровождать ее перемещение, указывая на нее пальцем, а затем неожиданно включить свет, субъективное смещение может составлять до 30°. При этом «наивный» испытуемый искренне верит, что светящаяся точка подвижна, тогда как информированный верит в неподвижность точки с большим трудом.

 

Видимо, особенности нашего восприятия в данном случае можно объяснить на основании закона «фигуры и фона». Движение возникает, если объект воспринимается как фигура относительно фона, создаваемого другим объектом. Поэтому имеет значение отражение расстояния между предметами (т.е. движение глаз) и его перемещение по сетчатке глаза (исчезновение автокинетического эффекта, когда мы фиксируем образ объекта на сетчатке).

Восприятие движения – очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект.

 

Для того чтобы возник стробоскопический эффект, отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть около 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, равна 1 с), раздражения осознаются как раздельные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 4,5°. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре. О. Роден возвел этот прием в основной принцип своей теории изображения движения в искусстве.

 

В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.).

Информация о работе Ощущение