1. Отсутствием
контакта с самим собой.
2. Неспособностью
к преодолению эмоциональных
барьеров с другими.
3. Неспособностью
и неумением найти свое место
в социальном сообществе.
4. Утратой смысла
собственной жизни.
Переживание одиночества
у подростков связано не
только с ситуацией межличностных
отношений, но и с потерей
смысла собственного существования.
Одиночество в этот период
часто неприятно для подростков,
они жалуются на него, но в то
же время часто его сами ищут. Подросток
хочет быть собой и, одновременно, боится
этого. Подростки еще не задумываются
о смысле жизни, они чаще раздумывают над
тем, любимы они или нет, ценят их или нет
и т.д. [7, С. 62-67]
Выводы по первой
главе.
Подводя
итоги анализа проблемы одиночества,
выявлено следующее: общим в различных
психологических и философских подходах
является понимание одиночества как состояния
человека, сознающего факт своей отстраненности
и отчужденности от мира других людей;
отчужденность человека от других людей
может быть следствием и реального отсутствия
круга общения и значимых связей, и восприятия
человеком своих социальных контактов
как неудовлетворительных; одиночество
осознается человеком в подростковом
возрасте, что связано, с развитием рефлексии,
переходом на новый уровень самосознания;
одиночество связано с усилением потребностей
личности в самопознании, принятии и признании,
общении и обособлении, с кризисом самооценки;
одиночество предполагает переориентацию
общения с родителей и значимых взрослых
на ровесников, что, при отсутствии жизненного
опыта, создает коммуникативные проблемы.
Глава II. Анализ и интерпритация
результатов
В данной
главе будет рассмотрено и
проанализировано мнение самих
подростков об одиночестве, его
причинах и последствиях. Так
как нам необходимо мнение
подростков в возрасте 15-17 лет,
то респондентами могут быть
ученики любой школы г. Кургана.
Пол респондентов не важен. Для решения
данного вопроса было проведено анкетирование
учащихся 9-10-х классов. В исследовании
приняли участие 30 учеников школы №42 в
возрасте от 15 до 17 лет. Из них было опрошено
17 девочек и 13 мальчиков. Так как исследование
носит пробный, пилотажный характер, то
достаточно небольшого количества респондентов.
Данная школа и ученики были выбраны случайно.
То есть выборка была случайной. Для опроса
использовалась специально разработанная
анкета, состоящая из 13 вопросов закрытого
и открытого типа, направленных на выявление
представлений подростков об одиночестве
и их отношению к этому феномену.
Сразу хочется
отметить, что взгляд подростков
на одиночество несколько отличается
от точки зрения исследователей.
Анализ
результатов исследования показывает,
что отношение подростков к
феномену одиночества неоднозначно.
В определении понятия одиночества
мнения подростков сходятся на
том, что одиночество –
это состояние, когда человек
остается наедине с собой.
Большинство
подростков считают одиночество
проблемой. 77% подростков считают,
что это личная проблема, 20% - считают
это личной и социальной проблемой,
и только 3% подростков не считают
одиночество проблемой. Таким
образом, можно сделать вывод,
что подростки в недостаточной
мере осознают, что одиночество
– это социальная проблема. (Приложение
3)
Все исследователи
сходятся на том, что одиночество
в самом общем приближении
связано с переживанием человеком
его оторванности от сообщества
людей, семьи, исторической реальности,
гармоничного природного мироздания.
Естественно, что под «оторванностью»
понимается не физическая изолированность,
а скорее нарушение контекста
сложных духовных связей, объединяющих
личность с ее социальным окружением.
[22, C. 4]
Между тем,
при ответе на вопрос «Является
ли одиночество проблемой в
аспекте общественного благополучия»,
большинство подростков (63%) ответили
утвердительно, 20% - ответили отрицательно,
а 16% подростков затруднились
ответить. Это свидетельствует о
том, что подростки осознают
влияние одиночества личности
на общественное состояние в
целом. (Приложение 3)
В вопросе
о том, приводят ли процессы
социального развития общества
к состоянию одиночества, мнения
несколько разделились: 43% подростков
считают, что приводят, 37% - ответили
отрицательно и 20% - затруднились
ответить на вопрос. (Приложение
3)
При выявлении
причин одиночества 52% подростков
выделили главной причиной особенности
личности. К ним относятся черты
характера, умение общаться и
т.д. На внешние факторы одиночества,
таких как отсутствие досуга,
общения близких людей, смена
школы и места жительства приходится
по 24%. Таким образом, по мнению
подростков, главными причинами
одиночества являются внутренние
факторы, что опровергает основную
гипотезу исследования и подтверждает
альтернативную. Можно сделать вывод
о том, что выбор причин одиночества
зависит от того, как к одиночеству
относятся сами подростки. Из
числа подростков, считающих одиночество
личной проблемой, 55% как причину
одиночества выделяют особенности
личности. Отсутствие круга общения
близких людей выбрали 27% опрошенных,
смену школы и места жительства
– 18%. Таким образом, даже в
совокупности, процент выбора внешних
факторов как причин одиночества
меньше внутренних. Из числа опрошенных
считающих одиночество и социальной, и
личной проблемой, только 33% отметили как
причину одиночества особенности личности.
Большинство ответов пришлось на выбор
внешних факторов одиночества. Отсутствие
круга общения близких людей выбрали 17%
опрошенных, и 50% приходится на такой внешний
фактор, как смена школы и места жительства.
В данном случае, в отличие от предыдущего,
больший процент приходится на внешние
факторы одиночества. Исходя из полученных
данных, можно сделать вывод о том, что
понимание подростками одиночества как
проблемы влияет на выбор причин одиночества.
То есть подростки, которые считает одиночество
личной проблемой, как причины выбирают
внутренние факторы. Те же, кто считает
одиночество как личной, так и социальной
проблемой видят причины одиночества
во внешних факторах. (Приложение 3,4)
Портрет
одинокого сверстника у анкетируемых
выглядит примерно одинаково. Подростки
представляют его как замкнутого, неразговорчивого,
необщительного человека, у которого нет
друзей.
Отношение
к одинокому сверстнику у большинства
подростков (57%) сочувствующее, 30%
подростков считают, что в своем
одиночестве человек виноват
сам, 13% - вообще равнодушны к такому
подростку. Это связано с тем, что сами
подростки не хотели бы оказаться в состоянии
одиночества. (Приложение 3)
Многие
из участников анкетирования
(70%) сами испытывали чувство
одиночества. Значит - это состояние
имеет место быть среди подростков.
37% подростков считают пребывание в одиночестве
естественным состоянием, 30% - считают
такое времяпрепровождение ненормальным,
а 33% подростков не определились с ответом.
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что какого-либо однозначного мнения
о времяпрепровождении в одиночестве
в среде подростков не сложилось. Но можно
выделить особенность в восприятии одиночества
у подростков, у которых чувство одиночества
возникало и тех, у кого не возникало. Из
тех, у кого возникало чувство одиночества,
33% считают данное состояние нормальным,
38% считают ненормальным находится в одиночестве
и 29% затруднились ответить. Те, кто чувство
одиночества не испытывал дали следующие
варианты ответов: 44% считают это нормальным
состоянием, также 44% затруднились ответить,
и только 11% считают одиночество ненормальным
времяпрепровождением. Таким образом,
можно сделать вывод о том, что мнение
о времяпрепровождение в одиночестве
зависит от состояния переживания этого
чувства. То есть те, кто был в данном состоянии,
считают его ненормальным и, следовательно,
не хотят испытать его еще раз. (Приложение
3,4)
С точки
зрения подростков (60%) эффективным
способом, помогающим справиться
с одиночеством, является запись
в какую-либо секцию (спортивную,
танцевальную, музыкальную и т.д.).
На втором месте стоит прогулка
(56%), на третьем месте – завести
домашнего питомца (50%). Далее в
порядке убывания: Интернет (47%), прослушивание
музыки (37%), занятие домашними делами
и посещение развлекательного
мероприятия по 30%, просмотр телевизора
(20%). Своего способа справиться
с одиночеством из подростков
не предложил никто. Из этого
следует, что подростки предпочитают
так называемые активные копинг-стратегии.
Выбор данного поведения не зависит от
того, как подросток относится к времяпрепровождению
в одиночестве, и от того возникало или
нет у него данное чувство. Выбор активных
способов борьбы с одиночеством связан
с тем, что подростки хотят быстрее с ним
справиться. (Приложение 3,4)
Из последствий
одиночества подростки выделяют
депрессию (37%), наркоманию и
алкоголизм по 27%, суицид отметили
20% подростков, уход в субкультуры
(16%). Таким образом, делаем вывод,
что, по мнению подростков последствия
одиночества являются личностными, а не
социальными. Это связано с тем, что большинство
подростков считают одиночество личной
проблемой. Так как большинство подростков,
считающих одиночество личной проблемой,
выбрали вариантом последствия депрессию
(39%), 35% выбрали наркоманию и алкоголизм
как последствие одиночества, 17% приходиться
на суицид и только 9% выбрали уход в различные
субкультуры. У подростков, считающих
одиночество проблемой не только личной,
но и социальной мнения о последствиях
одиночества разделились в равной степени.
По 33% приходится на уход в субкультуры,
депрессию и суицид. Из тех, кто не считает
одиночество проблемой вообще, а это один
человек, как последствие одиночества
выбрал уход в субкультуры. Из полученных
данных мы и делаем вывод о том, что мнение
о последствиях одиночества зависят от
того, как подросток воспринимает эту
проблему. Раз большинство выбрали одиночество
как личную проблему, то и последствиями
одиночества они так же выбрали личные.
(Приложение 3,4)
Таким образом,
анализируя представления подростков
об одиночестве, можно сделать
следующие выводы.
Во-первых, у
подростков в возрасте 15-17 лет
сходное мнение в понятии феномена
одиночества. Само чувство одиночества
имеет место быть в подростковой
среде. Проблема одиночества представляется
подростками как личная и
факторы, приводящие к одиночеству,
выделяются так же внутренние.
Тем не менее,
подростки видят одиночество
главной проблемой в аспекте
общественного благополучия. Но
мнение о том, приводят ли
сложные социальные процессы
развития общества к состоянию
одиночества, разделилось. У подростков
нет однозначного мнения на
этот счет. Отношение к времяпрепровождению
в одиночестве также неоднозначно.
В качестве
наиболее эффективных способов
борьбы с одиночеством большинством
были выбраны активные формы,
что связано с желанием быстрее
от него избавится.
В связи
с тем, что большинством подростков
одиночество было определено
как личная проблема, то и последствия
одиночества были выбраны как
личные.
Это позволят
сделать вывод о том, что
хоть и одиночество изначально
является психологической, личной
проблей, она уже стала и
социальной. А значит, причины и
последствия одиночества также
являются не только личными,
но и социальными. У подростков
же на этот счет мнение иное.
Тем самым наша основная гипотеза
о том, что причинами одиночества
являются внешние факторы, такие
как отсутствие круга общения
близких людей и смена школы
и места жительства в данном
исследовании не нашла своего
подтверждения. И наоборот, альтернативная
гипотеза о том, что причины
одиночества – это внутренние
факторы, была полностью подтверждена.
Полученные
результаты, в целом, дают ясное
представление о многоуровневости,
многофакторности одиночество в подростковом
возрасте. И проблема имеет большое значение
для дальнейшего развития данного направления,
как в теоретическом, так и прикладном
плане.====
Заключение
Одиночество
одна из наиболее серьезных
социальных проблем человечества.
Оно связано с переживанием
человека его оторванности от
сообщества людей, семьи. Именно
в подростковый период это
состояние впервые осознается
наиболее остро.
Подводя
итоги анализа проблемы одиночества,
выявлено следующее: общим в различных
психологических и философских подходах
является понимание одиночества как состояния
человека, сознающего факт своей отстраненности
и отчужденности от мира других людей;
отчужденность человека от других людей
может быть следствием и реального отсутствия
круга общения и значимых связей, и восприятия
человеком своих социальных контактов
как неудовлетворительных; одиночество
осознается человеком в подростковом
возрасте, что связано, с развитием рефлексии,
переходом на новый уровень самосознания;
одиночество связано с усилением потребностей
личности в самопознании, принятии и признании,
общении и обособлении, с кризисом самооценки;
одиночество предполагает переориентацию
общения с родителей и значимых взрослых
на ровесников, что, при отсутствии жизненного
опыта, создает коммуникативные проблемы.====
Одиночество
изначально является психологической,
личной проблей, она уже стала
и социальной. А значит, причины
и последствия одиночества также
являются не только личными,
но и социальными. У подростков
же на этот счет мнение иное.
Тем самым наша основная гипотеза
о том, что причинами одиночества
являются внешние факторы, такие
как отсутствие круга общения
близких людей и смена школы
и места жительства в данном
исследовании не нашла своего
подтверждения. И наоборот, альтернативная
гипотеза о том, что причины
одиночества – это внутренние
факторы, была полностью подтверждена.
Полученные
результаты, в целом, дают ясное
представление о многоуровневости,
многофакторности одиночество в подростковом
возрасте. И проблема имеет большое значение
для дальнейшего развития данного направления,
как в теоретическом, так и прикладном
плане.
В ходе курсовой
работы были решены следующие
задачи:
Изучены теоретические подходы
к проблеме одиночества;
Проанализированы причины
возникновения подросткового одиночества;