Виды ощущений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем вызывающим ощущение выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение слух обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые болевые тактильные ощущения – контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные статические и кинестетические температурные болевые жажды голода. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Файлы: 1 файл

Психология и педогогика.docx

— 28.14 Кб (Скачать)

Виды  ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем вызывающим ощущение выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение слух обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые болевые тактильные ощущения – контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные статические и кинестетические температурные болевые жажды голода. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку являющуюся рецептором зрительного анализатора.

  1. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны
  2. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом».
  3. Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки расположенные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощущений входят вкусовые кожные (болевые тактильные температурные).
  4. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки расположенные на поверхности языка глотки неба – различают ощущения сладкого кислого соленого и горького.
  5. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения) температурная (ощущения холода и тепла) болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина наименее – грудь.
  6. Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения которые возникают от рецепторов расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

 

2. Значение ощущений  в жизни человека и их происхождение.

Своей деятельностью  человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует  свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе.

Творческий  характер деятельности живого существа проявляется в том, что благодаря  деятельности он выходит за пределы  своей ограниченности, превосходит  свои же генотипически обусловленные возможности. Однако огромное влияние на деятельность оказывают ощущения. Без них невозможна или была бы  очень затруднена, какая либо деятельность. Если же у человека полностью или частично отсутствует один из познавательных процессов (слух, зрение, обоняние, вкус и т. п.), то это резко снижает рамки выбираемой профессии. Рассмотрим подробнее аспект связи ощущений с деятельностью по каждому виду ощущений (ограничения выбора профессии).

Зрительные ощущения

При ослаблении действия аппарата колбочек человек  плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского  физика Дальтона, который впервые  его описал). Дальтонизм является серьезным  недостатком зрения, и его необходимо учитывать как противопоказание при выборе профессий водителя и  оператора, которые связаны с  цветовой индикацией.

Слуховые ощущения

Ослабление  деятельности слухового аппарата оказывает  влияние на выбор активных профессий, неотъемлемой частью которых являются слуховые ощущения, например, преподаватель, телефонисты, продавцы, врачи, юристы, переводчики, радиоведущие и т.п.

Обонятельные ощущения

Данный вид  ощущений оказывает влияние на выбор  профессии, где обоняние является главным  профессиональным инструментом. Надо отметить, что таких профессий не так много. Наиболее яркие из них – это повар, человек, занимающийся тестированием парфюмерной продукции и т.д.

Вибрационные ощущения

Необходимость вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где  вибрация становится неисправностью в  работе машины. Это всевозможные технические  операторы, водители, механики и т.д.

Вкусовые ощущения

Ослабление  деятельности вкусовых ощущений является противопоказанием при выборе профессии  повара, для которого ощущения данного  вида являются профессиональным инструментом.

Кожные ощущения

В некоторых  профессиях человеку важно знать  не только расположение отдельных частей его тела, но и всего тела и  уметь выполнять рабочие движения при изменении  тела в пространстве (водолазы, парашютисты, космонавты, летчики, моряки, монтажники-высотники и т. п.). Поэтому ослабление деятельности соответствующих ощущений может  быть серьезным ограничением данных видов деятельности.

Надо отметить, что ощущения также очень сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии ощущений будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.

 

3. Изменение и измерение  ощущений.

Кроме качественных характеристик, отражающих воздействие специфических видов  энергии, все ощущения обладают рядом  общих количественных характеристик. Одна из них — абсолютный и относительный  пороги ощущений.

 Для того чтобы в результате  действия раздражителя на органы  чувств ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул  достиг определенной величины. Такая  величина называется абсолютным  нижним порогом ощущения, или  порогом чувствительности данной  модальности. 

 Переход от невоспринимаемых стимулов, не вызывающих ощущения, к воспринимаемым, порождающим его, происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить величину воздействующего стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый.

 Вместе с тем даже весьма  значительные изменения величины  стимулов в пределах допорогового диапазона не порождают никаких ощущений, за исключением рассмотренных выше субсенсорных стимулов и соответственно субсенсорных ощущений. Точно так же существенные изменения значения уже достаточно сильных, запороговых стимулов также могут не вызвать никаких изменений в уже имеющихся ощущениях; они, вероятно, переходят в болевые или просто перестают восприниматься как ощущения определенной модальности. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

 Средние значения абсолютных  порогов возникновения ощущений  для разных органов чувств  человека 

 Органы чувств Величина абсолютного  порога ощущения, представленная  в виде условий, при которых  возникает едва заметное ощущение  данной модальности :

 Осязание Способность воспринимать  ясной темной ночью пламя свечи  на расстоянии до 48 км от глаза 

 Различение тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м

 Ощущение присутствия одной  чайной ложки сахара в  растворе, содержащем 8 л воды 

 Ощущение наличия духов при  лишь одной их капле в помещении,  состоящем из 6 комнат 

 Ощущение движения воздуха,  производимого падением 

 крыла мухи на поверхность  кожи с высоты около 1 см 

 Приведем еще несколько примеров, показывающих, насколько велика  чувствительность анализаторов  человека, сославшись на высказывание  известных психофизиков. «Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света... Если бы глаз был еще более чувствителен, то постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха также настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке. Иначе говоря, достаточно давлению воздуха сместить барабанную перепонку всего лишь на 0,0000000001 см, чтобы мы услышали звук. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1% диаметра молекулы водорода»1. Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.

 Кроме величины абсолютного  порога, ощущения характеризуются  также относительным, или дифференциальным, порогом: 

 где: I — величина действующего  стимула, ?I — его приращение, ?/ — это величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменился. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

 Этот факт был установлен  французским ученым, создателем  фотометрии П.Бугером, подтвержден и уточнен немецким психофизиком Э.Вебером. В историю исследований по психофизике ощущений он, соответственно, вошел под двойным именным названием: закон Бугера—Вебера. Сама же постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя, получила название константы Вебера.

 Значение константы Вебера  для разных органов чувств 

 Вид ощущений Значение константы  Вебера для соответствующего  вида ощущений 

 Ощущение изменения высоты  звука 

 Ощущение изменения яркости  света 

 Ощущение изменения веса  предметов 

 Ощущение изменения громкости  звука 

 Ощущение изменения давления  на поверхности кожи 

 Ощущение изменения вкуса  соляного раствора 0,003 0,017 0,020 0,100 0,140 0,200

 Внимательно исследуя зависимость,  которая существует между изменениями  силы воздействующих на органы  чувств человека раздражителей  и соответствующими изменениями  субъективной величины ощущений, немецкий ученый Г.Фехнер вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя (рис. 35). Согласно этому закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего условную исходную величину 0, стала равной 1, необходимо, чтобы величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла в 10 раз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, возросло в три раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицам, и т.д., т.е. каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует усиления раздражителя в десять раз.

 

 

4. Отличие восприятия  от ощущений, виды восприятия.

В отличие от ощущений, в которых  отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При  этом восприятие не сводится к сумме  отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень  чувственного познания с присущими  ей особенностями.

      Термин ощущение  относится к первоначальному  опыту, возникающему в результате  элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано  с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами,  воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии  участвуют высшие когнитивные  механизмы, интерпретирующие сенсорную  информацию. Когда мы читаем книгу,  слушаем концерт, получаем сеанс  массажа, нюхаем одеколон или  едим икру, мы "переживаем" нечто  гораздо большее, чем непосредственную  сенсорную стимуляцию. Каждое из  этих сенсорных событий обрабатывается  в контексте наших знаний о  мире, наш предшествующий опыт  придает смысл простым ощущениям.

      В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.

      Отличие восприятия  в его развитых формах от  ощущений и в том, что итогом  возникновения ощущения является  некоторое чувство (например, ощущения  яркости, громкости, соленого, высоты  звука, равновесия и т.п.), в  то время как в результате  восприятия складывается образ,  включающий комплекс различных  взаимосвязанных ощущений, приписываемых  человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы  некоторый предмет был воспринят,  необходимо совершить в отношении  его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для  появления ощущения этого, как  правило, не требуется.

      Отдельные ощущения  как бы "привязаны" к специфическим  анализаторам, и достаточно бывает  воздействия стимула на их  периферические органы - рецепторы,  чтобы ощущение возникло. Образ,  складывающийся в результате  процесса восприятия, предполагает  взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов.

      Восприятие, таким  образом, выступает как осмысленный  (включающий принятие решения)  и означенный (связанный с речью)  синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов  или сложных, воспринимаемых как  целое явлений. Этот синтез  выступает в виде образа данного  предмета или явления, который  складывается в ходе активного  их отражения. 

Информация о работе Виды ощущений